Вермеер по линейке
Сегодня я решила, наконец, расстаться с Вермеером, в обществе которого провела не один вечер. Всегда найдётся какая-нибудь мелочь, которую захочется доработать, но я не буду. Лучше я расскажу, что же я с этим самым Вермеером вытворяла по вечерам. Не из эксгибиционизма: а вдруг кому пригодится...
Начну с геометрии. Простите, если длинно. Можно пролистать и посмотреть следующую запись - там будет коллаж.
Лена предполагала, что кафельный рисунок на полу, ведущий вглубь комнаты, поможет нам в неё войти. Немало трудов написано о картинах-интерьерах, приглашающих внутрь и как бы являющихся продолжением той комнаты, в которой стоит зритель. Но одно дело забежать взглядом (хотя нас там, похоже, не ждут), а другое дело выстроить такое же или похожее пространство. Конечно же, я сразу споткнулась об эту плитку, потому что она была выложена по правилам линейной перспективы (хоть и с небольшими огрехами, но всё же), а я никогда не блистала глубокими знаниями в этой области даже в теории, не говоря уже о практике.
Так что пришлось взять линейку и ручку и отправится на поиски точки зрения. Если есть окно, то её проще всего вычислить по нему. Шерлоки Холмсы от искусствоведения в первую очередь направляют стопы к этой точке в поисках разгадки тайны, заложенной в картине. Действительно, здесь нередко располагаются "улики" проливающие свет на скрытый дополнительный смысл произведения: картина, зеркало, эмблема, надпись итд. В нашем случае - пейзаж.
Найдя эту точку (в левом углу картины, почти там, где начинается рама) прочертила линию горизонта, а на ней нашла ещё несколько важных точек схода: от кафеля, стула итд.
Так как я сначала взяла тупой карандаш (подобный эпитет в контексте начертательной геометрии годится и для меня), а копия была маленькая, точки обнаружилась не сразу - отсюда множество неверных линий на картинке, которые я перечерчивать не стала.
Потом я взяла лист бумаги положила его на другой, длинный лист, закрепила скотчем и прочертила на маленьком (чёрном) листе линию горизонта (приблизительно на той же высоте, как у Вермеера) и не щадя стола своего, воткнула кнопку-гвоздик там, где предполагалась точка зрения. Что такое икеевский стол по сравнению с полотнами великого голландца, который поступал с ними так же бесцеремонно?! (Рентген обнаружил на всех картинах Вермеера за исключением первых трёх или четырёх, дырочки для гвоздя)
На гвоздик я привязала нитку, провела по ней мелом и получила отпечатки первых линий: линий оконной рамы, а потом от другой точки провела линии для открытого окна:
Уж не знаю, какой ниткой и мелом пользовался знаменитый живописец, но мои никуда не годились, отпечатки получались бледные, так что в конце концов я стала натягивать нитку, приставлять к ней линейку и проводить линию карандашом. Это потребовало дополнительного времени и отразилось на точности.
После окон провела лучи, которые будут делить наши кафельные плитки по диагонали:
Потом от двух других точек на горизонте провела лучи, пересечения которых образовали рисунок плитки.
Обратите внимание, что комната по глубине напоминает скорее тронный зал, чем небольшую комнатку в бюргерском доме.
Дорисовала фигуры - чудовищное несоответствие больших фигур на переднем плане, близкой, судя по величине картины, стены на заднем плане и убегающей вдаль плитки. Где находится стол, каких он размеров, что с лавкой?
Эти вопросы я задавала себе, пытаясь как можно точнее копировать. Но несмотря на отсутствие грубых ошибок в построении (как мне кажется), результат получался очень странным. Я на практике убедилась в том, о чём многократно читала: о сложностях определения размеров предметов на картинах Вермеера и расстояния до них. Ещё один пятачок в копилку загадок Вермеера.
Нарисовала стул на переднем плане (ещё две дырки в столе на линии горизонта) - стало не так страшно.
Стёрла вспомогательные линии и стало совсем хорошо (на платье линии стирать не стала - всё равно сверху будет цветная бумага).
Ну всё. Занимательная геометрия (привет Перельману) закончена. Уж простите меня, если я выставляю банальности (это они и есть), но я подумала, может, не только я одна такая тёмная в математике и вдруг кому-нибудь это поможет.