Что мне необходимо? Знание психологии, чтобы побудить детей к творчеству, но, в то же время, суметь распознать их трудности; работать самой – только тогда можно работать с ними, не вызывая неприятных чувств, лучше всего, одновременно и самой, и вместе с ними, контролируя и соизмеряя всё это с теми неприятностями и сложностями, через которые необходимо пройти со всей ответственностью, дабы раз и навсегда расстаться с пагубной привычкой быть не-в-ладу-с-самим-собой!
Метод: все это нужно не для того, чтоб втиснуть молодых людей в какие бы то ни было рамки, а наоборот, чтобы дать им широчайшее пространство для самостоятельного развития. Чем меньше умеешь и чем меньше из себя представляешь, тем сильнее желание втискивать других в рамки. Ведь проникновение в чужой внутренний мир требует обширных и глубоких знаний, а профессия «учитель», прежде всего, работоспособности и железной самодисциплины. Не навязывать, даже исподволь собственных представлений; отказавшись от амбиций, стараться увидеть в той или иной работе то, что присуще данному ребенку, даже если это не имеет непосредственного отношения к рисованию. Это означало бы, что, в известной степени, по крайней мере, во многих случаях, пришлось бы принести в жертву "успешность", т.е. результат. Внутренний подход подведет ребёнка к той области, в которой у него действительно есть способности. Я считаю рисование, вообще искусство, возможностью открыть для себя очень сложный конгломерат явлений, из которого лишь некоторые вещи поддаются обособлению. Оно увлекает и согревает душу тем, что переводит радость и сознание того, кто творит, непосредственно в действие, минуя слова. Учитель должен быть готов к небывалому объёму работы, при этом еще и обладать исключительной гибкостью и скромностью.
Чтобы добиться чего-то существенного, лучше было бы преподавать совместно с несколькими людьми, то есть, с историком искусств, историком, философом, психологом, художником.
Вернуться в Книги Елены Макаровой
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1