Эпилог
Ну вот, прошло без малого 4 месяца.
Что я испытываю, если сказать в двух словах?
Творческое удовлетворение.
После 21000 записей в дневниках, просмотра всех работ, у меня не поехала крыша.
Нет такого человека на свете, который, нарисовав пятно и линию, не сможет нарисовать все, что захочет. Но – по-своему!
Вы получили тот минимум, который был нужен вам, чтобы избавиться от собственных комплексов и помочь детям их не приобретать.
Обратите внимание, как ревностно поначалу вы следили за тем, что у кого получается (а у меня?!!!!!!! ТАК никогда не выйдет!)! И как искренне и очень скоро вы стали радоваться тем удачам, до которых все еще не могли дотянуться!
А теперь представьте школу или детсад, и представьте, что я стала бы критиковать вас за ошибки? Т.е., размышляя логически, я должна знать правила.
Ну какие же могут быть правила в творческом процессе? В нем есть этапы, о них я вам писала (Иттен. 3 этапа творческого процесса). И зачем мешать, если пока не понятно, в чем именно помогать? Мне-то ясно, что если вы будете выполнять задания, у вас все получится, рано или поздно барьер неуверенности падет. Зачем же несвоевременной и неуместной критикой отдалять радостный момент?
Пропустив сию методу сквозь себя, вы сможете встать на защиту своих детей.
Посмотрите, ведь нет ни одной одинаковой работы даже в скучном занятии – рисовании растяжки от белого к черному через серое!
А уж там, где есть поле для творчества, там вообще инвариантное количество вещей, у каждого – своя!
В группах 2-го курса – тоже невероятные открытия, самораскрытия. Там куда меньше упражнений, куда больше заданий, требующих раздумий и творческой фантазии.
В целом у вас и у меня накопилось столько материала для размышлений, и нужно время, чтобы вещи осели в сознании. Не волнуйтесь, если после семинара у вас не будет возникать желание рисовать или лепить. Все, что открылось – не закроется, никуда не уйдет, в какой-то момент у вас сами руки зачешутся.
Очень важно, чтобы вы не забывали друг о друге, думаю, это и без меня понятно.
К грустному: Более 30 человек перестали появляться на семинаре после ноября. На прошлом семинаре статистика была примерно такой же.
Видимо, те, кто записывался, не представлял объемность этого мероприятия. Стало быть, если я когда-нибудь примусь за такой труд, то нужно будет предварительно опросить абитуриентов об их намерениях.
И опять к радостному!
Я вам всем безмерно благодарна за доверие, за отвагу, с которой вы брались за трудные, на первый взгляд, задания, за ваше умение преодолеть страх самим процессом творчества, за ту искренность, которой дышали ваши работы, работы ваших детей и ваших учеников.
Мне было интересно услышать мнение своих друзей-художников по поводу ваших работ, и я многим их показывала, открывая наугад любую тему. Если бы вы слышали то, что слышала от них я, вы бы прыгали до потолка. Я прыгала.
Суммируя их высказывания, вы, мои дорогие, достигли такого уровня мастерства, которого невозможно сегодня достичь, учась на стационаре в художественном институте. Это касается обоих курсов, и всех вас, без исключения, кто серьезно занимался и дошел до финала.
И это еще одно подтверждение постулата – кто может нарисовать пятно и линию – тот может сделать ВСЕ!
Мне, судя по всему, придется взять тайм-аут до 2010 года. Это не значит, что я не буду время от времени появляться на форуме и отвечать на ваши вопросы.
Главное, это продолжать творить, пытаться донести до всех, кто не участвовал в семинаре, суть наших занятий. Знаете, как можно проверить качество знаний? Передачей их другому. Не можешь передать – значит, сам не понял. Мы сейчас формируем группу, которая сможет собрать воедино принципы и процессы семинара. Результат этой аналитической теперь уже работы будет выставлен на сайте. Приглашаем всех желающих работать с нами!
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА УРОК, КОТОРЫЙ ВЫ ДАЛИ МНЕ!