Послание к новеньким и стареньким. 21 октября 2008.
Дорогие мои, начну глобально и может вовсе и неверно, но это то, о чем думаю сейчас: абсолютная свобода аморфна - у нее нет никаких видимых признаков - ни цвета, ни очертаний, ни границ. К абсолютной свободе нас данные занятия не приведут. Разве что подведут.
Наша задача скромней - иметь дело с предметами, которые ни что иное как помещение свободы в разные формы.
Свобода и форма.
Форма выражения свободы.
Это то, что ищет всякое искусство.
А теперь спустимся с облаков на землю и посмотрим на наших собственных детей. Они куда свободнее нас, поскольку находятся в неустанных творческих поисках. Отсутствие жизненного опыта у них компенсируется невероятным воображением.
Но все же и они земные люди. Превращение во взрослых заставит их задуматься о том, как отразить или выразить реальное, видимое, а не только воображаемое. Как нарисовать или вылепить то или это. На этом месте и происходит ломка. Практически все мы - дети-подростки, которым в школе забили мозги периферийными знаниями, вместо того, чтобы просто обратить наше внимание на процессы, происходящие в мире предметном.
Как образуется форма? Ведь чтобы наполнить ее содержанием, надо сначала ее создать!
Во!
А что Фридл на это? Сунулась в ее письма и нашла подтверждение своим мыслям, скорее, расширенную трактовку. Мысленно замените "ребенка" на себя, а учителя - на меня,
и читайте:
"Метод: все это нужно не для того, чтоб втиснуть в какую-то раз и навсегда отлившуюся форму, а наоборот, чтобы предоставить им свободное пространство для самостоятельного развития.
Чем меньше умеешь и чем меньше из себя представляешь, тем интенсивнее ищешь рамки, в которые мог бы втиснуться, дабы оградить себя от пугающей необъятности знаний. Чтобы обучать, а не запихивать учеников в те же самые рамки, требуются глубокие знания, железная самодисциплина и отсутствие честолюбия. Только это даст возможность увидеть весь потенциал ребенка, который может лежать в области иной, чем рисование. То есть, уметь отказаться от успеха (результата), руководить ребенком изнутри и направлять его к тому, к чему у него действительно есть способности."
Требованиям, предъявленным ко мне, учителю, моей учительницей Фридл, я стараюсь соответствовать, это легко.
Далее, Фридл говорит о качествах наглеца, отважившегося учить чему-либо:
"Учителю предстоит огромная работа, о которой он еще и представления не имеет, он должен быть чрезвычайно гибким и скромным".
Или конкретно - искусству:
"Рисование развивает возможности самораскрытия. Оно вводит ребенка в сложный конгломерат явлений; из них он интуитивно выбирает то, что его увлекает, продвигает; в рисовании можно непосредственно выразить радость, молча, без слов.
Для того, чтоб стать истинным педагогом, надо знать историю искусств, историю, философию, психологию, художников.
Ну вот, с помощью Фридл, ее учителей - Иоганнеса Иттена и Пауля Клее - и учеников - Эдит Крамер и вашей покорной слуги, мы отправляемся в длительную рабочую командировку в мир искусства.
О рутине и железной самодисциплине. Добавлю из моего прошлогоднего послания один параграф.
Некоторые вещи, чтобы понять, как они делаются, придется просто копировать. Это все равно как стихи наизусть заучивать.
Очень важно выполнять задания. Отнеситесь к этому как к послушанию, не ждите немедленного результата, просто выполняйте задания. У кого туго со временем - обращайтесь ко мне, дам взаймы без процентов.
Не предлагаю вам ничего, что бы вы не могли сделать.
Все случится само по себе.