• На кончиках пальцев

    За кулисами

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Вс авг 15, 2010 6:19 pm

    Елена Макарова: «Дело, в которое вложена любовь»

    Е. Макарова, р. Купер, С.Визенталь на открытии выставки в Вене. 1999 год.
    Изображение


    М.К. Расскажите немного о себе.

    Е.М. Я родилась в Баку, а в 1961 году, когда мне было 10 лет, наша семья переехала в Москву. Здесь окончила Литературный институт имени Горького. Первая моя книга прозы вышла в «Советском писателе», мне тогда было 25. Потом выходили другие книги, четыре из них по искусству терапии «Лечение искусством». У меня есть еще одно образование: я скульптор.

    М.К. Кто ваши родители?

    Е.М. – Инна Лиснянская и Григорий Корин – оба поэты.

    М.К. Как тема Катастрофы вошла в вашу жизнь?

    Е.М. Это связано с темой «Лечение искусством». Я начала свои исследования с рисунков детей Терезина. Хотелось понять, откуда у них, попавших в лагерь еще в раннем детстве, не знавших, что такое жизнь в семье и погибших в коце концов, такое правильное, полноценное отношение к жизни. Об этом я писала в свеой книге «Рисунки детей концлагеря Терезин», она вышла в Москве в 1989 году. Тогда же я задалась вопросом, почему у советских детей, которые учились рисовать на уроках в школе, детей с благополучным детством такое неполноценное отношение к жизни? Рисунки многих нынешних детей отражают больное сознание, а у детей Терезина – наоборот. Эти исследования и привели меня к изучению истории терезинского лагеря.

    М.К. Что вас заставило обратиться к рисункам именно детей концлагеря?

    Е.М. 15 лет я работала с больными детьми — онкологическими, аутистами и, кроме того, со здоровыми, «среднестатистическими» детьми. Вторые меня сильно удручали. И я решила обратиться к примеру «среднестатистических» детей в концлагере. Я не хочу сказать, что они рисуют лучше или хуже. Выяснилось, что их работы очень высокого уровня. В смысле свободы. Об этом феномене я написала несколько книг.

    М.К. Скажите, отклик на эту выставку, ее эффект превзошли ваши ожидания?

    Е.М. Думаю, нет. Дело, в которое вложена любовь, так или иначе найдет дорогу к людям. Все это делалось с большой любовью, поэтому люди и идут.

    М.К. Как вы относитесь к фильму Спилберга «Список Шиндлера»?

    Е.М. Мне гораздо ближе другой фильм — Клода Ланцмана «Шоа». Я дважды его смотрела, хотя он идет 8 часов.

    М.К. Мне показалось, в Израиле тема Холокоста в последние годы приобрела несколько иное звучание, чем прежде, когда считалось, что ее надо замалчивать ради душевного здоровья новых поколений.

    Е.М. Вы правы. И, на мой взгляд, это произошло потому, что старые люди начали говорить. Раньше они молчали, чтобы не расстраивать своих детей, потом внуков. А сейчас, когда прошло уже достаточно много времени, они нашли в себе силы, желание и мужество говорить.

    М.К. О Холокосте вы писали книги?

    Е.М. Вместе с мужем и еще одним автором мы сделали книгу для Оксфорда, в которой рассказывается о западно-европейском еврействе в период с 42-го по 44-й год. Она издана на английском языке. И я получила грант, чтобы перевести ее на русский. Это будет книга, подобная «Архипелагу ГУЛАГу».

    М.К. Какое впечатление на вас производит обновляющаяся еврейская жизнь в России?

    Е.М. Мне кажется, это очень важно для пожилых людей. Молодым проще уехать, а пожилым нет. Очень сложно после долгой жизни в такой тяжелый век, который выпал на их долю, взять — и просто переместиться.

    М.К. О ваших учителях...

    Е.М. У меня был один учитель в жизни – Владимир Павлович Эфроимсон – выдающийся генетик, человек, познавший тюрьмы, ссылки и все же всегда остававшийся верным себе. После его смерти я уехала в Израиль. Сейчас работаю в центре Визенталя в Лос-Анджелесе, и однажды я встречалась с ним. Это было в 99-м году, на открытии выставки, которая у меня там проходила. Ему было 90 лет...

    Симон Визенталь. К имени этого великого человека ХХ века в нашей стране относились враждебно. Прошедший 12 (!) нацистских концлагерей и чудом уцелевший, он был освобожден из лагеря Маутхаузен в мае 1945 года. Тогда при росте 180 см он весил чуть больше 40 кг. Визенталь нашел в себе силы и мужество возглавить Центр поиска нацистских преступников. В том, что многие из них были найдены, даже Адольф Эйхман, решающую роль сыграл он.

    Все это не помешало «Литературной газете», органу Союза писателей СССР, 10 марта 1970 года опубликовать потрясающую по своему цинизму статью «Шпионская контора “Визенталь и Ко”». Впрочем, сегодня табу с его имени снято, и очень хочется верить, что когда-нибудь его книга «Справедливость, а не месть» будет издана в Москве на русском языке.

    А вот те слова, которые произнес Симон Визенталь вскоре после освобождения из концлагеря: «Таким, как я, людям дома не нужны. Мы потеряли больше, чем дом, мы потеряли больше, чем семью, – мы потеряли веру в человечество, в дружбу, в справедливость. А без всего этого я не могу начинать сначала».

    Но Визенталь начал сначала. Значит, человеческая дружба и справедливость в этом мире живы. А значит, жива Память. И свидетельство тому выставка, с успехом прошедшая в МЕОЦ.
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Вс авг 15, 2010 8:27 pm

    эНКа писал(а):Про Терезин

    Я много раз начинала и стирала свои впечатления о Терезине. И от эмоционально-эзотерических повествований, пожалуй, обращусь к реалистичным воспоминаниям, чтобы ничего не упустить…
    У меня была огромная потребность туда попасть. Семья моя настороженно относилась к этой идее, но желание мое учитывали. Вместе с тем муж мой предпочел бы ограничится осмотром камеры Гаврилы Принципа, нежели посещением музея гетто. Мне же важно было просто попасть туда.
    В итоге день получился сумбурным и насыщенным. Мы выехали в Усти-над-Лабем, оттуда посетили Велке Бржезно, вернулись в Усти, заблудились, переругались, отвалился супинатор на босоножке, доехали на поезде до Литомержице, пропустили автобус на Терезин.
    Изображение
    В Терезин попали в 5 вечера, когда уже все закрылось. До последнего автобуса на Прагу оставался ровно час. .Нас высадили на площади, которая в билете гордо именовалась «Hl.nad.» я что-то как-то привыкла, что это означает главный вокзал или хотя бы автостанцию, но это была просто площадь с церковью, абсолютно выжженными газонами, на которых местные мамуськи с колясками совершенно по-русски потребляли пиво, лениво присматривая за выводком детей.
    Изображение
    Водитель-чех убедил нас, что это то, куда нам надо и жестами показал на два пня в левой части площади, обозначив их автобусной остановкой на Прагу. Семья моя к этому моменту был просто измотана, всех мучила жажда. Причем обыкновенной воды, а не приключений. После очередного Полининого кандебобера, мне дали вольную на 50 минут, сказали, что будут ждать меня на пнях, сиречь остановке. И я пошла…
    Улицы были более чем пустынные, кроме мамусек на площади мне вообще больше никто не встретился. И я шла-шла.
    Изображение
    Изображение
    Церковь, в этом доме ставились театральныке постановки…Так случайно я набрела на магдебурские казармы. Изображение
    Кроме фотоаппарата и тысячи крон одной бумажкой у меня ничего не было (нормальные люди туда попадают с единым билетом музея терезиского гетто), до закрытия оставалось полчаса и служитель разрешил мне подняться в экспозицию бесплатно.

    Здесь несколько прозаическое отступление. Ввиду специфики моего ммм физического состояния, первое помещение, которое я ищу, попадая в здание, обычно обозначают двумя буквами. Этим обусловлено то, что в музее я пошла против часовой стрелки и выставку смотрела как бы в обратном порядке. Может поэтому она произвела на меня такое сильное впечателние.

    Там воспроизведены два барака: мужской и женский. И это ужасно… Трехъярусные деревянные нары, вплотную поставленные друг к другу, узкие проходики между ними, веревки с бельем, чайник, лучина….

    Когда новичок появляется здесь,
    всё ему кажется мрачным:

    Не буду картошку черную есть
    и спать на нарах чердачных!
    Кругом грязища и в крыше течь.
    Пол и тот, что земля сырая.
    Как жить мне здесь и куда мне лечь?
    Я себя измараю!
    Здесь шум несносный, здесь мух не счесть,
    зараза — с ней шутки плохи!
    Ой, что меня так укусило здесь —
    да неужели блохи?

    Страшно здесь летом, страшно зимой —
    нас всех Терезин ужасает.
    Но когда мы уедем отсюда домой,
    никто, даже Бог, не знает.

    А дальше шли светлые залы: музыка, литература, живопись, театр в Терезине. Я бродила, возвращаясь то к одному, то к другому стенду, под неодобрительные взгляды суровой служительницы музея, пытаясь впитать и запомнить всю боль и горечь, и тонкие лучики надежды… Пока меня не пригвоздил к полу рисунок Фритта. Вот этот.

    Изображение

    Тут со мною просто случилась истерика: я кажется беззвучно завыла и слезы просто хлынули потоком. Служительница пролепетала, что-то среднее между «боже мой!» и «откуда ты взялась на мою голову», усадила на стул и на всех доступных языказ спрашивала все ли со мной в порядке? «Можно мне еще походить?» «Точно все ок?» «Угу, угу». Я не могла уйти…Не одобрительно качая головой, на второй этаж поднялся кассир. Оставаться дальше было уже просто невежливо и неприлично. Я еще раз поблагодарила его за приветливость и пошла дальше, шмыгая носом и глубоко вдыхая-выдыхая.
    Стоял я в углу и в окошко смотрел в испуге
    туда где меж сердцем и сердцем стоит преграда
    туда где на нарах лежат унылые тени Гада
    там сумасшедший вопя простирает руки:

    «Мамочка………….
    Мамочка, дай мне руку!
    Будем, целуясь, играть! Всё расскажем друг другу!»

    Жалкие люди, лишившиеся рассудка,
    кутаются в тряпье, но даже тряпье — им бремя,
    трясет их от холода, и вопиют они жутко —
    да будут услышаны, прежде чем кончится время:

    «Мамочка, спрячь! Я падающий листочек,
    смотри, как свернулся, как зябко мне, как я гнию!»
    И мощный хорал сотрясает казармы ночью,
    и я, подхваченный вихрем, вместе со всеми пою.

    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Из отпущенных мне 50 минут оставалось 10 и обогнув квартал , моей задачей оставалось выйти к площади. Там и застал свою семью с утомленными лицами в кафе с издевательским названием «мемориал» Изображение
    До Праги ехали молча, каждый осмысливал свои впечатления за день и только Полина беззаботно спал под автобусным кондиционером.

    Я думала о Фритте, о Кине, о любви и детях в Терезине, и о Терезине вообще, о том кто мы, и действительно ли наши нравственные паттерны закладываются в каком-то гене, который может отсутствовать у некоторых людей… а с неба сквозь тучи тянулись тонкие лучики заходящего солнца, тонкие лучики надежды… на лучшее что ли?..

    Изображение

    На стенах грязных грязи пятно.
    Колючая проволока. Окно.
    30 тысяч уснувших навеки.
    Однажды проснутся они и увидят
    Собственной крови реки.

    Я был ребенком назад два года
    Мечтал о дальних мирах.
    Теперь я взрослый, узнал невзгоды,
    Я знаю, что значит страх,
    Кровавое слово, убитый день.
    Не рассмешит меня дребедень,
    Не напугает чучело на огороде.

    При этом верю – все это сон,
    Колокол вздрогнет – и окончится он,
    Проснусь и вернусь я в детство,
    Оно, как дикая роза в шипах.
    Ребенок ущербный у матери на руках, –
    Она его нежит больше детей других.
    Дни моей юности – что ожидает их?
    Враг да удавка.

    Юность страшна. Страшен её приговор:
    Вот – зло, вот – добро, а вот твой позор.
    Там, вдалеке, где детство уснуло сладко
    На узеньких топках Стромовского парка
    Кто-то смотрит из дома. Но в том окне
    Одно лишь презренье осталось ко мне.
    В ту пору, когда сады набирали цвет,
    Мать подарила мне божий свет,
    Чтобы я плакал.

    Я сплю на досках при свете свечном.
    Но время придет, и увижу в упор,
    Что был я всего лишь маленьким существом,
    Таким же крохотным, как этот хор
    Из тридцати тысяч жизней,
    Замолкших тут.
    Однажды воскреснут на милой Стромовке они,
    Подымут холодные веки
    Глянут во все глаза на текущие дни,
    И снова уснут
    Навеки.
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Елена Макарова » Пн авг 16, 2010 1:43 am

    Спасибо, Ассоль и эНКа!
    Стихи Гануша Гахенбурга (1928-1944), которые тут преведены, и детские коляски Фритты...
    Эти вещи, как говорила Фридл, уже настолько вошли в меня, что я не вижу их со стороны, и такой трогательный репортаж о Терезине, с змечательными фотографиями, возвращает меня к истокам. Правда я ничего не фотографировала, но зарисовывала. Переживаний было много, и на разных уровнях. Понадобилось много лет и много книг (прочесть и написать), чтобы что-то понять про жизнь в целом, про относительность всего сущего. Про невероятные возможности, сокрытые в человеке, про взаимотношение условий и сущности личности, про то, что никакие условия не извиняют ленности души. Это очень большая тема, четыре тома про Терезин послужат философам будущего, я свою задачу ограничила до честного исследования.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 51548
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Пн авг 16, 2010 7:11 am

    лена, как же точно вы говорите
    и как несколькими словами говорите главное

    спасибо большое!
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Лина Красная » Пн авг 16, 2010 3:56 pm

    Елена Макарова писал(а):Спасибо, Ассоль и эНКа!

    Елена Макарова писал(а): за такой трогательный репортаж о Терезине,

    И от меня. Столько мыслей невеселых возникло...
    Аватара пользователя
    Лина Красная

     
    Сообщения: 18
    Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 1:58 am

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Вт авг 17, 2010 8:47 am

    http://a88.narod.ru/002gk.htm


    леночка, а вашу статью о беде видали?
    я ее в теме войны разместила
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Вт авг 17, 2010 8:56 am

    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Елена Макарова » Ср авг 18, 2010 12:23 am

    Ассоль, спасбо тебе за напоминание.
    http://magazines.russ.ru/druzhba/1999/12/makar.html
    Я уж забыла, что когда-то и такое писала.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 51548
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение МашиК » Ср авг 18, 2010 3:29 pm

    Елена Макарова писал(а):ограничила до честного исследования

    для многих это недосягаемо широкие границы..
    увы..
    assol писал(а):беззвучно завыла и слезы просто хлынули потоком

    Я не была в Терезине, но эти слова вернули меня к камню Корчака в Треблинке ..
    ...сколько силы, сколько правды, сколько чувств помещается в этих страшных местах.. И как не хочется человечеству смотреть самому себе в глаза..
    Аватара пользователя
    МашиК

     
    Сообщения: 44
    Зарегистрирован: Ср ноя 19, 2008 6:57 pm
    Откуда: Днепропетровск-Иерусалим

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Наташа » Вт янв 11, 2011 1:29 am

    Мы в этом году были у Лены в гостях целых два раза. Первый на Дне Рождения Лизы, а второй раз - вчера... просто так.
    И оба раза были очень важными для нас: для меня, для Аркадия, для Глаши.
    На Дне Рождения лепили птиц, жарптиц.
    Смотрю на фотографии... и думаю, что слова не нунжы...
    Смотрите сами!
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Наташа

     
    Сообщения: 355
    Зарегистрирован: Чт апр 10, 2008 9:32 pm
    Откуда: Москва, Отрадное

    Пред.След.

    Вернуться в Личные страницы Елены Макаровой



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

    cron