Все говорят четыре месяца, а я говорю всем полгода, не знаю

уж почему такое стойкое ощущение....
С Леной Макаровой мне довелось видеться дважды, это радость, счастье и память на всю жизнь. Лена давала задание или оценивала работу, а я всегда отчетливо слышала ее голос, интонации, видела глаза и жесты, это не передать.
Спасибо Вам, Лена, за все внимание, время, интерес и трепетное отношение ко всем нам. Благодаря этому нам удалось продвинуться в понимании сути вещей, их глубины, и их состояний. Еще больше появлялось желание изливать свои чувства и мысли на бумагу, сильнее и глубже проникать в каждую работу, над которой пришлось трудиться, которую посчастливилось изучать. Я влюблялась во все задания, наслаждалась каждым образцом, тысячи раз пересматривала и все вглядывалась, вглядывалась и находила что-то новое, срасталась с увиденным. Это были для меня яркие дни и ночи.
С приближением конца семинара, меня одолевал страх, только бы не бросить, только бы не оставить начатое, только бы не забыть то, что надо передать детям, взрослым, всем кто не знает. Как донести, смогу ли я, достойна ли? Думала не смогу, но решила, буду, не брошу, донесу все, что сама смогла понять, пусть не так как Вы, не так как Фридл, так точно не выйдет, но лучше уж я, чем тот, кто не знает того, что понимаете Вы, что чувствую я. Во имя памяти Фридл, в благодарность Вам.
Конечно, надо "расти" самостоятельно, но так хочется надеяться, что Вы еще раскроете для нас Ваш огромный багаж знаний, приоткроете Ваш сундучок секретов и интересных историй. Мечтаю и надеюсь, что все будет.
Здорово здесь было, спасибо всем, кто принимал участие в семинаре, спасибо всем, кто работал и делился своими работами, своими жизненными историями, радостями и горестями.
Самое трудное было для меня, как выяснилось только сейчас, понимание. Мне казалось, все предельно ясно, но пересмотрев странички своего дневника, заметила, что не всегда слышала Лену.
Вот некоторые, хотя и разрозненные впечатления по итогам семинара. Размышления о пройденном.
От кругов, спиралей и восьмерок получала большущее удовольствие, но упорно не рисовала «ребром», думала ритм отдельно, фактура потом.
«Растяжки», как же они потом помогают распределить свет, полутень и тень на угольных рисунках, отделить главное от второстепенного и не увязнуть в серой массе, не запутать зрителя, создать перспективу.
Наполнение цветом... открывала себе фотографии итальянок, смотрела на них, восторгалась и никак не могла понять, чем раскрашивание отличается от заполнения и почему у них органично смотрится заливка, а у меня цвет дребезжит от каждого штриха.
Ритм и звук, дыхание и движение, никогда не забуду.
Наблюдение за состоянием. Фактуры. Формы. Декорации по мотивам. Спиральный мир, это и содержание и оболочка, перспектива, объем, пластика, конструкция…сколько всего в этом.
Пятно и линия. Когда я делала упражнение «пятно и его растяжка», тогда поняла, таким способом можно нарисовать все! Позже применила в контрастах. Все ждала штрих, пока не поняла, что можно обойтись… Не успела так же поработать пастелью, куплю пастельную бумагу и буду пробовать. Здесь мне не дают покоя пастельные рисунки Фридл.
Коллаж…огорчение мне вышло, как говорит мой муж. Сделала только полтора, могла бы больше, можно было по-разному попробовать, не только в мозаичной технике, но и более массивными слоями, более пластичными, фактурными материалами. Кропотливая, но очень интересная работа. Тренировка терпения: ), развитие абстрактного мышления, подбор материалов, умение выстраивать композицию, продумывание и проработка разных планов.
Скульптура. Получила большое удовольствие от работы с глиной и с пластилином. Начиная от первой, самой трудной работы, и до конца. Пластилиновые фактуры я делала два раза, сначала каждую пластину по отдельности, почти закончила и поняла, что не хватает для верхней части колонны глубины. Пришлось все сначала. В вертеп просто играла, если так можно сказать, хотела только попробовать, даже не стала высаживать героев в единую композицию. Каждого слепила по отдельности, в надежде на последующую более продуманную работу с пещерой и волхвами, так и не сложилось. Египетскую пару могла бы еще долго делать, хотела сандалии сделать, лучше ноги проработать, сделать точнее лица. Правда, терпения у меня не хватает на большие работы.
Акварель, буду учиться приемам, и разбираться в цвете.
Наброски и зарисовки, это то, что дает возможность передать характер. Без него вряд ли получится хороший портрет или пейзаж.
Хорошо, что были дневники и выставки, прогуливаясь по ним, я наполнялась настроением, училась, анализировала, радовалась и гордилась работами сокурсниц. Так приятно, столько новых знакомых. Мои родные знают, кто какую лошадь нарисовал, кто что слепил, следили за новостями, новыми уроками, переживали, читали комментарии.
Дети, сколько же детей зарисовало! Мне, кажется, они(а сначала мы) стали чутче, теперь больше слышат, чувствуют и больше понимают. У Матвея точно снят страх рисования. Сейчас он пачками рисует. Очень лаконичные и символичные рисунки, которые открывают мне глаза. Ленины комментарии детских рисунков и наблюдения в одной из тем, бесценный материал, думаю, не только для меня.
Целые семьи объединялись порой для выполнения общего дела. Об этом можно только мечтать.
Я два дня тихо ревела и прощалась с семинаром, проговаривала не раз отзыв, который оставлю на страничках форума. Но сегодня добравшись до нее, я почувствовала себя в начале пути, это совсем другое состояние. И написала, совсем по-другому, совсем по-новому.