Анечка, если про ту выставку Моне, в Вене, то меня больше всего потрясли последние работы на тему моста, который он делал практически вслепую. Для меня они стали потрясением. Ушла фигуративность,остался цвет, каким-то образом он создал им пространство жизни и смерти одновременно. Не переход одного в другое, крайняки звучат одновременно, и ты различаешь обе мелодии. Это была последняя выставка, на которой я в тот день оказалась в Вене, и проходила мимо многих картин как мимо старых знакомых, - лишь в последнем зале на меня напал столбняк. Так что тебя по ходу раздражал розовый, а меня поразил финал.
У нас нет цензуры, нет абсолютных авторитетов, я бы этого не снесла, Анечка.
Спасибо тебе за добрые впечатления, мечтаю встретиться в Милане, в нашей с Маней тамошней "резиденции" можно курить и пить кофе!
Что касается рацпредложений, то они толковые. Про продление - пожалуй, нет. Про литературу - да. Про вводные "зачем" - нет. Барьеры преодолеваются внутренней работой, поисками решения, думаньем в процессе делания. В этом смысле моя помощь - не мешать думать самостоятельно. В искусстве нет такого понятия - зачем изобретать велосипед. Каждый ищет что-то свое, часто смутное и изнурительно не дающееся в руки, а потом - бац - и просветление. Китаец Цзао Ву Ки, живущий в Париже, в тридцать лет пленяется Клее. Я, живущая в Москве, в 35 лет пленяюсь Фридл. Самая малепусенькое личное открытие ценнее всего. Ты никогда не знаешь, что к чему ведет. Скажем, не окажись мы с Маней на берегу спокойной реки, неподалеку от Терезинской крепости, уставшие от физически тяжелой работы - очистки ящиков для затаривания фруктов специальной машинкой, снимающей верхний грязный слой - 90 ящиков 107 х 90 х 50, из которых мы строили экспозицию погибшего поэта и художника Франца Питера Кина, - не сев перед рекой на скамью, сморкаясь черными соплями, не вздохнув в унисон, и не увидев картину в реке, в которой отражалось все,что мы видим вокруг, только вверх ногами, - не возникла бы мысль о воде и ее трансформации, не возникло бы урока про три стадии воды и наших внутренних эмоциональных состояний,и т.д.
Тем более не буду давать ссылки на хорошие уроки в YouTube. И не потому, что я знаю и умею все, а потому что наш дом здесь, и как хозяйка я сама выбираю художников, писателей и композиторов. И тоже не говорю, посмотрите, как он это сделал, а как он это написал. Зачем?
Я изучаю Клее, чтобы скопировать его театрик и начинаю любить Швейцарию
Разве не это главное?
Дальше сколько угодно можно изучать Клее.
Я пытаюсь нарисовать цветы - и начинаю любить их. ... Сижу до часу ночи в попытках изобразить спирали и люблю мужа, который заботливо приносит чай с шоколадкой. Люблю свою дорогую подругу, которая меня привела на семинар. Люблю своих собак, которые приходят и кладут морды на колени мне, интересуясь чем я так увлеклась, что забыла их покормить ))
- не последнее (но вы уже устали), семинар очень развивает в понимании искусства. Я изучала историю искусств в пушкинском музее много лет, а тут в одно мгновение, мне открылась совершенно другая его сторона!
Последнее - о развитии понимания искусства - это, может быть, самое главное, из-за чего я не оставлю эту работу. В мире юзерства, когда все хотят научиться рисовать пейзаж за три часа, утерян смысл самого понятия искусство, забыты художники, которые бились над этим самым "пейзажем" до чахотки, полного изнеможения, сумасшествия. Искусство лечит, но не художника. Того оно держит его в перевозбужденном состоянии, в бессонницах и т.д. Потому что художник предстоит перед последней правдой ( у Моне это случилось, когда он практически ослеп), и то, что он оставляет нам, будучи для нас безымянным (фаюмские портреты, этрусские надгробия, фрески Помпеи, и т.д.) и имеющим имя (перечислению не подлежит) - содержит в себе животворную силу для ума и сердца многих поколений.
Я пытаюсь нарисовать цветы - и начинаю любить их
Это терапия.
А когда бьешься годами и не получаешь от цветка взаимности?
Именно это и испытывают многие истинные художники.
Я себя к таким не причисляю, но у меня есть вещи, которые я создаю десятилетиями, и все версии меня не удовлетворяют. И в какой-то момент - бац - и знаю, как это сделать.
Твое письмо навело меня на мысль, какое разминочное задание я дам осенью 2019 года всем трем курсам, оно будет предварять каждый урок. Но пока это тайна. И за это тебе огромное спасибо, Анечка!