Как мы ходили в музей в Минске. Часть 1
Пользуясь случаем, решила совместить приятное с приятным и сделать полностью, если получится конечно, хоть один урок этого семинара . В художественный музей своего города я врядли выберусь в ближайшее время да и коллекцию я уже видела и не один раз. А тут такая возможность - музей в Минске, да еще и, как минимум, с Юлей
А дальше дело техники, спросить у Елены Григорьевны можно ли сделать урок с ночевкой в своем музее раньше и в компании. Так и получилось, что "да, можно, собирай компанию". Компания собралась маленькая, но чудесная: Юля (belaga), Таня (Tanita) и Людмила, которая была на первом курсе в прошлом году, а на второй в этом не пошла, так как времени нет. К бабушке и дедушке я приехала с детьми, поэтому их тоже нужно было считать , а значит нужны будут задания и для детей. Агата, узнав что задания Елены Григорьевны будут не только для взрослых но и для детей, тоже приехала в музей с мамой.
Подготовка.
- я думаю, что вам нужно идти в древнебелорусское искусство.
- а что там делать?
- смотри, какая картина, 17 век.
- а может не 17, может 15? (я ничего не знаю про иконопись, читаю текст с описанием из музея. Коллекция древнебелорусской иконописи и сакральной живописи – одна из наиболее ценных в нашей стране. Это самое большое собрание в Беларуси произведений белорусской иконописи отображает историю развития самобытной религиозной живописи, историю белорусской иконы от конца XV (образ Матери Божьей Одигитрии со Случчины) до первых десятилетий XIX столетия. Памятники начала XIX века еще сохраняют традиционные черты классической белорусской иконы: резные позолоченные и посеребренные фоны, особенную иконографию сюжетов и образов. Жемчужины в коллекции древнебелорусской иконописи – иконы «Спас Пантократор» из Бытеня и «Божья Матерь Одигитрия» из Дубенца – произведения второй половины XVI века, «Воскресение Христа» середины XVII века из Бездежа, «Рождество Богородицы» 1649 г.)
- нет, точно 17. Посмотри как изображены персонажи, они обычные люди, и пространство земное, реальное.
- ???
- справа старичок сидит. это, наверное, Иосиф. а, нет. Это Иоаким. И Анна. Рождение Марии. Поищи еще картины на эту тему. С таким же пространоством, композицией на трех точках, сюжетом.
- ?????????????
- поищи Анна, Иоаким, посмотри Anna selbdritt в "Фридл".
Ааааааа! Кто все эти люди, что мне нужно поискать и что потом делать в музее??? А при чем тут фотография скульптуры из трубок и шаров-голов из книги "Фридл"? Начинаю искать кто такие Анна и Иоаким.
- хорошо, поищу. А что потом со всем этим делать?
- исследовать пространство. Вот смотри: "Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери – из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды во время большого праздника дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией". Далее это уже мифология. Посмотри того же Андрея Рублева, как у него организовано пространство.
Уже легче, значит это "Рождение богородицы", значит 17 век. Эту историю я не помню, но хорошо, что теперь понятно кто эти люди и что происходит на картине.
Но что со всем этим делать? Чем отличается иконопись 17 века от ранней или поздней? Как их отличать? Причем тут Андрей Рублев? Начнем с начала. Как хорошо, что есть интернет!
Русская иконопись
"Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных, иконографических канонов. Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах русской культуры этого периода, способствовало появлению нового взгляда на мир. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов[25]."
Вот еще кусочек мозаики.
Так, пространство и Андрей Рублев. Он тут при чем?
Андрей Рублёв
http://andrey-rublev.ru/
Список работ: http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-works.php
Всматриваюсь в пространство, а не в действующих лиц. А вот здесь не так, странно.
"Троица" не такая. Или это я чего-то не понимаю?
Почему?
Ага,"список произведений Андрея Рублева"
А в этом списке "рождество" или "утрачено", что странно иначе откуда произведение известно, или "не достоверно". Так Рублев или нет? Ладно, Рождетсво не берем пока.
Какие еще произведения есть на эту тему? Великое множество!!!! Только выбирай.
А какой век выбирать? Важно это или не важно? И на что смотреть? Ну и задачка.
Нахожу необычного, для меня конечно же, голландца. Оказывается он писал только картины из жизни богоматери.
https://en.wikipedia.org/wiki/Master_of_the_Life_of_the_Virgin
Ничего про композицию на трех точках, ничего про Иоакима, только событие то же.
Но мне же нужна композиция на трех точках. И пространство. Какое пространство?
http://ruvera.ru/rojestvo_bogorodicy
Меня завораживает пространство на первой картине. Но она очень "новая", у нас все таки 17 век. Но какая же здесь классная подборка картин!
-Аааааа! что мне делать? Куча картин, куча икон. Я совершенно не понимаю что мне со всем эти делать. Караул!
- Бери "Троицу" Рублева, голландца и эту:
- А что с ними делать?
- Анализировать пространство.
- Как? Убрать всех с беларуской картины?
- Если сравнивать пространства, нужно убрать всех персонажей со всех картин.
- Значит их распечатать и сделать наброски со всех?
- Да.
Вот еще один кусочек мозаики сложился. Но при чем тут "Фридл"? И при чем тут воспоминание о фотографии скульптуры из трубок и шаров? Октрываю книгу, пролистываю страницы. Нашла!!!!
Так это же тоже Анна и Мария! А еще Христос. Но история та же!!!!
- нашла! а с этим что делать?
- смотреть.
- распечатать и взять с собой?
- взять книгу?
- ага. тогда возьму книгу и прочитаю там историю из нее тоже.
А где же была история про Анну и Иоакима? Ищу ее в википедии. Надо же с собой взять чтобы её тоже прочитать. Нахожу Дюрера.
Вспоминаю Фридл. Нахожу нужную историю. Распечатываю выбранные "пространства" и "Троицу" Рублева, за компанию. Что делать с беларуской картиной теперь почти понятно.
- А там еще есть выставка
- Эрнста Барлаха?
- Да. Стоит на нее сходить?
- Конечно. Он очень хороший скульптор.
- А там что делать?
- Обойти скульптуру и сделать с нее 5-6 набросков.
- спасибо!
....
- а что делать с персонажами нашей картины?
- отправить их в музей на выставку, пусть ходят и на себя смотрят.
- понятно. так и запишу спасибо!