Аня, Юля, Лена, спасибо за ваш разговор!
Аня, я написала не о воспитании, а о рисовании. Если мы будем рассуждать обо всем, что касается радостей жизни и тут же предполагать, куда эти радости могут завести в своей необузданности - мы уйдем в дремучий лес, и никогда не сможем вынырнуть из темных прогнозов будущего, обесценивая и топча настоящее. Уход в крайности - для меня это нежелание или неспособность понять то, о чем говорит другой человек. Потому что так можно на корню запороть любой опыт и любую истину.
Я написала о ребенкином творчестве. О рисовании в основном так, как я понимаю и вижу это на опыте трех-четырех летки. Этот опыт для меня ценнее, чем тот, который получала я. Схемы, готовые рецепты, порядок на рабочем месте (у меня это был вообще стульчик) - я в рамках, я всю жизнь в рамках, и мне хочется иногда плакать - потому что выходить из них не просто. А быть в них - душно. Если своему ребенку я не буду задавать вот этих рамок в его вот этом возрасте (повторюсь, рамок в рисовании)) - для его творческого выражения это будет ценнее. Я так чувствую, и вижу ну опыте. Я так вижу на детях, с которыми занимаюсь.
Мне очень близко то, что говорит Лена. И то, что она говорит - оно на опыте видно. Плоды есть. Для меня это было открытием - другой взгляд на творчество, другой подход. В нем обнаружилось много ценностей. И это я узрела в свои-то после30лет.
И еще немного, чтобы пояснить. Когда я говорю о "восторгаться" - это не значит восторгаться в крайней степени. Это значит - радостная реакция за открытия ребенка, но не равнодушие или корча бровей.
Где вздумается и как вздумается - это тоже крайности. Это значит, я разрешу рисовать там, где считаю уместным, но ограничивать пространство его столиком - ограничивайте. Я не буду. Моя и папина территория - не для его игр, но моей территории в доме не так уж много, остальное - не пострадает. Смотрите проще на эти вещи.
Мне кажется, лучше сразу поставить все на свои места, чтобы зря не надеялся. - лично для меня это страшно. Это все равно что я верю в Бога, а ко мне приходят и говорят - а его нет. Чтобы я зря не верила и не надеялась. Понимаете?
Да, я согласна с тем, но сколько горя принесло миру наше извращенное представление о благе!
И еще, так, лирическое отступление...
У мужа есть сын от первого брака. И есть его мама, бабушка сыну. Она педагог в прошлом. Человек авторитарный, хотя и спокойный, рассудительный. Ее подход к воспитанию - это всегда прогнозы на будущее, как правило, в темном свете (ведь сын живет не правильно, внук тоже не понятно че да как). И когда внук садился перед экраном, и начинался разговор с бабушкой.. лично мне хотелось закрыть уши и не слышать то, как на плечи 10-летнего мальчика ложится вся тяжесть его будущего. Предсказанного уже сейчас его будущего... Мне-то не просто это слушать, а ему, вжимающему голову в свои плечи.. И вот человек растет, ему уже 14. Он всего, ВСЕГО боится. И интересов у него нет. Я не говорю, что это бабушкина вина, тут много чего может быть. Но когда он высказывается о том, что это делать не сможет, потому что это опасно, и чем это чревато.. я слышу голос его бабушки, свой свекрови.. Сына она воспитывала так же. Сын не любит родительский дом. У него плохие воспоминания о детстве как об ощущениях отсутствия любви, непринятия, мрачных прогнозах и постоянных обидах на то, что он не соответствует маминым представлениям. Сын редко звонит домой, приезжает тоже не часто. Ему трудно там находиться, потому что на плечи все время ложится какая-то невидимая тяжесть. Его стиль жизни там не принимают, потому что он не вписался в схему. Изначально. Даже если и был отличником, ходил в разные секции, все равно не "дотянул" до нормы ))))
И дело тут совсем не в том, что если не авторитарный - то сразу вжжииииххх в конец другой палки - демократический. Не будем про всея свободу, всераспущенность и вседозволенность. Есть то, что называется золотой серединой. Ее надо учиться находить. У нас есть в истории потрясающие педагоги, они могут подсказать, Сухомлинский, Корчак и другие.. Их уже нет. Но есть их продолжатели, например, заслуженный педагог Шалва Амонашвили. Его лекции, встречи с ним. Для меня поддержка в вопросах воспитания, ориентир - у них. Это не о рисовании, это в целом, то что вы затронули.
Я так считаю. И это я говорю не в спор, но в рассуждение.