32 дня с Иоганном Себастьяном Бахом.
32 дня мы будем, образно говоря, слушать Баха в фонедоскоп, щупать музыку углем, краской, тушью, короче всем, что есть в наличии.
В наших музыкальных бдениях могут принять участие и те, кто никогда не участвовал в моих семинарах.
Стоимость участия 50 долл.
Все вопросы по семинару и запись в этой теме.
Стартуем 15 апреля 2019.
Елена Макарова.
МУЗЫКА И ЛИНИЯ
Иоганн Себастьян Бах - учитель формы
Можно ли соотнести музыку и изображение, и, если да, а в этом участники моих фронтальных осенних семинаров уже убедились, то как подойти к синхронизации музыки и линии?
Я выбрала для вас наиболее "графическую" музыку Баха. Ее можно танцевать и обозначать линией. Разумеется, ее можно ассоциировать и с цветом, и с пластикой, это вы ощутите в самом процессе. Сам материал (музыка) подскажет вам какую вариацию каким образом материализовать. Но уголь, пастель, тушь готовы обслужить вас в любом случае.
Начало – ария, т.е. музыкальная тема целиком.
Затем – 30 вариаций.
Вариации Гольдберга (нем. Die Goldberg-Variationen), BWV 988 — музыкальное произведение, состоящее из 30 вариаций для клавесина обрамляют две арии. Вступительная содержит в себе музыкальную тему целого произведения, заключительная - итожит все, что происходило внутри.
Считается, что вариации были написаны по заказу российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, покровительствовавшего Баху, и получили название по имени личного пианиста Кейзерлинга, юного виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга, исполнявшего их для заказчика; версию о том, что вариации были написаны для ночного музицирования в спальне дипломата, страдавшего от бессонницы, впервые изложил в 1802 г. в первой биографии Баха Иоганн Николаус Форкель.
Несмотря на то, что документального подтверждения эта версия не имеет, в музыковедении принято считать установленным, что юный Гольдберг в конце 1730-х гг. учился у Баха (об этом говорит сходство ранних кантат Гольдберга с композициями Баха), а затем у его старшего сына Вильгельма Фридемана. Наилучшим исполнителем "Вариаций Голдберга" в наши дни считается канадский пианист Гленн Гульд.
Публике, далёкой от классической музыки, вариации известны как любимая музыка Ганнибала Лектера, которая неоднократно упоминается и звучит в произведениях о нём, включая фильм «Молчание ягнят».
Джон Фаулз писал: «Ох, эта музыка. Вариации Гольдберга. Там есть одна мелодия, в самом конце, в очень медленном темпе, очень простая и печальная, но такая щемяще прекрасная — невозможно передать ни словом, ни рисунком, ничем иным, только самой музыкой, такой удивительно красивой в лунном свете. Лунная музыка, светлая, далекая, возвышающая».
А если попробовать?
И как это сделать?
Представим, что это духовная практика. Да так оно и есть на самом деле.
Подготовимся, разложим перед собой необходимые материалы.
Рисуем с той секунды, как начинается вариация до той секунды, как она прекращается. И все. Если кому-то будет интересно попробовать лепить музыку, пробуйте.
По ходу у вас могут возникать несколько вариаций одной и той же вариации, прекрасно. Ни в чем себе не отказывайте.
То, что мы делаем, это не искусство, не смотрите на результат. Это попытка единения, синхронизации через ритм. И все.
Во время этой музыкально-рисовальной встречи будем думать, чувствовать, делиться работами и ощущениями.
В добрый путь с Бахом!