Елена Макарова » Чт апр 24, 2008 5:17 pm
Однозначно отвечу - когда вижу, как мои фантазии превращаются в реальность. Все, что происходит после открытия меньше всего занимает, хотя иногда бывают очень интересные рецензии и мнения. Но это как с книгами - писать интересно, а что потом - менее.
Самым острым ощущением была выставка Фридл в Вене. Первое серьезное собрание всех ее работ. Они уже были не на фотографиях, сделанных в разных домах и запасниках, но, свезенные из разных материков, из 10 музеев, взятые для выставки у 16 владельцев, они находились в одном помещении. Это то, о чем мечтает каждый художник, в том числе и Фридл. Я запомнила это чувство счастья - ночь, никого в музее, только мы с Георгом. Смотрю на еще не развешанные по стенкам работы, на витрины с ее игрушками, на текстиль, на рисунки погибших детей, на фотографии, смотрю на своершенно разную Фридл и при этом всегда узнаваемую, даже в архитектруных проектах, и радуюсь. Потом мы ездили с этой выставкой 6 лет нон-стоп, она считалась самой востребованной выставкой миллениума, о ней очень много прессы, но все это совсем другие чувства. А вот это чувство заоблачной, казалось, мечты - кто отдаст работы, кто даст деньги, кто сделает страховку, какая компания перевезет это из множества раных стран - ставшей реальностью и осознанное в ночной тишине дворца Харах, мимо которого Фридл сто раз проходила, - связалось с Мандельштамовским "Я вернулся в свой город, знакомый до слез", - и совершенно растопило мое сердце.