Теперь про Менин.
Взгляды
Первый вопрос: на кого они все смотрят? На позирующих, видимо, а может быть на нас ...на "невидимого" второго художника.
Персонажи только вошли, и с любопытством смотрят: девочка, карлица, фрейлина, мужчина, стоящий за спинами фрейлин.
Монахиня, стоящая рядом с мужчиной, что-то говорит ему, будто только вошла и делится впечатлениями.
А вот собака здесь была, мне кажется. Мальчик (судя по одежде) трогает её ногой, вошёл, увидел собаку, и сразу уделил ей вот такое внимание.
Мужчина, стоящий в дверном проёме, тоже смотрит на позирующих? вполоборота. Он собирается уходить судя по тому, как у него стоят ноги на ступеньках, но напоследок решил взглянуть. По видимому он приводил девочку с её приближёнными сюда, в комнату.
И фрейлина, подающая чашку (попить?), мне кажется, тоже была здесь. Возможно она находилась в комнате, чтобы прислуживать королеве и королю.
У 4х персонажей вгляды "находятся" внутри картины, у 6ти - за её пределами. Кажется, эти взгляды направлены на нас или даже проходят сквозь нас.
вот такую схемку я нарисовала, когда рассматривала картину.
Ощущения
Не могу отделаться от чувства, которое у меня возникает, когда я смотрю на девочку - я думаю об Алисе Льюиса Кэррола. Вот то состояние, когда Алиса проваливается: происходит движение, но в то же время всё как как-будто приостанавливается. И на протяжении всей книги всё движется, много чего происходит, но и время как бы остановилось. И вот наша девочка, она вошла, вокруг происходит движение, но в тоже время, она будто в невесомости, будто даже чуть зависла над полом.
Позы
Ведь позы не свойственны тем позам людей, которых пишут. Это позы "момента", такое впечатление, что они должны вот-вот продолжить движение.
Опять же вспоминаю сразу чаепитие в Алисе, где всё время 6 часов.
Пространство и размер
Так интересно! А именно: размер и пространство картины.
Когда вспоминаешь картину в голове, то она кажется широкой. Когда смотришь на картину и мысленно очищаешь пространство от людей, то картина кажется вытянутой вверх, а когда прикидываешь пропорции, то она оказыается близкой к квадрату!
И ещё: все люди, включая того, кто выходит из комнаты, находятся в нижней половине картины. Вот если картину разделить на две равные части, верхнюю и нижнюю,то все люди находятся аккурат в нижней. Именно это, наверное, даёт ощущение вытянутости, воздуха. И именно поэтому я "помню картину" широкой, я просто запомнила людей, т.е. нижнюю горизонтальную часть.
Деление картины на две части, где в одной - движение и жизнь, а в другой - всё застышее. Вот этим ещё очень сильно подчёркивается одновременно остановка и движение.
Фигура художника - одна из самых незаметных на картине, на мой взгляд, но что интересно, она здесь самая высокая. И когда начинаешь рассматривать его, то видишь, что он достойный, внимательный и находится "в себе, в процессе".
Свет
Девочка освещена сильнее других, будто она только что вышла на сцену, лучи прожектора направлены на приму, она на несколько секунд замерла, все затаили дыхание в предвкушении ... и она сейчас начнёт двигаться, представление начнётся ...
Любопытны красные акценты. Все остальные краски приглушенные. Может это тоже создаёт динамику?
Если коротко, то: в картине присутствуют как движение, так и статика. Часть персонажей в статике, часть в движении, они только вошли. Часть комнаты статична, часть - наполнена людьми. Почти все оттенки - спокойные, но присутствует динамичный красный.
Прошу прощения за "много слов"