Хочу сразу сказать, что личностно - важными для меня были ВСЕ работы, все они меня как-то совершенствовали, или раскрепощали меня, или чему-то учили, или что-то открывали. Я об этом в дневнике подробно писала.
Но есть несколько самых-самых…
1. Первая и , наверное, самая значимая - копия рисунка Ханы Люстиг.
Эта работа меня просто перевернула . Она стала для меня каким-то порогом, катарсисом, за которым во мне что-то изменилось.
Думаю, есть смысл повторить рассказ об этом.
Попыталась понять, какой она была. Мне представился ребёнок очень уравновешенный, выдержанный, углублённый в свой внутренний мир.
Начала копировать краски для её палитры, ярких красок нет, красный - несколько раз разбавляла водой, в синий добавлен чёрный цвет, жёлтый – тоже очень разбавлен, и капельки чёрного добавлены, к бледно-жёлтому добавлено чуть красного, в серый – чуть голубого, чёрного и очень разбавлен водой, и, наконец, последний цвет - чуть красного, чёрного, чуть жёлтого.
Какой страшный мир, почти в каждую краску добавлен чёрный цвет, но такое ощущение, что ребёнок принимает его очень выдержанно, квадратики ровные, у меня такие не получились.
В качестве композиции выбрана радуга. Стала думать - почему. Мне кажется, что радуга - это символ какой-то гармонии, единства с миром.
Жёлтая краска очень бледная, потом красная. Понимаю, что она её опять разбавила, и красная немного расплылась и закрыла жёлтую, синий - почти чёрный, потом - небольшой просвет, зелёный достаточно яркий, но немного разбавлен и местами сливается с синим , жёлтый – поярче, чем первый, это радует, значит, радость есть в её мире, затем идёт чисто серый и, наконец - чёрный.
Что означает эта радуга? Мир души? Просто жизнь целиком? С начала до конца? Красный - символ жизни, чёрный- символ смерти? А серый - дым крематория?
Волосы встают дыбом. Но, мне кажется, какое-то полное осознание этой жизни, спокойствие. Полоски ровные, у меня такие не получились.
В квадратиках справа все краски либо очень разбавлены водой, либо в яркие цвета добавлен чёрный цвет. Мне показалось, что девочка рисовала медленно, задумываясь, некоторые квадратики словно обведены, как будто краска наносилась ещё раз, после того, как первый слой высох. В последнем ряду - тёмные и чёрные краски, с брызгами.
Что это? – Отчаяние???...
Мне кажется, рядом встала Фридл и положила руку девочке на плечо. Что ещё сказать? Наверное, осмысление впереди.
Я словно постояла рядом с этим ребёнком, или нет, я словно рисовала вместе с ней, или словно прониклась её мыслями и чувствами.
Мне кажется, такие задания надо давать детям, подросткам, и тогда они никогда не нарисуют ради забавы фашистскую свастику.
Я поняла, что возможно такое: если ты настроишь сердце на слушание ,со- чувствие, со-страдание ,то , копируя работу человека, стараясь подобрать такие краски , как он, подражая движениям его кисти , ты в определенный момент начнёшь понимать его мысли и проникнешься его чувствами. Мне кажется, я духовно и душевно «выросла», это было СО – БЫТИЕ ,а девочка, о которой писала , которую пыталась понять, внутренне и сейчас ощущается как близкий, родной человек.
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/579303/2.После копии рисунка Ханы я скачала повесть Лены «Фридл» и погрузилась в мысли и чувства Фридл Дикер,её судьба и ЛИЧНОСТЬ потрясли меня. Неожиданно для себя я взяла в руки краски и весь день рисовала. Возникло несколько рисунков под общим названием "Думая о Фридл..."
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/585990/http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/585991/http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/585989/3. Размышления о Фридл не оставляли меня, приближался день её гибели и памяти, и я с трепетом взялась за работу над копией её ткани.
Думаю, есть смысл повторить рассказ об этом.
Любое копирование для меня сложно, в связи с плохим глазомером, непониманием элементарных вещей, нелюбовью к черчению и пр.
Мне хотелось постараться понять всё самой, не прибегая ни к чьей помощи, поэтому решила работы семинаристов посмотреть тогда, когда разберусь сама .
Этапы моей работы.
Посмотрела внимательно на ткань. Приятная для глаз цветовая гамма – основные цвета – бежевый и оттенки серо-голубого и синего(сама люблю это сочетание цветов). Правда, есть ещё чёрный, но всё составляет определённую гармонию.
Только как это рисовать?
Долго смотрела, пока , наконец, увидела 5 основных фигур, потом нашла ещё некоторые повторяющиеся элементы, возник вариант № 1. Как я сейчас понимаю, очень неточный.
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/590655/Далее вариант 2, 3,…они мне не понравились.
Потом была попытка рисовать сверху, запуталась, одно « налезло» на другое ,затем решила, что сначала нужно выстроить главные объекты и идти уже от них Распечатала увеличенную копию и увидела, что даже в основных фигурах стежки идут то вдоль, то поперёк. Просто поразилась гармоничности и взаимосвязанности отдельных элементов.
Вот, например, одиночные фигурки чёрного цвета, они повторяются вверху и внизу. Внизу , если считать их слева по квадратикам (или «пропеть»))), будет: «Раз, два, два, раз…», а вверху – справа то же самое: «Раз, два, два, раз».Белые – прошитые чёрными стежками, вверху направлены вправо, а внизу- влево, в общем «смотрят» друг на друга.
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/590656/Поняла, что 5 фигур , из которых - одна в центре , крепко держат всю композицию, они связаны с центром и друг с другом.
Взяла лист в клетку, линейку, карандаши и решила всё это проверить на практике и сама себе доказать. Первый раз в жизни я с удовольствием занималась черчением!
Пришли в голову такие мысли : «Если бы когда-то , в детстве, на уроке черчения, мне бы объяснили, что оно помогает многое понять в разнообразных предметах, как мне бы было интересно им заниматься…»
Таковы мои маленькие открытия, сделанные в процессе выполнения задания…
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/590658/Вот это 6 вариант, хотя, конечно, тоже неточный и в передаче цвета, и пропорций.
Но, думаю, Фридл была бы довольна моим усердием и стремлением проникнуть в суть вещи(хотя бы попытками это сделать).
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/590657/5 октября приходили мои 8 -классники поздравить с Днём учителя, 6 октября - выпускники, я им всем рассказывала о Хане, о Фридл. Детей "пробило" так же, как и меня.
А потом, когда думала над тканью Фридл, у меня было такое чувство, как будто я делала это для неё, очень хотела закончить 9 октября.Я так волновалась, что никак не могу понять суть работы и, когда завершила, в душе какой-то покой наступил.
4. Что-то внутренне изменилось во мне после копии рисунка Ханы, потом после «исследования» ткани Фридл, и, наконец, после «музейных» работ.Проникновение во внутренний мир автора стало для меня каким-то потрясением и нравственным очищением
Меня заинтересовало полотно Алексея Саврасова «Радуга», ещё и потому, что после работы с рисунком Ханы тема радуги сделалась для меня значимой и личностно важной.
Произошло настоящее открытие картины и художника.
Я узнала, что один из его любимых мотивов - мотив духовного"восхождения". А радуга на полотне -
- не просто прекрасное явление природы, а «символ, «окно» в несказанное, неказистая лестница же, перед которой остановилась крестьянка, несущая воду, - в общем контексте картины – становится лестницей в небо».
Не могу не привести слова самого художника: ««Учись так писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты» .
Мой набросок картины Саврасова А.К. «Радуга».
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/607146/5.Наброски с натуры.
Я не то , что людей, вообще бы ничего не стала рисовать, ( и не рисовала лет эдак 45 до депрессии))),так как знаю, что рисовать не умею, а тут Лена написала: «Рисуйте с натуры!» Ну, Лена сказала – это святое, значит, надо!
Муж с сыном позировать мне не хотели, и на каждый набросок я затратила минуты 2-3.Смотрю – а вроде бы похоже, как же это получилось-то?
Для меня был какой-то восторг и удивление : « Неужели Я МОГУ?» и детская радость: «Я МОГУ!» Из всех набросков выбрала тот, который понравился сыну.
http://fotki.yandex.ru/users/vareol-1477/view/617501/6.Задания на бесподобия под музыку оказались для меня очень важными, помогли мне решить психологическую проблему, которая не решалась полгода..Дело в том, что я определённые музыкальные композиции просто НЕ МОГЛА слушать: было такое ощущение, что сердце без кожи, и каждый звук приносил боль. И вот я решила её «нарисовать», ту музыку, которую не могу слушать.
«
Слушая песню Moon river;» на
Яндекс.ФоткахХочется немного объяснить:у меня возник образ упавшего кувшина, из которого струится вода, и падают в поток розы. Песня называется «Лунная река». Вот я и представила луну и лунную реку, в которой плывут розы.
«
Слушая композицию Secret Garden " Adagio".» на
Яндекс.Фотках«
Под музыку М.Таривердиева ;Встреча» на
Яндекс.ФоткахКроме выложенных на форуме, я нарисовала для себя ещё 2 песни. Результат был потрясающим: после того, как музыка нарисована, в душе остаётся только свет, а боль уходит. Вот такая искусствотерапия.
Не знаю, душа моя переполнена сейчас самыми разными чувствами, главное из которых, наверное, - грусть расставания…
Но ничего: «Все расстоянья когда-нибудь в круг замыкаются. Все из разлук обязательно встречей кончаются!»