• О "научить ребенка рисовать"

    О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение durida » Пт июн 21, 2013 8:31 pm

    Как научить ребенка рисовать? Частый вопрос. Лично я - без понятия. Но несомненное родительское благо - в глазах ребенка увидеть отклик и искренне его поддержать. Живым участием и неравнодушием, и позже, если интерес ребенка не угасает, а кроме отклика дать нечего, найти учителя. Не просто учителя для галочки, а чтобы душа на него отозвалась, когда сидите в засаде на первых занятиях в образе пытливого наблюдателя.

    Дальше я пытаюсь рассуждать о научении/ненаучении рисованию с мелкого возраста без психологического жаргона. Поэтому не настаиваю на прочтении моих дилетантских наблюдений и выводов. Далее про путаницу, пушистика-пони, радостное свое, и творчество под копирку..

    Путаница в понятиях
    Действительно, как? Сам вопрос задается не верно. Что значит - как научить? Поддержать интерес можно, а научить.. Научить можно играть на скрипке, музыку писать - уже сложнее. Но мы все же подразумеваем под рисованием больше, нежели ремесло. Или нет? Мне лично кажется, что сами родители немного путают. Они действительно искренне хотят, чтобы ребенок развивался в рисовании и был творческим, но путают подход. Считая, что уметь рисовать - это уметь рисовать конкретные вещи. Петуха, человека, натюрморт, портрет.

    Даже великие художники не всегда считали, что они умеют рисовать, а мы хотим именно научить. Чтобы умел рисовать - законченно действие, остановка в движении, тупик. Чувствуете?

    Череда открытий
    От трех и дальше, хотя про 3-4 года рассуждаю уверенно, раз уж наблюдаю за своим ребенком, без книжных заключений. Ведь откуда-то растут корни любого взросления. И в рисовании тоже. Если ребенок проявляет к этому интерес, значит уже закладывает основы своего творческого восприятия деланием его видимым через краски, пластилин и другие вещи. Ребенок играющий, ребенок познающий. Строит свое восприятие по кирпичику. Сегодня он заметил и осознал, что у дома есть крыша, завтра удивленно замечает, что крыша какая-то неровная, а еще цветом не понятным. А еще на крыше любят сидеть вороны. Из трубы иногда идет дым, от крыши тянутся провода. А если помечтать и самому посидеть на ней хотя бы на картинке? Раз за разом картинка усложняется.

    Пони, мой пони
    Арине случайно достался белый конь-качалка с седлом и стременами. Конь что надо, прижился на лужайке. Приручает. И вот она начинает с ним играть. В эту игру она включает все, что успела узнать о пони (пони, видимо, ближе, чем конь). Взяла на кухне все полотенца и понесла его укрывать. Накинула одно:
    - Бабушка, смотри какой красивый
    Еще больше укрыла:
    - Смотрите, ему так не холодно
    - Пойду его покормлю
    Сварила кашу из травы, принесла пони на тарелочке, он все съел. Посмотрела позади:
    - Ой, пони покакал, пойду все уберу
    Нашла проволоку и стала пытаться сделать обод над его головой. Колокольчик привязала на шею, точнее, бубенчик..

    Ручейки мировосприятия
    В рисовании так же, ребенок начинает с какого-то возраста наблюдать и переносить это на бумагу. Эволюция рисованного человека, надеюсь, многим знакома, когда ребенок со временем пририсовывает ему все новые и новые детали, точнее совмещает уже знакомые, постепенно начинает появляться среда, а потом и целые рисованные истории. При этом ребенок рисует те образы, которые его в данный момент взволновали, оставили отпечаток в восприятии, и с этим восприятием ему еще как-то надо разобраться. Нарисовать, нарисовать еще раз, слепить. Переосмыслить, уложить в голове.

    А мы тут как тут, со своими куцыми схемами
    И вот, вместо этой естественной самобытной эволюции ребенку предлагаются уже конкретные рецепты и образы примитивной взрослой мысли. Чувствуете разницу? Это взрослство предлагает ему научиться рисовать. Вырывая рисование из целостной картины восприятия, переосмысления, игры на бумаге, оно предлагает научиться катать шары, потом группу шаров. Оно предлагает нарисовать зайца, состоящего из большого овала, круга поменьше, и скольких-то шаров на месте лап, ушей и хвоста. Я не знаю что потом с этим зайцем делать, ведь схема требует какого-то продолжения. А какое продолжение у зайца из овалов, вырванное из контекста игры, живого восприятия и последующего реагирования через карандаши? ))) остается только схематичить. Схема елки, пенька, гриба, и тд. Вроде как картинка закончена и радует своей адекватностью заботливых родителей? Только где здесь самобытность и открытия ребенка? Дети играют и творят на грани своих возможностей. Так они растут..

    Учим на наглядных примерах, теряется связь с абстрактным (нарисуй яблоко, посчитай яблоки). Перерисовать картинку не просто, требуется усердие, только теперь все внимание сфокусировано на том, чтобы нарисовать не свое, не свой мир выразить, а нарисовать похоже. И появляется странный критерий - нарисовать правильно для условно кого-то, все дальше игнорируя свое как хочется, чувствуется, видится, мыслится, придумывается.

    Но у взрослых крыша едет на правильности и похожести, вот они и плодят на ксероксе обучалки по рисованию. Нарисуй так, пририсуй это. Родители ведутся, они боятся неправильности и непохожести.

    Сравните для интереса рисунки, которые дети приносят из садика, у кого ходят, и те, что рисуют они дома. Правда, если родители озабочены правильностью и похожестью, то есть научительством, этой разницы видно не будет.

    Не важно, видите ли вы своего ребенка художником или нет, важно то, как вы относитесь к его самовыражению, как поддерживаете.

    Мой ребенок рисует, когда хочет. Не хочет - не переживаю. Хочет - радуюсь ее открытиям. Иногда могу подсказать какие-то идеи или что-то вместе поделать. И все, больше ничего. Но так, как она рисует, мне нравится, это гораздо интереснее моих детсадовских работ. Если ребенок кроме садика не рисует, то примитивные схемы скорее всего закостенеют, и он так же будет рисовать вне сада, плодя похожие домики, цветочки, деревца, сердечки, машинки. А родители разводят руками: "Вы знаете, он у нас такой фантазер, все время рисует, не нужны ему ваши фантазийные задания, научите рисовать".

    Если ребенок не хочет рисовать
    И ладно. Было бы из-за чего переживать. Но в ваших силах хотя бы попробовать ему подыграть:

    - все принадлежности держать в открытом месте под рукой ребенка, чтобы он мог в любую минуту взять и порисовать. Особенно в этом сильны дети постарше, которые в гости приходят. Они могут завести, дать толчок..

    - самим предложить что-то вместе порисовать, поклеить, без настаивания, ловя его отклик, ориентируясь на его интересы и актуальности..

    - самим что-то иногда творить, но если родитель от этого далек, не напрягаться..

    - если видите, что ребенок собрался рисовать, вдохновение нахлынуло, не трогайте его своим извечным иди поешь вначале или ну-ка иди за свой стол, на полу не рисуем или еще кубики не прибрал, уже рисовать сел, иди вначале убери. Вот правда, вам надо вы и уберите, вдохновение беречь надо, потом уберет. Потом поест. Да и место ребячье не надо делать за одним столиком для приручения к порядку, пусть хоть где рисует, в рамках разумного, конечно, а то белый плед на кровати в родительской спальне тоже дорог ))

    - обязательно наблюдать, если наблюдается, на прогулках особенно, вне дома..

    - если вам и ребенку (но это уже позже, от шести, наверное) хочется научиться рисовать петуха, то лучшей натуры, нежели природа, не сыскать. Садитесь и рисуйте в деревне. Или фотографируйте в разных ракурсах и рисуйте. Или, если не откуда брать - с картин художников, как минимум, а не с тех пособий, что плодятся в интернете и на книжных полках..

    - да в конце концов, сами пойдите на творческие курсы, если вы новичок, и упражнения делайте дома с ребенком..

    - и самое такое.. спорное, что ли, цепляние к методикам. Оно вам нужно, в них есть ценность? вальфдорские, еще какие-то.. мне они не понятны, но это мое мнение ))

    Несомненно, возраст возрасту рознь, я про начало. На самоучители рисования для мелких сердце не лежит. Для чего ребенку эти примитивы? Это мы уже с вами примитивны, раз думаем, что в них есть какая-то польза. Пусть учится не пустым схемам, а выражению себя, позже учеба начнется, а самое главное с детства усвоено не было.

    Немного наглядности для сравнения
    Конь схематишный, особенно мне нравится описание что за чем рисовать. Мой мамский моск осилил лишь абзац. А там много текста. Это почти как в черчении или в начертательной геометрии.. если точка освещения находится слева сверху объекта, проводим луч из этой точки к этой и тд. Но рисование - не черчение, не законченная схема. А сколько у коней ракурсов бывает?! Все их по овалам учиться рисовать?

    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/olgakultenko/view/569307/

    Ну и для сравнения, конь ребенкин. И две черепахи, ползущие среди колючек. Разница ощутима. Если ваш ребенок творчески, от себя, подходит к рисованию, вы понимаете, о чем я )))

    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/olgakultenko/view/569310/

    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/olgakultenko/view/569309/

    И еще, если вы не согласны или есть что добавить, буду рада услышать и поговорить.
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Елена Макарова » Ср июн 26, 2013 12:58 am

    БРАВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Какой живой коняга и второй рисунок за ним! Как хорошо, что ты показала этот ужас про коня в начале! И текст замечательный!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 46091
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение durida » Ср июн 26, 2013 11:17 am

    Лена, как я РАДА вашему отзыву! Не устаю повторять, что вы - мой учитель. Ведь иногда так трудно ощущение вытащить наружу. Всегда тошнило от подобных схем в рисовании.. а теперь видишь, что этим не только завалены полки магазинов, но и вообще система изо от мелких до школьников зачастую - про это, и в прошлые времена тоже.
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Anya_Le » Пт июл 05, 2013 11:13 pm

    Оля, очень хорошая статья, спасибо. Но я бы не стала так рубить сплеча и отвергать все методики и схемы. ИМХО, ребенка, необузданного в своих фантазиях, просто необходимо ограничивать, загонять в рамки, если угодно. Что позволено трехлетке, для старшего дошкольника недопустимо. Да и трехлетки необузданные мне как-то не близки. Ребенок должен уметь выполнять инструкции, рисовать по образцу, по схеме, раскрашивать объекты, не заходя за края - иначе о какой готовности к школе мы говорим? А как он этому научится, если мы будем позволять ему рисовать где угодно, а не за своим столом, который он - а не мама - должен содержать в порядке? Если позволять ребенку рисовать, когда вздумается, наплевав на приемы пищи, например, полетит в тартарары весь режим - основа гармоничного воспитания, - а за ним и другие, более тонкие, границы.
    Аватара пользователя
    Anya_Le

     
    Сообщения: 3045
    Зарегистрирован: Пн ноя 10, 2008 9:46 pm
    Откуда: ниоткуда (иногда с любовью, иногда нет)

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Юлия Ремпель » Сб июл 06, 2013 2:41 pm

    Ань, какое классное определение - необузданные трехлетки :) Представила, как мы этих демиургов стараемся обуздать :)

    Ты увидела несоответствие в возрасных подходах к рисованию?
    Но ведь изобразительное рисование - и подготовка к школе - это такие разные вещи.
    Своя картина мира, выстраивания отношений с миром, попытка разобраться с отношениями, впечатления - это все есть в детских рисунках.

    Выполнение инструкций - звучит довольно устрашающе. На самом деле - это готовность слышат ДРУГОГО, видеть, что кроме твоего мира - есть другие миры и с ними нужно взаимодействовать. Так что в старшем дошкольном возрасте мы учим детей именно этому взаимодействию.
    мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
    Контакты: Fb,Жж,В контакте
    Аватара пользователя
    Юлия Ремпель

     
    Сообщения: 1782
    Зарегистрирован: Чт май 31, 2012 8:14 pm

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Anya_Le » Сб июл 06, 2013 6:19 pm

    Юль, я не про возрастные несоответствия - я вообще про стиль воспитания, а рисование здесь частный случай. Я знаю, большинство читающих форум придерживаются иных - демократических - взглядов на воспитание ребенка. Мне ближе авторитарный стиль. Я убеждена, что учить слушать другого - дело бесполезное, а вот учить действовать по инструкции нужно. И послушный ребенок, который умеет подчиняться и жить по правилам, мне кажется более развитым, чем самый неуемный мечтатель и фантазер. Ребенку, на мой взгляд, просто необходимо вовремя дать понять, что его мечты и фантазии интересны и ценны исключительно ему, а объективной пользы и ценности в них крайне мало. Иначе мы вырастим вместо нормального человека - непонятого гения. Так что огульное отрицание схем, инструкций и шаблонов везде: не важно, в рисовании или в конструировании табуретки - равно как бурные восторги по поводу каждой "самобытной" детской каракули - мне не близки.
    Аватара пользователя
    Anya_Le

     
    Сообщения: 3045
    Зарегистрирован: Пн ноя 10, 2008 9:46 pm
    Откуда: ниоткуда (иногда с любовью, иногда нет)

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Юлия Ремпель » Сб июл 06, 2013 6:55 pm

    Помню, как в 9 классе Катерина целый год ходила на семинар "Изгои общества". На основе этой темы они учились делать сообщения, излагать мысль. По окончанию факультатива делаешь свой доклад.
    Они взяли разные литературные произведения, и разбирали все на их основе.

    Месяца через два до нее вдруг дошло - что гении - это изгои общества. Помню, как ее это потрясло.

    Она же делала свой доклад на основе "Повелителя мух". Сколько же мы переговорили, почему там все так происходило. Чем массовое сознание отличается от индивидуального. Фрейд "массовая психология" был весь исчеркнут.

    По поводу каракуль :)
    КОгда начинаешь понимать их значение - правда, по-другому их видишь. ОТкрывается смысл :) Это как выучиваешь новый язык - и вдруг ПОНИМАЕШЬ.
    мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
    Контакты: Fb,Жж,В контакте
    Аватара пользователя
    Юлия Ремпель

     
    Сообщения: 1782
    Зарегистрирован: Чт май 31, 2012 8:14 pm

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Елена Макарова » Сб июл 06, 2013 8:52 pm

    "Ребенку, на мой взгляд, просто необходимо вовремя дать понять, что его мечты и фантазии интересны и ценны исключительно ему, а объективной пользы и ценности в них крайне мало. Иначе мы вырастим вместо нормального человека - непонятого гения".

    Анечка, мы никого не растим, то, что заложено, произрастает в среде, которая окружает ребенка, среда корректирует, но не растит ни гениев, ни роботов.
    Польза и ценность - это что такое в применении к творческому процессу?
    Если ребенок сочувствующий, он хочет помочь, если нет - и не задумывается на этот счет.
    Вот моя мама - она не пишет стихи, чтобы улучшить человечество, для этого она сромна и умна. Но не писать их она не может. Творчество предполагает искренность, целеполагание вряд ли питательно для творца. Не думаю, чтобы у Клее были амбиции украсить мир.
    Приспособление к среде - это социальная фунуция взрослого мира - мы хотим приспособить и использовать, желательно во благо. Но сколько горя принесло миру наше извращенное предствление о благе!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 46091
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Anya_Le » Вс июл 07, 2013 9:33 am

    Лен, я не об утилитарной пользе, а о самооценке. Ребенок, привыкший, что родители восторгаются каждой его почеркушкой и позволяют рисовать (лепить, музицировать, болтать чепуху - не важно, что), когда вздумается и где вздумается, не соблюдая режим, - такой ребенок может возомнить, что он действительно умеет рисовать (лепить, музицировать, стихи писать - не знаю, что еще), при этом объективно он ничего этого уметь не будет, и всем, кроме горстки поклонников, это будет более чем очевидно, а "творческие" потуги этого несчастного ребенка, маленького или уже подросшего, будут вызывать у окружающих в лучшем случае насмешку, а в худшем осуждение.
    Тех, кто делает что-то потому, что не может не делать, единицы. Речь не о них, а об обычных людях, которые в результате родительской ошибки будут какое-то время считать, что умеют рисовать. Мне кажется, лучше сразу поставить все на свои места, чтобы зря не надеялся.
    Наш покойный шеф, родители которого оба были известными художниками, рассказывал, что, когда он начал задумываться о карьере художника, отец сказал ему: не надо. Рисовать можно только если не можешь не рисовать. Если можешь - поищи другую профессию. И шеф нашел.
    Аватара пользователя
    Anya_Le

     
    Сообщения: 3045
    Зарегистрирован: Пн ноя 10, 2008 9:46 pm
    Откуда: ниоткуда (иногда с любовью, иногда нет)

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Юлия Ремпель » Вс июл 07, 2013 2:45 pm

    Ань, а при чем тут детский рисунок и судьба художника?
    Потому что одним и тем же словом называют? Рисовать?

    Детский изобразительный рисунок - это одно. Тут родительская поддержка, понимание рисунка, внимание - необходима как воздух. Причем уже на стадии каракульного рисования. Через рисунок идет принятие тебя, твоей личности.

    Очень интересно Осорина рассказывала, как можно видеть переход фризовой композиции у детей в обратную перспективу. Включенность в мир, в жизнь. И когда в 1 классе детей начинают в школе учить рисовать в прямой перспективе, они быстренька запоминают схему - дорогу рисуют так. Дом так. А обратная перспектива, которая присуща этому возрасту прет изнутри:) И все время показывает себя.

    А как только ребенок входит в подростковую стадию, становится больше наблюдателем за миров этих взрослых, тут обратная перспектива сама выходит на первый план, ей даже и учить не нужно. Я смотрю на все со стороны.

    Детское рисование - это не судьба художника.
    мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
    Контакты: Fb,Жж,В контакте
    Аватара пользователя
    Юлия Ремпель

     
    Сообщения: 1782
    Зарегистрирован: Чт май 31, 2012 8:14 pm

    След.

    Вернуться в О чем говорят детские рисунки



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

    cron