Отпустить бабочку (размышления после семинара)Под конец семинара, вернее, когда я писала отзыв, пришло осознание, что кульминацией всех заданий для меня стало изготовление кардиограммы, а именно бабочки на черном фоне. К этой бабочке я шла долго………
Почему-то долго не могла начать……..начать делать задания (вернее продолжать, потому что первый урок для меня был очень плодотворным: и поиск картины, и создание коллажа, и изготовление плаката), а потом…..что-то стало напрягать (не могу понять что именно, просто помню некоторое напряжение и раздражение)……Почувствовала, что и в таком состоянии я тоже себе интересна и решила познакомиться с собой заново (так я знакомлюсь каждый раз, как только появляется новое дело). Жизнь-то никто не отменяет «при любой погоде». Поэтому продолжала делать уроки, правда без энтузиазма, скорее из чувства долга, и сделала акцент на той работе, которая мне показалась наиболее интересной: урок первый и пятый полностью, а остальные – частично. Если честно, я и думала, что каждый выполняет только то, что хочется, а что не хочется, можно и не делать. Возможно, то, что не хотелось делать и было самым необходимым. Задание с черно-белым коллажем и созданием плаката (по первому уроку) выполняла с таким чувством интереса, что не замечала времени. Задание по пятому уроку «День-ночь» вызвал самые разные состояния: от головной боли, тошноты, усталости до приятного покалывания в пальцах и тёплого блаженства в животе. Когда делала «кардиограмму», мысли по её изготовлению шли с такой лёгкостью, что я даже удивилась своему быстрому темпу работы. Но как только до меня дошёл смысл созданной работы, то сразу негатив нахлынул на меня. Я отложила работу, вернее сложила её пополам, чтобы не видеть. Но содержание меня не отпускало до тех пор, пока я не приклеила бабочку на тёмный фон. Мама, посмотрев на кардиограмму сказала: «Приклей её в медицинскую карточку, будет, что доктору показать»
. Муж отреагировал следующим образом: «Ты понимаешь, что ты сделала: чью-то жизнь закончила». Чтобы я там не сделала, главное – сделала и почувствовала себя лучше. Наверное, мне надо было отпустить бабочку ………..
Этот семинар был для меня еще необычен тем, что в нем АКТИВНО участвовала моя Мама. Она сделала все задания по урокам, за исключением росписи на стекле. Над чем-то мы трудились вместе. Мама брала на себя роль генератора идей, а потом мы воплощали мысль. Иногда было нелегко что-то Маме объяснить по уроку, я задавала вопросы Елене Григорьевне, а потом комментировала ответы. На эти комментарии Мама снова задавала столько вопросов, я немного уставала (думаю, надо научить Маму общаться с компьютером на «ты»). Самым запоминающим для неё было задания по Бёклину: столько комментариев, разговоров, «фонтан идей». Часто Мама занималась искусством по ночам (тихо и никто не отвлекает). Я увидела, что она тщательно и кропотливо рассматривает репродукции, анализирует задания, карандаш и блокнот у неё на видном месте («всегда по рукой»). Самым трудным для неё было последнее задание, потому что ей важна «конкретика»: какой материал использовать, последовательность соединения всех частей в целое. Заметила, что когда замыслов может быть много, ни один может не воплотиться (обнаружила в Маме растерянную девочку). Обсуждали мы долго пятый урок: как только наметили последовательность, началось выполнение.
Как-то я пришла и сказала, что не хочу выполнять урок. Мама ответила кратко: «Это неуважение к Учителю». Меньше всего мне бы хотелось проявлять неуважение к Вам, Елена Григорьевна. Знаю, что у меня остались несделанные работы и не знаю смогу ли я их доделать, но мне нравится это тихое участие: выставлять работы Мамы, смотреть чужие работы (и с Мамой вместе и одна рассматриваю и наблюдаю чужую линию, форму, цвет), читать комментарии и иногда оставлять свой короткий отзыв. Девочки, спасибо за возможность гостить в ваших дневничках.
Елена Григорьевна, благодаря Вам, за время семинара, я сделала маленькие открытия: перестала себя убеждать, что не умею рисовать (я заметила свои успехи и даже как-то неловко стало: зачем-то себя убедила в неумении держать карандаш и кисть и очень долго с этим жила, УМЕЮ); наверное, странно звучит: «призналась в любви к бумаге» (мусор, обрезки, фантики) – аппликация и коллаж самые интересные для меня виды искусства. СПАСИБО!!!
Немного смущаюсь, что заданий сделала не так много, а отзыв получился очень большой.