Про работу со взрослыми

“Во всех своих книгах о детях я так или иначе пинала взрослых. Они у меня играли роль Бабы Яги. Некоторые, правда, в этой роли закрепились, и тут уж ничего не поделаешь. Бывают такие взрослые. Однако, чтобы помочь детям отпихиваться от зловредных, я решила начать с ними заниматься. И выяснилось, что взрослые вовсе не такие зловредные. Многие просто симпатичные и замечательные, просто ребенок в них свернулся в клубок, подчас очень колючий. Если найти способ размотать этот клубок, и в самой его сердцевине найти ребенка, тот радостно протянет к тебе руки. И выяснится – одного запугали в школе на уроках рисования, другого обругали за плохой рисунок, который был на самом деле, хорошим, над третьим посмеялись, и т.д. Однако, при всех полученных в возрасте 5-11 лет травмах, есть одна общая не сказать ошибка, но крупная неприятность. С пяти лет бывших взрослых учили не тому. Их учили сюжетному рисованию, пересказу увиденного в картинках, а рисование куда ближе к музыке, чем к литературе. Это вовсе не мое утверждение, почитайте Иттена, Клее, Кандинского – великих педагогов, а не только художников, и вы увидите, что я не брежу”
Е. Макарова


Так о чем же мы будем с Вами говорить на семинарах, чем будем заниматься?

Представьте себе, что мы изучаем ноты, но только в линии и форме, представьте себе, что мы сейчас проходим тот путь, который вам в детстве не дали пройти самостоятельно. И, если мы это не поймем путем простых упражнений, мы будем делать то же самое со своими детьми.

У ребенка звук и линия органично связаны через ритм, и он своим путем, если ему не мешать, дойдет и до изображений реальности. Но эти процессы мы сами обрываем. Мы хотим понятности. Вы растерялись с «абстрактными линиями» и решили: но ведь могу же я нарисовать домик! Точно так детям, которые рисуют каляки-маляки, показывают, что они могут нарисовать домик. Или обвести ладошку. И тут можно поставить жирную точку. В этом горниле «художественного воспитания» выживают только бунтари, один на миллион, остальные уходят в воронку.

Мы с вами через анализ простых форм и понятий выйдем и к абстракции, и к реальности, но, самое главное, научимся или хотя бы приблизимся к тому, что называется «искусство». Искусство само в вечных поисках. Только подумайте, что бы стало с Рембрандтом, если бы ему показали картину Клее! Для нас же они классики, оба. Мы не знаем, как будет развиваться искусство в мире компьютеризации, когда реальность строится в виртуале. Наверняка это очень интересный процесс. И в нем строительный материал жизни — материя и форма — будет с невероятной скоростью трансформироваться, но никуда, к счастью, не исчезнет. Так что деваться некуда — и мы будем еще много узнавать о божественных свойствах формы и материи.

Важно различать главное и периферийное. Главное — дать детям и, стало быть, вам, моим нынешним детям, возможность творчески пройти те этапы, которые вы не смогли пройти в нужном возрасте. Главное — научить вас отличать красоту от уродства, слышать (видеть) гармонию и дисгармонию. Это то, что важно для вас и ваших детей в первую очередь.

 

 

1 Про работу со взрослыми.


Copyright 2013 © . Elena Makarova. Все Права Защищены.