Елена Макарова » Чт фев 13, 2014 1:11 pm
Утром откликнулась на сообщение в фейсбуке и поняла, что пора написать о семинарах здесь, в нашем виртуальном доме.
Настроение духоподъемное. Хорошо, что наши семинары для желающих, и что те, кому они не нужны (в данный момент или в принципе), их не посещают. Мы получили огромный заряд вдохновения - от совместного сочинения новых миров и преображения пространства. Это как вырыв в чертежной науке - есть некий целый предмет в оксонометрической проекции, и ты вырезаешь в нем часть и заполняешь ее совершенно другим материалом-смыслом. Синхронный и мгновенный "вырыв" в культурном пространстве нашего существования.
Московскому "вырыву" предшествовал страх - до последней минуты я была не уверена, что смогу оставить больную маму. Со 2-го января до 28-го января я практически не спала ночью - по 2-3 часа - в то время, когда мама спала (13-го мы забрали ее домой, так как врачи больше ничего не могли сделать), я дописывала книгу "3000 судеб", а Сережа переводил готовые тексты на английский, - и все время думала, как Федя, Маня и Наташа будут справляться без меня. Я знаю, что это тоже было бы здорово, но мне очень хотелось к вам. 28-го вечером, стоя под душем (место прояснения мозгов), я поняла, что надо сделать. Написала в фейсбуке нашей любимой Гале Бови, поющей мамины песни и русскую классику и живущей в Швейцарии, что завтра должна улететь, но не смогу по таким-то соображениям. Через 10 минут получила ответ: на сегодня билетов нет, послезавтра вылетаю в 7 утра. С гитарой. Вы себе не представляете моей радости. Теперь, зная, что Галя привезет маме жизнь, - стихи, песни, вкусную еду, а Сереже возможность петь и говорить с Галей ночами о жизни, - и что сиделка будет выполнять ту работу, которую Сереже и Гале не выполнить, - я уснула со счастливым чувством. Все разрешилось, все идет правильно.
Однако утром, кидая вещи в чемодан, я поняла, что не стою на ногах - жар, болит ухо, перед глазами мушки проносятся. Сережа отвез меня на вокзал, посидел со мной до прихода поезда. В поезде я позвонила Феде - почему-то он не отвечал - и меня сковал страх. Когда мы встретились в аэропорту, Федя встревожился. Видимо, вид у меня был не того. Мы купили виски и выпили пол-литра на двоих. Стало хорошо. Летели спокойно.
Температура спала, ухо не болело. В аэропорту нас встречала Наташа, с улыбкой и в шляпе. Мы приехали на проспект Мира. Рано утром Настенька привезла Маню из Домодедова. Боже, все получается!
30-го я спала, кажется, впервые за этот месяц, спокойно. К сожалению, не было сил пойти на Федин спектакль. Надо было набраться сил на утро. И вот пришло утро - Пушкинский Музей.
Дальше все шло как в лучшем сценарии, сочиненном на небесах. Радостные встречи, новые знакомства, узнавания (все равно не всех узнала по именам и аватарам, простите), вечерние гости, - планы, которыми мы делились друг с другом наедине, чтобы никто не подслушал, их изменения по ходу дела, - материалы, за которыми Наташа, а иногда и Маня, ездили сами. "Это же жуткие тяжести!" - переживала я, на что Наташа отвечала" "Что вы, Леночка, это ж легко".
Федя как хозяин семьи приходил с работы последним - после Снежного Шоу - его ждал полный дом гостей, включая семилетнюю поклонницу Василису, певицу и перформера высшего класса. Был чудеснейший вечер с чаепитием - его устроила Юля, вечер с селедкой под шубой - его устроила Наташа, вечер с шампанским и подушкой из Вены, его устроили Паша с Катей, и много разных вечеров, которые, как ни странно, уложились в 9 дней одного года.
Не все были у нас дома, но все, кто были, пришли с семинаров.
Я знаю, что вопрос, что это такое и чего вы туда рветесь, - вопрос на засыпку. Многим из вас его задают друзья и близкие с целью познавательной, иногда и провокативной. Можно понять, все боятся кумиров. Я тоже. Но ведь у нас совсем другое тут. Можно назвать это иным культурным полем. Иной атмосферой. Иными задачами. Но это общее определение.
На самом деле наша компания - это своего рода антинеза давящему пространству бытия. Атмосфера, в которой мы все вместе, но каждый сам по себе. Задания лишь собирают нас на разные дела, дают нам возможность выпутываться из хитросплетений, видеть простые вещи.
В истории с коммунальной квартирой все просто - двухметровый картон - и ты уже ребенок, который обустраивает свой дом. А поскольку детей много, из них можно создать семьи - игра в дочки-матери, - и обживать пространство детства в специфическом "коммунальном" стиле, известном нам из рассказов бабушек и русской литературы. Отсюда родился Хармс - и наши спектакли. Мы не знали, что дата его гибели приходится на 2 февраля, но мы сыграли ему его именно в это день.
В истории с трансформацией мы отталкивались от Эшера, поскольку он был нашим непосредственным соседом, мы трансформировались вместе с ним, и в этом нам помогли материалы - бумага и натянутые веревки. Материал - это жизнь, жизнь - это материал. Все, что в нашем опыте - материально, включая мысли и сны.
Работа с реальным матералом достает из глубин нашего сознания вещи, о которых мы или не знали, или о которых в суете забыли. Материал не любит насилия. Он не раб - он тоже создатель. Мы видели, как лист бумаги, меняя форму и положение, меняет нашу форму и наше положение.