эти слова поставила Лена Макарова эпиграфом к своей книге «Как вылепить отфыркивание»
Эти слова все время звучали во мне во время нашего семинара. Я увидела, как это происходит. Происходит твое развитие в стократ глубже, чем если бы тебе показали КАК ПРАВИЛЬНО рисовать пейзажи, натюрморты, портреты.
Сегодня утром я просмотрела 45 страниц своего дневничка. Какой отрезок жизни.
Второй курс назывался «Искусство и саморазвитие». Звучала тема, проживалась и в течении нескольких дней семинаристами собиралась потрясающая информация. Я не нашла бы и сотой части того, что выставляли девочки о Босхе, Эшере, Бернини, языке символов. Коллективный семинарский разум создавал условия для саморазвития.
Какая разница между МОИМ 1 и 2 курсом. Я специально возвращалась и делала работы вместе с первым курсом. Мне было нестрашно, понятно и вдохновенно. Как это произошло — я не знаю. В тех же заданиях я видела то, что не видела на первом курсе.
Я научилась сама ставить себе задачи, несколько дней я сидела и самозабвенно рисовала вместе с Клее, высчитывала вес его цветов — меня не покидает мысль, что если в цветные его квадратики вписать цифры — получится равновесный магический квадрат. Я нашла упражнения Иттена в Баухаузе, сколько там интересного. Теперь я просто не представляю как бы я жила, если бы Лена не привела меня к ним.
Мне интересно рисовать лица. Очень. Я обязательно пойду с этюдником на природу. Я очень люблю состояние вдохновенного рисования. Когда хочется еще и еще.
Как же интересно наблюдать за событиями в дневниках. Это вдохновляет, дает силы двигаться дальше и поражает, насколько мы разные. Как и на первом семинаре поражали дети. Когда мамы вдохновенно творят — дети творят тоже. Вместе или параллельно. Поразительный эффект. Мама не ведет в студию — я хочу, чтобы ты научился рисовать, а сидит каждую свободную минутку с красками или пластилином, ползает на коленках, издавая странные звуки и чиркает углем по огромной бумаге. И всё


Еще об одном важнейшем уроке я хочу сказать. Об атмосфере семинара. Мы все попали в резонанс. Стояли ли вы когда-нибудь с огромным звучащим колоколом. Внутри тебя так же начинает все вибрировать и звучать. Глубокозвучный колокол Лена. И весь семинар в резонанс. Слова ободрения и поддержки, слова внимания и участия. Я помню как Юлечка rosen говорила — ой, девочки, мы уже все как Лена говорим

Я хочу собрать со всего семинара наши слова об уроке ПОХВАЛИТЬ. Очень многие писали о том, что по-другому разговаривают со своими детьми, потому что на себе испытали живительную силу доброго, участливого слова. И что самое главное — от чистого сердца!
В этом году моя дочка Катя рисовала на семинаре наравне со мной. В этом году она совершенно по-другому изучала искусство в школе и выбрала его для углубленного изучения на абитуре наравне с математикой и физикой.
Я не перестаю говорить спасибо. Спасибо за уроки, атмосферу, спасибо за мудрость и возможность осознать способность доходить самому

