Милица » Чт май 22, 2008 12:13 am
Елена Макарова
вот, накатала.
По Минску были расклеены аппетитные афишки: мастер класс, дворец искусств, именито-знаменитые белорусские мастаки, безвозмездно, урок рисунка, скульптура, даты. Совершенно случайно у меня таки получилось попасть на первое действо. Я не знаю, что такое мастер-класс и с чем его едят. Не зависимо от этого ожидала я примерно следующего: что-то типа вступительной речи-полулекции со слайдами или презентациями; далее нас рассаживают, выдают что-то рисовательное и предлагают попробовать самим, в процессе между рядами прохаживается один из наиболее именито-знаменитых и дает ЦУ, а может и сам что-то изображает. Ну не знаю я что такое мастер-класс))) И, кстати, так и не поняла, то, что было – тот самый заявленный мастер-класс или что-то другое. А было вот что.
Прискакали дядечки, один из них – Усатый – обругал другого, что организация на нуле. Минут 15 они судорожно искали стул и подиум для модели. Сняли один из экспонатов, сам экспонат сволокли куда-то в уголок, на подиум водрузили стул, поулыбались для прессы. Дядечки представили друг друга всем пришедшим, причем Усатый оказался зав кафедрой графики нашей академии искусств. На плохом белорусском он объяснил, что этот уникальный проект готовился с начала года, и сейчас мы все получим уникальную возможность погрузиться в атмосферу творческого процесса, шесть студентов третьего курса кафедры графики все той же академиии искусств прямо вот сейчас, на глазах у изумленной публики будут творить, а она (публика) будет наслаждаться таинством искусства; желающие потворить могут присоединиться, но это те, у которых есть чем и на чем…и что-то еще про знание анатомии и проч., проч., проч.
Короче, я отошла и сидела на скамеечку. Я-то блокнотик взяла, и ручку к нему, и карандашик. Вот тут ко мне никто не домогался с вопросами а что, а зачем, и не заглядывал через плечо. Вообщем, мне можно было не стесняться и не стрелять воровато глазами: у меня процесс!!! Самое интересное, что как только я нацеливалась на жертву, камнем стоявшую и созерцающую студентов перед мольбертами, как тут же она начинала ерзать, куда-нибудь перемещаться и вообще всячески портить обзорность. Одну девушку я отслеживала минут 10 – поймала))) Только один раз ко мне подошли, заглянули в блокнот. Руки моментально одеревенели, дыхание сбилось и щеки стали красные-красные. Любопытный отошел и оказался девочкой лет десяти)))
Во время семинара, прямо скажем, я особо не отличилась на наброски с натуры. Одна натура скакала без остановки по квартире, а вторая работала до полуночи на работе. А тут -раздолье…неожиданно сама для себя я просидела крючком часа полтора, попробовала и ручкой и карандашом. И со мной произошло что-то такое… это было как заново родиться: вот человек, вот он стоит, вот пару штрихов по бумаге – тут плечо, тут складочки – и руками я чувствую, какой он сейчас: этот парень будет до последнего, он пришел за результатом; женщина в кепке – и так зайдет и эдак – ей нетерпеливо-интересно (а мне кажется, что сама она может гораздо четче и осмысленнее, чем те, у мольбертов); тетка с животом – ну, и что покажете, студентики?; девушка в плаще-ну что, ну что, показывай скорее…
Это было удивительно. Когда у Козлова я читала про вчувствование, или впрыгивание в другого человека – я не могла в это поверить. Ощущения – ни на что не похожие. Это всего-лишь карандашная линия, нарушенные пропорции и неопрятная штриховка, но я вижу что-то еще! Что-то, чему не могу найти названия.
Так меня проняло, что я сама попала под раздачу. Голову поднимаю – парень напротив сидит – глянет – и давай в блокнот. Интересно, а ему было видно в его набросках, что у меня жутко разболелась спина от скрюченного сиденья?
Ушла я раньше, чем закончился мастер-класс. Глянула во все мольберты. И знаете, что понравилась из всех мне только одна работа – в ней было видно, какая эта модель шустрая, заводная, как ей везде надо успеть и попасть. А работа Усатого зава мне не понравилась (к своему стыду я так и не запомнила его фамилии).