Леночка, спасибо за добрые и мудрые слова!
Видимо действительно произошли во мне какие-то метаморфозы (и продолжают ещё происходить...)
, если дети поняли и прочувствовали это без слов...
Второй день... очень серьёзный... Анализ детского рисунка.
Когда просто пытаешься повторить рисунок ребёнка, начинаешь много понимать - почему он разместил фигуры так, а не эдак, почему они такого, казалось бы несоразмерного вида относительно друг друга, понимаешь, где реальность, а где начинается вымысел, или то, что сидит внутри ребёнка, и показывается нам вот так, не словами, а образами, красками... Начинаешь лучше понимать своего ребёнка, но многое о нём ты конечно знаешь и не только из рисунков.
А вот наше задание... Копия детского рисунка
Ребёнка из Терезина...
Погибшего...
Постороннего, абсолютно незнакомого тебе человечка,
и в его рисунке вдруг открывается целый мир, или ...бездна...
Детские рисунки из концлагеря - это "тяжелое орудие", и я очень редко им пользуюсь напрямую.
Лена, Вы очень правильно сделали, дав нам такое задание. Не скрою, это было очень тяжело. Но ведь никто и не ехал сюда отдыхать.
Напишу, как лично я подошла к этой работе (возможно у кого-то были другие, свои мысли и чувства)
Мне понравился коллаж - ваза, вернее кофейник с цветами на фоне кусочков цветной бумаги.
Рассматривая работу, постепенно приходили мысли, как можно её сделать...
Коллаж, но не из цветной бумаги - из обрывков газет, словно списки ушедших... а на их фоне - объёмная ваза, в память о тех детях, о Фридл, о том времени...
И два цветка - живой, как продолжение жизни, и выживших в это тяжкое время,и засохший, оставшийся за решёткой...
Прилагаю фото, чтобы можно было понять, о чём идёт речь.
Извините за качество, делала много снимков, и своей и других работ (мне даже не захотелось идти в тот день на обед, выходить сразу отсюда в яркую улыбающуюся солнечную реальность, ходила-бродила меж этих рисунков...), но все получились не резкими, мутноватыми, видимо рукам передалось волнение, происходящее внутри...
Отдельное спасибо хочу сказать преподавателям Миланского колледжа искусств, сколько необходимого и разнообразного материала они подсобрали.
Бумага, краски, глина, клей - это и естественно, но вот сколько там было всяких необходимых мелочей - разноцветных газет, кусочков ткани, ниток и проволоки...
Всё шло в дело, помогая рождать новые идеи.
Тут ты видишь чудесный рисунок, сделанный на уроке Фридл, и, всматриваясь в него, сострадаешь уничтоженному ребенку, работая над ним,
ты думаешь обо многом - справедливости,
зле и добре,
о своих проблемах, которые кажутся мелочами,
о смерти и бессмертии...
Нарисовать как есть или изменить?
Лена, здесь, в нескольких строках, Вы сумели отобразить мои мысли и чувства, да думаю, что и остальных участников семинара тоже.
Одно дело - видеть километры кинохроники и кадры военных лет, фотографии из концлагеря, сопереживать этому, и просто благодарить Бога, что тебе посчастливилось родиться в другое время.
И совсем иное - погрузиться в мир ребёнка оттуда, из концлагеря, и смотреть на мир его глазами...
И оказалось, что дети видят мир далеко не в чёрно-белых тонах,
на их рисунках летают бабочки, растут цветы и деревья,
сценки из обычной домашней жизни - воспоминания и мечты...
Допустим, у ребёнка, у каждого человека от рождения заложен оптимизм и вера в Чудо, и нет ещё осознания той чудовищности положения, в котором они оказались, и всё-таки...
сталкиваясь с такой реальностью, жить в ней и не сломиться...
Преклоняюсь перед Фридл, этой мужественной женщиной,
(она-то уж, в отличии от детей, прекрасно понимала и видела, что происходит вокруг),
но - подарившей детям их радости, продлившей им детство...
Не представляю, как можно было доставать в тех условиях краски, бумагу...
И глядя на всё это отсюда, из нашего благополучного времени, становится так стыдно за свой, временами накатывающий пессимизм или депрессии,
за откладывание делания чего-то (например, очередного задания семинара
), прикрываясь усталостью или другими необходимыми важными(?) делами...
На всё теперь смотришь под другим углом зрения...
Дина задавалась вопросом, почему рисунки семинаристов намного ярче детских, терезинских, и это вносит диссонанс в восприятие.
На мой взгляд (делая также скидку на время, краски и сохранность рисунков),
это происходит оттого, что мы сейчас живём совершенно в ином мире.
Рисунки многих не только ярче, но и больше по размеру, или часть работы даже выходит за рамки картины (вулкан, например, или добавочное яркое солнце)
Есть такие работы, где детский рисунок в центре большого листа, а дальше, расширяясь, создаётся новый мир, яркими цветными красками,
или порхающие объёмные бабочки над рисунком.
Мне кажется, с нами происходило то, чего и хотела добиться Фридл, работая с детьми - не замыкаться в своём унылом существовании, а строить новые миры...
воображаемые, как у детей,
или реальные - как у нас.
И слава Богу, у нас есть такая возможность!
Пишу так сумбурно, накатило... Но, думаю, передаю не только своё восприятие, но и многих других участников...