Памяти Инны Лиснянской опубликовали статус от Elena Makarova.30 маяКарел Швенк (1917-1945), режиссер, композитор, актер Терезинского кабаре.
Герой моих книг и пьес. Мама в письмах на него часто ссылалась.
Вот что она писала зимой 1994 года:
"То стихотворение, какое тебе хотела переписать, вспомнила, что наговорила на пленку: "по соломенному лучу, за соломенный ноготь держась, я все время куда-то лечу, в комнатенке своей находясь". Это я к тому, что как ни черно вокруг, все-таки за что-то цепляюсь. Цепляюсь и за надежду увидеть вас.
А разве Швенк мог бы жить без такого луча? Вот он и устраивал кабаре. Жизнь настолько сильная вещь именно своей надеждой, что смерть отступает от неё, ей, смерти, нечего предложить живому существу.
Человек не знает, что именно есть Там, чаще, думает – ничего. Я всегда вспоминаю, хотя мне не грозила тюрьма, а только ссылка, иль нож где-нибудь под кусточком о том, что чувствует человек, когда он обложен. Какая может быть реакция на возможность погибнуть?
Помню, когда пришла "повестка", Семен мне сказал: "Неужели ты не явишься хотя бы узнать, что от тебя хотят? (а тут еще и черная Волга среди ночи приезжала вон за сколько км). Семена охватила паника: раз уж так тебя ищут, то значит, впереди – тюрьма. Тогда я рассмеялась: так что мне в нее так торопиться? Пойду, попрошу продления, и будем жить, как можно дольше. Нам директор "Отдыха" не отказал. И я так весело жила, так много тогда писала, так остро почувствовала сладость воли! Это был не пир во время чумы, а просто пир перед возможной чумой.
А пировал ли Швенк во время чумы? Тоже понятие относительное. Гетто, о, ужас, - стало ни чем иным, как "новым" бытованием людей, вместе. Кошмарным бытованием, и тут, как мне кажется, только надежда жизни могла так укрепить дух Швенка, что он устраивал пир – "кабаре", зная о реальной жизни за пределами гетто и желая каждому протянуть этот, "соломенный луч, луч надежды на исход". Но, увы, исхода из гетто не произошло. Но духовный Исход был велик, иначе не было Израиля.

