Мне кажется, можно говорить не только об изображении фокусов, но и о картинах-фокусах. Например, картины-обманки.
Поспорили два художника — Зевксис и Паррасий: кто из них лучше. Зевксис нарисовал виноградную гроздь и поставил картину возле открытого окна. Пролетавшие мимо птицы увидели виноград, сели и попытались клевать нарисованные ягоды. Пришла очередь Паррасия. „Ну и где твоя работа?“ — „Там, за занавеской“. Зевксис подошел к занавеске и попытался её отдёрнуть. А она оказалась нарисованной. Легенда родилась в Древней Греции, примерно за 500 лет до нашей эры.
Кстати, я только недавно узнала, что это возможно - у птиц нет стереоскопии, они видят одним глазом, поэтому не воспринимают объем.
Родоначальник жанра обманок в России — Григорий Теплов, художник, поэт, музыкант, философ, государственный деятель XVIII века.
Это его натюрморт в Эрмитаже (правда много зависит от размера, расстояния вживую)
А это автопортрет с семьей Дрождина, тоже 18 в. Не сразу замечаешь, что жена изображена на картине.
Великий "фокусник" 20 века Рене Магритт))
4 слоя. Картина-реальность-картина-реальность!
Отдельную группу составляют "двоевзоры" и "троевзоры", когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со „спрятанными силуэтами“ появились, видимо, в средневековой Франции. Главными их героями стали, разумеется, короли.
Мне очень нравится рисунок Каню
О. Каню. „Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)“. 1815 год. В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.
Неизвестный художник. „Лилии Франции“ (шесть силуэтов семьи Бурбонов). 1815 год.
Ну и мой украденный Дель-Прете
С. Дель-Прете. „Тайна между осенними листьями“. 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.
Потом добавлю про картины-оборотни))