Девушки, набирающие воду с гидриями перед бюветом Калликренского источника.
Ваза из Вульчи.
Цари Аверна.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Чудовища.
Пиршество Велтура Велха.
III—II вв. до н. э.
Тарквинии, Гробница Щитов.
В IV в. до н. э. греческий историк Феопомп убеждал аудиторию в безнравственности этрусков, о которой он узнал из более ранних литературных источников. Этрусские женщины, утверждал он, были бы счастливы обнажиться и последовать за мужчинами в гимнасии. Он же говорил, что этрусские женщины не занимаются домом, употребляют вино, предлагая тосты с чисто мужской развязностью. Он обвинил в невоздержанности оба пола.Обвинения в свободе нравов проистекали от непонимания, шли из тех обществ, где женщины пользовались не многими правами, где они находились на попечении отца или мужа, проводя жизнь в затворничестве, за ткацким или прядильным станком.
Киликс из Чивита Кастелльяно (350-300 гг. до н.э.)
Но самый резкий контраст наблюдался в положении женщин. Археологи получили документальные подтверждения того, что этрусские женщины из высших классов были грамотны. Зеркала отнюдь не редкая вещь в женских захоронениях. Они украшались мифологическими сюжетами с надписями над головами изображенных фигур, объясняющими сцену.
Археологические документы в виде настенной живописи, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков.
Танцовщица.
VI в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Львиц.
Оказавшись в подземном склепе в Тарквинии, известной как Триклиния, английский археолог-любитель Джордж Дениз едва не улавливал звуки смеха и запахи кушаний. "Первый же взгляд внутрь склепа заставлял замереть от восторга и изумления; впечатление усилилось, когда просияли лучи солнца, а оно выглянуло как раз в тот момент, как я начал свой спуск, — писал Дениз. — Невероятная игра красок на стенах и своде и невероятно живые танцующие фигуры! И краски эти так свежи после двадцати трех, двадцати четырех столетий, будто только положены! Роскошь одеяний, вычурность и странность жестов, идущих из другого мира, от других представлений о бытии, необыкновенная жизненность и энергия всей сцены —этрусский характер внезапно пронзает вас болью узнавания… "
Танцовщица.
V в. до н. э.
Тарквинии, Гробница Триклиния.
Этруски не только наслаждались жизнью во всей се полноте, но и старались окружить себя комфортом в потусторонней жизни. Они строили себе роскошные гробницы по образцу земных жилищ, со всей их обстановкой и утварью, включая постели, кресла, скамеечки дня ног и, разумеется, кладовые с провизией и вином.
Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э.