Елена Макарова о Фридл Дикер-Брандейс и о себе

 

шла-шла и пришла...

Цепочка преемственности Макаровой, как педагога и искусствотерапевта, идет через такие звенья как Школа Баухауз (Иттен, Клее, Кандинский), ее выпускница Ф.Дикер Брандейс (Вена 1898 - Освенцим 1944), основательница арт-терапии художница Эдит Крамер из Вены, выдающийся генетик В.П.Эфроимсон, замечательный педагог Т.В.Бабушкина...

О встрече с Главным Учителем - Фридл - рассказывает Е.Макарова.

 

Меня спрашивают сотни людей – зачем тебе это?
Я бежала за тенью Фридл, пытаясь ее догнать, не понимая, что это моя собственная тень.
Поиски дают все больше информации, открыты для обозрения (я бегу-то со смыслом, хоть мне и самой непонятным) сотни картин, писем, документов. Параллельно в орбиту втягиваются сотни людей, раскрываются и их судьбы. Например, ближайшая ученица Фридл Эдит Крамер, профессор искусствотерапии и известная художница – ее – жизнь, судьба, искусство. С Эдит вдруг показалось – я понимаю Фридл. Но нет, показалось. Сближение с Эдит – это да! Но Фридл опять ускользает. Наверно она непостижима – как тайна искусства и нашего бытия на этом свете.


Второй вопрос из серии безответных: как ты к этому пришла?

Можно попросту отделаться шуткой: шла-шла и пришла. А можно показать как наши судьбы долго шли параллельно – правда, со сдвигом в полвека, а потом, с 1988 года, стали стремительно сближаться. Сегодня мы с Фридл разъезжаем по всему миру. Вена-Грац-Чешский Крумлов-Париж-Стокгольм-Берлин… Планируется Гонконг. Интересно, с каким чувством простой гонконгец будет глядеть в глаза ребенка, нарисованного Фридл в Терезине 1944 года?

Итак, мы с Фридл разъезжаем по миру, на каждой «станции» зритель вглядывается в ее искусство и жизнь. Я прослеживаю направление взгляда – и вхожу, через плоскость картин, через объем скульптур и пространство театральных сцен – в прошлое, мое и Фридл. И ввожу вслед за собой зрителя.

Детские фотографии. Взгляд ребенка, рано вкусившего горечь. Раннее блаженное знакомство с искусством – Фридл в канцелярской лавке отца, я в коммунальной бакинской квартире – с открытками Гойевских дам с собачками.

Детские рисунки. Строка из работы о детском рисунке: «Вспышками детского вдохновения непозволительно дирижировать…». Фридл работает с неблагополучными детьми в Вене, Праге и Терезине – я в Москве и Иерусалиме.

Теннисный корт, вилла Неймана, детский сад Монтессори в Вене. Эти работы Фридл и Франца Зингера сносят фашисты. Мои «постройки» – композиции, сделанные на уроках с детьми – уничтожает «начальник клуба» в брежневском доме в Москве. Мою прозу «зарубает» советская цензура.

«Допрос». Фридл арестовывают в Вене. Выпущенная, она бежит в Прагу. Меня запирают на 20 лет в СССР – лишают права выезда за «антисоветские высказывания по поводу событий в ЧССР в 1968 году». Бежать некуда – кругом «железный занавес».

И все же – 1988 год, выставка на Крымском мосту, «Рисунки детей кц Терезин – посвященная Фридл». Наше первое совместное выступление. …

И потом – свобода!
Свобода путешествовать с Фридл по всему миру!

http://makarovainit-ru.livejournal.com/3170.html

 



Copyright 2013 © . Elena Makarova. Все Права Защищены.