Аня, принимаю приглашение. И переношу написанное сюда )))
Вот до чего дошла, вместо того, чтобы рисовать - пишу. Почему так, не могу начать рисовать пока полностью не сформирую определенное мнение о картине? С Босхом все было очень сложно. Начну издалека, со своего школьного знакомства с художником, когда мама купила мне тетрадки с его "Садом земных наслаждений". И вот я сидела на уроках и, когда было скучно, рассматривала, рассматривала и рассматривала. Мне картина очень нравилась, но я считала Босха художником 20 века, типа Сальвадора Дали. Каково же было мое удивление, когда я узнала годы его жизни. Удивительный человек – средневековый сюрреалист.
На первый взгляд, картина, скопировать которую предложила Лена, вполне реалистична. Но пока пытаешься понять, что нарисовано, сталкиваешься с рядом загадок. От такого поворота событий во мне просто проснулся историк! Пришлось вспомнить историю Нидерландов, узнать больше про герцогство Брабант (родину Босха), помянуть святую инквизицию и даже опять заговорить по-английски и по-французски.
Начала с простых символов, которые знала и понимала: собака – символ греха (ооочень часть встречается на картинах именно голландцев), быстро нашлась сова – символ темных сил, мудрости и пр. После чего сомнений в том, что фокусник очень лукавый персонаж, не осталось. И прельщает он, явно, чем-то суетным, темным.
Перед фокусником стоит стол, на нем пирамида (символ центра) и являющаяся центром картины. Кстати, о столе. Когда в первый раз увидела картину, почему-то сразу вспомнила "Троицу" Рублева. Где в центре, тоже стол, а на нем евхаристическая чаша. Посмотрела еще изображения католической мессы. Действительно, похоже на мессу, только на престоле лежат совсем другие предметы. Наверняка все они, да и их расположение, тоже что-то значат, но пока не докопалась.
Но, пожалуй, прежде, чем перейдем на личности, еще о символах. В окне на стене, откуда падает свет, виден четкий силуэт аиста. Помог словарь символов: аист – "символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия". А еще аист – "не только враг ужа и жабы, но и противник дьявола, всякого Зла, символ Христа". Кстати, именно жаба сидит на столе и во рту согнувшейся пополам фигуры. Снова заглянула в словарь символов: "в живописи жаба обычно передает омерзительность греха. В более широком смысле служит символом человека, который хватается за мимолетные удовольствия жизни, а потому и символом всего мирского. Символ алчности." Думаю, что посредством этих символов Босх противопоставляет благоразумие и бдительность погоне за сиюминутными мирскими чудесами и удовольствиями, открывает их природу.
Об этом же повествует и сюжет. Человек на первом плане, у которого изо рта вдруг появилась лягушка, так поражен этим "чудом", что даже не замечает, как сзади стоящий крадет его кошеле. Зато это замечает мужчина в черной шляпе и жестом показывает это молодой девушке, как бы призывая ее быть внимательнее.
Стала разбираться, что это за люди такие собравшиеся поздно вечерком поглядеть на фокусы бродячего мага. Монахиня определилась сразу, благо костюм с тех пор практически не изменился. С остальными оказалось гораздо сложнее.
Почему-то начала с толстой фигуры в зеленом. Вначале, решила, что это женщина в чепце. Но просмотрев кучу средневековых портретов и гравюр, обратила внимание, что чепцы у женщин только белые.
Решила посмотреть другие картины Босха. И вот это меня сильно выручило. Выложу два фрагмента. Смерть скупца и стог сена. На первой – смерть приходить за худым стариком на постели, а на первом плане, он же в зеленых одеждах и зеленом тюрбане, преумножает свои богатства. Одежды очень похожи на те, что мы видим у фигуры за столом.
А второй фрагмент – часть картины "Стог сена". В центре ее – стог сена как символ мирских удовольствий, которые на самом деле ничто – лишь тень и тщета. Зато все за них дерутся и только и мечтают урвать кусок. Слева приближаются король и епископ, со свитой, им ничего не надо делать, они берут сена столько, сколько захотят. А теперь посмотрите, кто ставит лестницы к стогу для короля и епископа! Один зеленый в зеленом тюрбане, а второй – похож на нашего товарища в красном колпаке, любителя лягушек. Судя по всему, это мелкие должностные лица, чиновники, собирающие богатства для своих господ, прокладывающие им "лестницы" к мирским богатствам. Просмотрела все что могла, чтобы увидеть как выглядел сельский староста, балья или нотариус в XV в. Но к сожалению, не нашла. Зато еще обратила внимание, что одежды нашего красного очень похожи еще на одежды кардинала. Вот, к примеру, портрет (одежды более роскошные, но цвета и принцип тот же):
Также сбоку на поясе кроме почти украденного кошелька, висит ключ – от казны? от города? В любом случае, пришла к выводу, что ребята собрались те еще ребята. Наш простак на проверку оказался кем-то вроде важного чиновника, скорее всего еще как-то связанного с церковными делами (сбором церковной десятины?). Кстати, в "Стоге сена" на первом плане гуляет и наш фокусник в цилиндре с мальчиком, ну и сову не забыл прихватить.)))
А в нашей картине, на мой взгляд, два плана. Первый – сцена одурачивания: фокусник-мальчик-староста (назовем его так) и вор. И чуть поодаль группа людей, которые, на все это неодобрительно смотрят. Противопоставление: благоразумные наблюдатели – мошенники и "дурак".
Вор на переднем плане. Про него из французской статьи я узнала, что он одет в наряд монаха доминиканца. Кстати, обратите внимание, стрижечка-то у него под горшок, жаль лысины из-под тюрбана не видно. Орден доминиканцев и осуществлял инквизицию в Испании и на территории других ее владений, в т.ч. и Нидерландов. Вот такого доминиканца в пенсне (для большей важности?) Босх записывает в воры. Почему?
Мальчик. Кстати, не могу понять, что за игрушка у него в руках. Кажется флюгер? На одном французском сайте нашла, что картина иллюстрирует средневековую поговорку: "Qui se laisse séduire des jongleurs perd son argent et devient la risée des enfants !"
http://philophil.com/philosophie/echang ... oteur.html" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank Перевод примерно следующий: "Кого соблазнили жонглеры, тот теряет деньги и становится посмешищем для детей!" Может именно для завершения образа нужна фигура мальчика, как в "Платье голого короля", все понятно и ребенку, но только не самому простаку.
Но Босха интересует не только само "представление", но и реакция окружающих. Итак, разберемся с наблюдателями. Слева молодая женщина и мужчина в шапке как у художника на картине Вермеера "Искусство живописи" (муж и жена?). В одной из статей нашла: "на раннем полотне Босха «Фокусник» (1478) в группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. Это молодой человек с интеллигентным лицом в одеянии члена гильдии Святого Луки, к которой принадлежали художники и ремесленники, и молодая женщина рядом с ним, стройная и изысканная, в богатом платье и фетровой красной шляпе с пером. Молодой человек указывает ей на вора, вынимающего из кармана зазевавшегося зрителя кошелек. Интуиция подсказывает, что это — сам Иероним Босх, а женщина — его жена, Алейд ван Меервенн. Художник бодрствует, наблюдает, обличает ложь и стремится увидеть истину — таков глубинный смысл этого образа." (
http://www.newacropolis.ru/magazines/7_2005/bosh/" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank). Интересное предположение, не правда ли?
За ними мужчина в черном и монахиня с лицом Путина :))). Наблюдатели? Монахиня строго смотрит на шар в руках фокусника. Вряд ли она это одобряет.
Персонаж, у которого мы видим только голову, показался любопытным. Нет ни шапки, ни костюма, по которому современник мог бы определить род его занятий. Это значит, что современникам, или тем, для кого писалась эта картина, достаточно только взглянуть на его лицо, чтобы понять кто это. После того, как дошла до этого решила, что этого-то точно никогда не узнаю. А потом решила еще раз посмотреть на портрет Босха, чтобы проверить любопытное утверждение из статьи. Только мне кажется, что именно этот рыжий дядечка, стоящий, кстати, особняком в самом центре толпы, вот он и есть сам художник.
А вот и портреты, особенно близок тот, что в цвете. За его спиной мужчина в шапке как у Брейгеля (изображение чуть ниже), похоже или художник или ремесленник.))). Может его подмастерье?
Теперь, пожалуй, следующая пара - коричневый-зеленый. Судя по всему, пожилой господин в зеленом тоже какой-то чиновник. Постаралась определить род занятий юноши (думаю, что это не женщина, а молодой юноша) в коричневом, кажется он тоже не простой человек. Скорее всего, либо из торговцев, либо из дворян. Человека в похожей шапке нашла на картине последователя Босха – Питера Брейгеля старшего "The Painter and The Buyer".
А картины, покупали, как правило, дворяне или купцы, в любом случае, не бедные. Но главное, зеленый и коричневый явно пришли вместе и впечатление производят положительное. Мне кажется, пожилой как бы уводит молодого, отстраняет его от стола. Тоже предупреждение?
И кстати, вопрос: зачем понадобилось так много персонажей, чтобы они взирали на сцену обмана и призывали нас к бдительности? И почему, если все всё видят, никто не прерывает сцену мошенничества?
Кстати, очень любопытным показалось посмотреть позднейшие копии, и узнать, как другие художники увидели эту картину:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Categ ... ymus_Bosch" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank Может, кому пригодится? Судя по количеству копий, картина в средние века была очень популярной.
А для себя мораль сцены определила словами песни кота Базилио и лисы Алисы "На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь…" Товарищи, будьте бдительны! И речь в первую очередь о духовной бдительности, чтобы не погрязть и не утонуть в мирской суете. Иначе, кем бы ты ни был, какое бы положение не занимал, станешь посмешищем для окружающих. Может поэтому и наблюдателей много? Муж – удержи жену, отец – предостереги сына, монахиня храни верность обетам, художник – оставайся наблюдателем, обличай ложь и покажи ее людям, пусть на себя оборотятся.
А теперь можно спокойно рисовать. ;-D