С "Фокусником" не все однозначно - в самых "строгих" списках однозначно аттрибутированных картин Босха его нет. Может, потому что сохранилось слишком много копий того времени.
Можно посмотреть тут
http://commons.wikimedia.org/wiki/Jhero ... e_ConjurerСегодня прочитала у Шарля де Тольнея, где он пишет о парадоксе, связанном с его творчеством, состоящем в том, что, предвосхищая искусство нового времени, он обращается к архаичным живописным приемам. "Сходный принцип достижения композиционного равновесия использовался во фресковой живописи итальянского треченто. Особенно он был характерен для фресок, живописующих чудеса, совершаемые тем или иным святым. [...] У Босха обращение к традициям прошлого становится актом сознательного, семантически значимого переосмысления этих традиций. "Фокусник" Босха представляет собой как бы отраженную в кривом зеркале фреску треченто. Место святого, исцеляющего больных и воскрешающего мертвых, занимает лукавый шарлатан, вместо благословляющего жеста, дарующего благодать - рука с появившимся в результате фокуса шариком"1. Эта смысловая параллель - неслучайное следствие механически заимствованного формального приема. Здесь происходит подмена священного еретическим, в этой работе опасность ереси и заблуждений показана с помощью изощренного обыгрывания культурной традиции.
Еще к осмыслению картины (как голландцы любили все-таки подчеркивать социальную роль художника, что Вермеер, что Босх)):
"В группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. Это молодой человек с интеллигентным лицом в одеянии члена гильдии Святого Луки и молодая женщина рядом с ним, стройная и изысканная, в богатом платье и фетровой красной шляпе с пером. Молодой человек указывает ей на вора, вынимающего из кармана зазевавшегося зрителя кошелек. Интуиция подсказывает, что это — сам Иероним Босх, а женщина — его жена, Алейд ван Меервенн. Художник бодрствует, наблюдает, обличает ложь и стремится увидеть истину — таков глубинный смысл этого образа".
Например, почему он Босх?
Известно, что его дед был известным художником Ян ван Аакен, четверо из его сыновей (и отец Иеронимуса) были живописцами, так что не удивительно, что стремясь к "индивидуальной" славе, он взял псевдоним.
Но почему Босх? Исследователи склоняются, что это последний слог его родного города Хертогенбос. НО!
Босх по-голландски означает "лес". Лес был символом всего таинственного, загадочного. Рисунок Босха "Слушающий лес и видящие поля" — видимо, "творческая программа" Босха. Лес — намек на его имя, а надпись вверху гласит: "Несчастен тот, кто повторяет открытия других, а сам не может придумать ничего нового". И одновременно рисунок — это иллюстрация к нидерландской поговорке: "Поля имеют глаза, а лес — уши, и я услышу, если буду молчать и слушать". Кстати, есть сведения, что он медитировал))
Шутка истории, но Брейгель-старший, родившийся там же и считающийся последователем Босха, не брал псевдонима, но фамилия "Брегел" означает "кустарник"