Танечка, спасибо тебе большое за статью. С интресом изучила.
По поводу фресок Фра Анжелико, пожалуй тоже поделюсь своими соображениями.. На первой изображена казнь Святых Косьмы и Даимана и их трех братьев.
Вот цитата из Википедии:
Католическая церковь чтит Косму и Дамиана (род.в Киликии или Аравии, ум. ок. 303) 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический Литургический календарь).
Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.
Во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к нем пытки с целью добиться их отречения от своей веры. Однако, согласно легенде, они вынесли все испытания и те не оказали им никакого вреда. Тогда они были казнены через отрубание головы. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo, Leonzio и Euprepio, которые следовали за ними в течение всей жизни.
Так на заднем плане мы видим пять крупных кипарисов, явно устремленных к небесам. Кипарис в христианской традиции символ смерти и вечной жизни. Вот они - пять мученников, поднимающихся к жизни вечной. Еще встретила одно символическое значение кипариса - набожность.
Вот только один вопрос остается - зачем нужен самый маленький шестой кипарис?
Вторая картина «Noli me tangere» ("Не прикасайся ко мне"), изображает сцену встречи Иисуса Христа и Марии Магдалины после его Воскресения. "Иисус говорти ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоанн, 20:17). Кто перерисовывал картину, наверняка заметил, что пшеничное поле делит ее строго пополам, а вертикально центр обозначает пальма, получается своеобразный крест. О Кресте и Крестных мучениях Христа говорят нам и деревья. И на заднем плане слева направо мы видим четыре дерева Крестного древа. Именно их мы видим на картине - кедр (символизирует величие, достоинство, красоту Христа), кипарис (с ним уже сталкивались), пальма (символ бессмертия, мученичества чистоты) и олива (символ памазания на царство) (вместе четыре дерева дают символическое обозначение четырех сторон света). Это, кстати, не характерно для Православия. Согласно православной традиции Честной и Животворящий Крест Христов был сделан из кипариса, певга (сосны) и кедра, он троичен. Но здесь традиция другая. Подробнее о символике того или иного дерева можно узнать здесь:
http://www.symbolarium.ru/index.php/" target="_blankКраткая_энциклопедия_символов
Остается пятое дерево, которое стоит поодаль. Здесь тоже есть догадка, не могу утверждать на 100%, но ассоциация у меня возникла. Посмотрим, что держит Господь в своих руках... Это похоже на топор или секиру, которая на рисунке в его руке находится у корня древа, которое точно идентифицировать не могу. Зато у меня в голове сразу родилась отсылка к евангельскому тексту. Иоанн Креститель в Евангелие от Матфея говорил: "Уже и секира при корне древ лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф. 3:10). А дальше "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее мнея; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; Лопата Его в руке Его, и он очистит гумно Свое и собрет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым."(Матф. 3:11,12) Пшеничное поле, вот оно, кстати, тоже на этой картине.
Думаю, если подвести итог, то у Фра Анжелико мы видим, что вот он Господь Воскресший, преодолев крестные муки, восходит к Отцу нашему небесному, чтобы в том числе вершить Страшный Суд, о чем никто не должнен забывать. Прямо хочется продолжить словами Иоанна Крестителя их той же главы "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 3:2). И первой явился он Марии Магдалине, раскаявшейся блуднице, за спиной которой, кстати, зияет чернотой пещера Гроба, возможно, кстати, как напоминание о грехе и смерти, к которой они ведуд. А свет на этой картине исходит именно от фигуры Христа, свет вечной жизни.
Приблизительно это приходит в голову, когда смотрю на произведения Фра Анжелико. Каких-то дельных искусствоведческих изыканий об этой картине, к сожалению, не нашла. Один автор даже развеселил: "Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно.
Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе, характерный для алтарного образа Снятие с креста и других картин Анджелико." (
http://www.sky-art.com/fraangelico/life/life04.htm" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank) !!!! Это ж надо такое выдать о произведении средневековой живописи, которая насквозь пропитана христианским символизмом! Так же и на русских иконах - практически не бывает случайных деталей, по крайней мере на великих произведениях.
Вот такие соображения. Может кому пригодится.