• Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Елена Макарова » Ср июл 25, 2012 12:11 am

    Юля Р., отправляясь в Словакию к Риточке Муранской, дала мне смсный наказ записать, пока все не улетучилось из памяти, свои ощущения. Лежа в море сначала под темными облаками и затем под черным небом с серебряными звездочками, я думала, как же такое расказать.

    Что, собственно, происходило?
    Откуда это ощущение свободы при регламенте трех сперва, а потом и двух дней занятий, к которым третьим был припаян музей?

    Это состояние свободы, приходящее к одним легко, к другим, через внезапные слезы, и было центральным событием. Мы могли делать что угодно, и этого бы не произошло, и могли бы, возможно, ничего не делать, чтобы это произшло. Последний вариант не пробовала, будет случай, попробуем.

    Первый семинар кончался в 5 вечера, дальше мы гуляли, ходили на выставку, болтали к Клавдией и Маней, но ложились спать в приемлемое время. При этом я спала зыбко, находясь в потоке сознания, из которого выплывали разные формы, цвета и Бог весть что еще.
    Первый семинар я придумала, когда мы с Маней ждали чемоданы, они прилетели из Рима следующим рейсом. Он назывался раз-два-три, первый день - человек наедине с собой, второй - два - драма, контрасты, отношения двоих - третий три - покой-волнение-буря, три состояния.
    Наполнение каждого дня происходило в процессе - и все получалось, все. От начала до конца. Что значит получалось? Находило отклик во всех и в каждом по отдельности. У меня есть все фотографии, по которым прослеживается плавное перетекание одного в другое.
    Первый день итальянцам показался трудным - одному быть непросто, со своими мыслями, ощущениями, воспоминаниями, снами... Обрисованные друг другом, лежали на полу итальянки и один единственный итальянец по имени Вильям, контуры заполнялись собержанием (один рисовал внутри другого), затем, дать дать отпор статике, фигуры "вылепливались" из того материала, который оставался валяться на полу после того, как фигуры были вырезаны и развешаны по стенам; объемные скульптуры прилагались.
    Выбранная каждым из них вещь в лицее, представляла их состояние на тот момент, и углубление в суть избраной вещи доставляла им не только приятные ощущения.

    Это был второй курс, где все знали друг друга, но не совсем, возможно, с тех сторон, которые раскрывались. Я видела, как они рассматривали работы, слышала, что рассказывали по их поводу, рассказы необщие, а конкретные, касающиеся выполненого задания и развития внутренней темы каждого.
    В конце я рассказала им про Фридл и Эдит Крамер, собственно это была краткая история о преемственности, проиллюстрированная коротким фильмом про Эдит.
    Второй день прошел в счастье - мы были в парке, рисовали контрасты, существующие в природе, лепили, рисовали картины по письмам Ван Гога, сочиняли книги (в который раз это происходило на моих глазах и в который раз невозможно было глаз отровать от этих шедевров графики и мысли), рисовали работали по парам, все время шел диалог, очень насыщенный, сущностный.
    В конце второго для я показала им работы Фридл и ее терезинских учеников, разумеется, не молча.
    Третий день был сказочным - мы кипятили воду, в который раз мы кипятили воду - и в который раз наблюдение за простым процессом превращалось в мистерию! Сколько мыслей, сколько чувств перекочевало потом в свободные композиции на эту тему, и затем в построение разных миров, в которых леко отслживалось то же самое состояние триединства.
    Новые задания и те, что повторялись в ином контексте, подвели к кульминации и той самой радости освобождения не знаю уж от чего, у каждого, видимо, были свои уровни зажатости, и это ощущение, когда, наконец, попоустило, пришло.
    Казалось, вот теперь бы и продолжить, с новым ощущением, неделю. Но нет, время истекло. Радовало то, что на будущий год я буду работать с теми же студентами на практике с детьми.
    Вечером мы встретились с Таней из Казани, она приехала первой, простуженная и счастливая одновременно. Потом приехала Марина Осекина, и мы пошли пить маргариту в мексиканский ресторан, но не до поздней ночи. Семинар почти не вспоминали, он еще настолько в нас жил, что говорить о нем можно было весь вечер, однако Таня и Марина были уставшими с дороги, и мы просто болтали.

    В 6 утра 5-го числа мы с Маней уехали в Венецию встречаться с моей подругой, художницей К. Марголис, и моей тетей Марой, ее дочкой Кристиной, прибывших в Венецию аж из Сан Франциско, и дочкой второй моей тети Оли, Машей, из Москвы. Мы с Маней впервые были в Венеции, и эта поездка, как видно, явилась судьбоносной - Маня и сегодня в Венеции, она записалась в тамошнюю школу графики на год. Начнет с конца октября. Манина страсть к Италии нашла пристанище в этом водно-соборном-музейном городе, что само по себе невероятно.
    Опущу подробности нашего путешествия, это особстатья, но к 11 часам вечера мы вернулись в Милан. В метро раздался звонок - это была Аня Дева, они приехали с Натой и ждут нас в гостинице.
    Мы просидели с ними до 2-х часов ночи, выпили 2 бутылки вина, Наташа и Аня хотели узнать, что будет, и я бы им с радостью рассказала, если бы знала сама.

    Утром в пятницу на нашу улицу приехал базар, а к нам в гостиницу приехали участники семинара - Аня Ле с Динкой, сильно выросшей, у меня в комнате опять цвели розы, на сей раз белые, и вообще много всего стало происходить, внимание рассеялось между покупками, встречами, сборами в музей и т.д.
    В Амброзиану мы пошли с легкой руки Ани Ле, и я ей за это благодарна. Каждый год мы с Маней ходим со студентами по музеям, этот был, полагаю, не последним, но очень важным из тех, где я не была.
    Людочка из Канады была единственной, кто потерялся, но у нас был мобильный тел. и она быстро нашлась.
    В два с копейками мы уже все были обилеченными и разошлись по музею, чтобы осмотреться и встретиться через час внизу. Однако, попав на открытую галерею со скульптурами и внутренним двориком, я решила начать рисовать здесь. Кого-то попросила сходить вниз за народом, все пришли, кроме Маши из Сан Франциско и Любы из Питера, две подружки прождали нас полчаса внизу, это было обидно.
    Я дала задание на раз-два-три (во мне еще бродил прежний семинар) и все, кто был в силах, принялись за дело. Одна фигура, два фигуры, три фигуры...
    (хорошо бы кто-нибудь выставил эти рисунки!)
    Я знала, что от меня чего-то ждут - и подумала - нет, так вот стать экскурсоводом я не могу, не хочу, но, если меня кто-то спросит что-то конкретное, я отзовусь. Что вскоре и случилось. Мы подошли к одной картине в стиле позднего возрождения на пороге барокко и стали выносить оттуда все, кроме ландшафта и построек в виде колонн и арок, - вот как оказывается итальянцы представляли себе в то время иудейскую пустыню, с римскими колоннами! Мы седлали лошадей, носились по картине туда-сюда, пока не перекочевали в мир Яна Брейгеля с его символизмом, его люстрами, свисающими с дерева и пламенем с вылетающими из него чертенятами, мы закрывали руками разные детали композиции, чтобы понять, как отсутствие предмета в какой-то точке изменяет направление нашего взгляда, директорию его блуждания по картине и т.п.

    Мы ушли из музея последними, и, борясь с голодом и усталостью, показывали друг другу свои работы. Сколько понарисовали! Некоторые ничего не нарисовали, и совсем мало, ну и что? разве это так уж важно? Важно, что мы смотрели, что мы много увидели, а уж кто и рисовал, вообще прекрасно!

    Пешком мы добрались до нашего мексиканского ресторана, и все уместились за сдвинутыми столами. Аня Ле не смогла прийти - Динка вырубилась от усталости, Маши с Любой тоже не было, но компания у нас получилась большая и дружная. Света Мухина с мужем Сашей и подругой Олей, Киевским архитектором, Катя Латенок с мужем Пашей, Олеся, Людочка, Наташа, Аня, Таня, Юля и Валя, Кристина и Гуля, Настя, Марина, и мы с Маней.

    Я знала, что поступаю неверно, надо беречь энергию перед работой, однако общение с вами было не менее важным занятием, шуметь, гудеть, и вслушиваться. Потом все продолжилось в моем номере. В 3 я еще не спала, хотя мы с Маней и составили план на завтра. Продолжая не спать, я злилась на себя. Все же я не ребенок, надо уметь вовремя останавливаться. План все больше раздражал - в нем не было развития. Или так казалось? Светало.
    В 9 утра мы помчались в лицей - Клавдия опаздывала, по-английски ни с кем не договриться.
    Я говорила Мане, что у меня полный туман в башке, но можно было этого и не говорить. Ясно без слов.
    Маня не забыла простыню. Эта простыня была приветом от Фридл. И она меня утешала. Фридл, перед отправкой в Терезин (вот ведь ассоциация!), красила простыни в разные цвета - если дети спрячутся под зеленой, будет лес, под голубой - небо и т.д. У Павла с собой был костюм - ходить во Фридловский детский театр.
    И только когда я положила простыню в центре зала, ко мне вернулся непоколебимый покой. Внутри и снаружи - такова была тема семинара, и мы с Маней заползли под простыню. Само по себе это действо не было особо убедительным, но оно сконцентриовало на себе внимание. Такие секунды важны. Итальянки, русские и Дина, единственный, и не очень простой ребенок - вот три полюса, которые должны были прийти в гармоническое взаимодействие. В начале немного мешала болтовня, Клаудии было трудно переводить, но как только мы взялись за бесконечности, как только включились в рисование, наступил покой и здесь.

    В "бесконечности" надо было затем вписать или пририсовать к ним любимый предмет или ощущение из детства. Началось рассматривание - и стало быть, знакомство друг с другом. Линии, проведенные через всю комнату были дорогами друг к другу. Так образовались группы. Понятно, группы создавали каждая свой проект, много было интереснейших историй.
    Потом были картины детства и черно-белые коллажи, и тоже воспоминания, очень эмоциональные, которые сблизили нас. Воспоминания о летнем дне и поездке на велосипеде, о дереве, которое росло в центре, месте пряток, о луге, по которому гуляли с бабушкой, о городе, который вдруг возник на горизонте перед маленькой девочкой и ее папой - ощущение сказки, о завытном фотоаппарате, который лежал на верхней полке так, чтобы девочка ,не смогла до него дотянуться, о костюме лисы, который, наконец, достался девочке вместо вечного костюма снежинки, и как она научилась лисьей походке, воспоминание о полосатых плавках, в которых мальчик плавал в реке, о виде из окна, о проходе на лодочке через шлюз, который вот-вот захлопнется т.д.
    Сколько мы пережили, стоя носом к стене и рисуя свои картины, как непросто было перевести это из цвета в коллаж, где остаются формы и акценты, где еще более выпячивается история в прямом и переносном смысле этого слова.
    В перерывах ко мне подходили итальянки с разными вопросами и просьбами, например, одна, Игле, приехала из Турина, думая, что я буду рассказывать о Фридл - она писала о ней научную работу, но попала на дургой семинар и попросила, если будет возможность, показать какие-то упражнения Фридл. С удовольствием. Габриелла, которая была на семинаре 2011 года, посвященном отчасти детским рисукам из концлагеря Терезин, привезла афишу спектакля, который она сделала со своими учениками по стихам терезинских детей, Алисия попросилась на семинар в Украине, если что, она понимает английский, и т.д. Клаудия привыкла к такому темпу работы, мы с ней знакомы с 1988 года, она перевела мою книгу рассказов на итальянский, ездила со мной к Хильде, короче, мы с ней понимаем друг друга с полуслова, плюс Маня, с которой мы понимаем друг друга без слов, плюс две ассистентки со второго курса - только дубина может плохо работать при такой мощной подержке.
    Саша и Павел были отдельным подарком - деятельное присутствие мужчин, да таких чудесных, украшает жизнь. Сашины и Пашины рисунки запечатлились в памяти, а как они удивились, когда получили диплом!
    Динка была неотразима - как всегда, лепила и рисовала нон-стоп. Общество взрослых ее удовлетворяло. Никто, кроме Ани и меня не делал ей замечаний, когда она мешала, да и то это случалось нечасто. Она участвовала во всех проектах. Это уже не та Динка, с которой я познакомилась 2 года тому назад, Аня проделала огромный путь к пониманию сути поблемы, и теперь справляется не только с Динкой, но и с куда более сложными пероснажами, так что у нас в семье появился чудо арт-терапевт, с чем всех и поздравляю.

    Следующий день начался с рисования на улице. Настя о нем очень хорошо рассказала, затем мы помедитировали лежа под маниным четким руководством, и перешли к лепке картины детства. Вот теперь лепка пошла - это были уже не робкие попытки передать форму, а интенсивное желание проникнуть внутрь собственого пространства. Качество принципиально иное, не поделочное. Человек и его тень, вылепленный Любой, шлюзы Марины, дерево Насти, Анина девочка с занавеской - всего не перечислишь! Это уже не домики из бревен и не сказки про трех медведей или винни пуха, а настоящие скульптуры. Неужели прошел всего один день?

    После обеда я удовлетворила просьбу Игле и мы под невероятное звучяание Аниного голоса рисовали линии, потом взбирались с углем по крутой лестнице и сбегали с нее, потом рисовали диктант, и из отдельных образов создавали композиции - две минуты - готово. Если бы не предшествующие этому упражнения, высвобождающие эмоции и тем самым помогающие быстрому соображанию, мы бы час их рисовали.
    Ну и на закуску - игры детей!
    Мы были детьми, настоящими детьми, этого опять же, возможно и не произошло бы, не случись первого дня с детскими воспоминаниями.
    Игры детей.

    музыкальная шкатулка
    паровозики
    прятки
    качели-карусели
    игра в конструктор
    сюрпризы

    Кое-что вы увидели в настиных фильмах, но это как в театре, который невозможно смотреть по телевизору - театр это своего рода симбиоз актеров и зрителей, это волшебство в чистом виде.
    Огромная музыкальная шкатулка, красная стена в желтых звездах, подиум, Динка в серебряных рукавах из фольги, трещетки в виде вилок, висящих на веревке, костюмы дель арте, в которых ритмично движутся фигуры вокруг подиума, голос Ани из-за занавески, создающий мелодию... Что-то уму не постижимое.
    А стулья, превратившиеся в карусельных зверей, на которых скачут вокруг качелей, на которых, в свою очередь, раскачивается огромная кукла в желтом одеянии, и лицом-маской, маски привезла с собой Гуля, ее огромный чемодан был забит самыми невероятными вещами, такое я видела только у Феди. Я тоже каталась на стуле.
    А железная дорога - рельсы с настоящими шпалами, продленные полосами скотча в коридор, с настоящими вагонами и пассажирами, наши уличные рисунки превратились в целый Милан, в чем нас утверждала надпись, сделанная из вырезанных из газеты больших букв!
    Прятки - еще одно великолепное решение группы из 4 русских и одной итальянки по имени Таня - они придумали сделать фигуру из разных частей тела, каждый получил от меня задание, какую часть он делает, были и крылья, все эти части были попрятаны в разных углах, и находились в процессе реальной игры в прятки, каждая часть отвечала за какую-то спрятанную в ней эмоцию - в ногах страх, в душе - эмоции и т.д.
    Конструкторами и сторительсвом домов занимались две итальянки, которые всю жизнь мечтали стать архитекторами, с каким удовльствием они это делали! Одна из них прибежала ко мне с воздушным шариком, на котором нужно было написать по-русски "приглашаем". Думаете я ей написала на шарике? Нет! На бумаге. Пусть перепишет, и будет у нее первый опыт в азбуке.
    И наконец - сюрпризы!
    Перед нами стоял волшебный город, и из-за его стен появлялись девушки то с конфити из свернутых разноцветных бумажек, то на нас летели обоймы мыльных пузырей, то серпантин, то из-за дома выезжала огромная упаковка, из которой сыпался цветной дождь, то сверкали бенгальские огни, и, в конце концов, вылетела пробка из шампанского и в воздухе появился поднос с сорока пластиковыми стаканами, шампанское полило ручьем, и снова вылетела побка и шампанского, и еще одна бутылка напоила стаканы и нас вместе с ними.
    Мог ли кто-то придумать все это? Кто писал сценарий?
    МЫ. Мы все это сделали. Я была третьей рукой и третьем глазом, который, и впрямь не спал вместе с двумя остальными несколько суток напролет. Но ведь не зря!
    За это всем нам дали дипломы, мне тоже.
    Чудесное время продолжилось до трех ночи, теперь уже не в номере, а на большом балконе, который обранужила Гуля на своем этаже. Там все мы и собрались на прощание. И опять - сколько еще узнали друг про друга, и как неохота было расставаться.
    В 7 утра меня разбудил Павел, как обещал. Я вылетела из гостиницы с Аней, Динкой и Маней - такси не было, самолет улетал в 9 утра. Однако такси нашлось, на самолет я успела, и всю дорогу до Рима, и от Рима до Тель Авива перебирала все, что было, на мне был новый кулон и новый браслет ярко красного цвета, подарок Людочки, во мне были все ваши лица, улыбки, слезы, и это не давало заснуть до Тель Авива.
    Теперь пойду спать.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50677
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Deva » Ср июл 25, 2012 12:13 am

    Елена Макарова писал(а):Ну как же приятно все это читать!!!!!!!!!!!!!
    Я была поражена тем, как ты рассматривала картины и как рисовала. Что-то чудесное было в этом.
    Рисовать в музее - это блаженство, я его переживала много лет.

    Это время, проведенное в музее, что-то со мной сделало, я это чувствую:) Спасибо вам
    Аня,
    заходите в гости побoлтаем)
    Аватара пользователя
    Deva

     
    Сообщения: 420
    Зарегистрирован: Вт ноя 11, 2008 10:46 am
    Откуда: Осло, Норвегия

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Deva » Ср июл 25, 2012 12:27 am

    У меня в голове все улеглось и я еще немного напишу.
    На второй день было продолжение семинара уже в полном составе с участием итальянок в колледже искусств.
    Семинар назывался "Внутри и снаружи". В одном из заданий мы рисовали красками свои детские воспоминания в рамках темы, потом делали черно-белый коллаж этой картины и на следующий день воплощали наши работы в глине. Упражнение оказалось очень проникновенным для меня, воспоминания детства - очень сильная тема, вызывающая бурю эмоций как положительных так и отрицательных. Наверно, воплотив их на бумаге я вновь их пережила и смогла смирится с их существованием. Терапевтический эффект явно был:) Комок слез иногда подступал к горлу.
    Изображение
    Я рисовала девочку прячущуюся на оке за занавеской. Занавеска прозрачная и девочку все равно видно, но она об этом не догадывается. В верхней цветной картине получилось волшебное окно, исполняющие заветные желания, во втором черном, спасающее от возможного гнева родителей.
    Интересно, что пока я рисовала, я воплощала себя в картине.

    Изображение
    девочка в окне
    Когда я стала лепить, то лепила уже не себя, а некую отстраненную от меня девочку.
    Помню я долго укрепляла стенки непослушного окна в глине, а оно все время норовило свалиться, тогда ко мне подошла Лена, предложила уплотнить конструкцию в нужных местах, пара движений и оконный проем стоит как будто всегда там и был.
    Интересно, что девочку сделанную из глины я во время лепки не хотела поставить ни в какую другую сторону и ни под каким другим углом, только так как она встала ранее на картине и не иначе.
    К несчастью моему, у меня нет ни одной своей фотографии моих, как так получилось, не до того было, то что вы видите это я чудом нашла на форуме, спасибо девочкам, которые их сделали:)
    Изображение
    Рядом со мной лепила Света и у нее с нарисованной девочкой произошло явное изменение. В гуаши и коллаже девочка тоже стояла перед окном как и моя только лицом в другую сторону. Девочка мечтала о далеком и прекрасном море, а в скульптуре девочка уже вышла в море и поплыла. (ниже мои фотографии)


    Колоссальное изменение на мой взгляд, особенно когда я узнала, что Света обожает сейчас заниматься дайвингом:)

    ИзображениеВообще-то было много девочек у окон и наверно это что-то значит. :) Чем-то нас объединяет
    Изображение
    Девочка гуляющая по воде
    Изображение
    Изображение Ныряющий мальчик
    Изображение

    Изображение
    Некоторые рисовали Деревья
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Мои ноги в угле, нет я не разгружала с ним вагоны:)

    ИзображениеРабочие пятки Наташи

    Изображение
    Работ было очень много, каждая сопровождалась своей историей, переживанием. Честно признаюсь одна мне очень не понравилась. Это была работа итальянки,которая на бумаге написала цветными буквами название своей фирмы Insitu, как сейчас помню. Вот думаю, человек не может расслабиться даже в обстановке семинара не получается. Просят воспоминание нарисовать из детства, а она пишет всего лишь буквы. Я с этим к Лене подошла, обсудить и поняла, что для Лены это такой же шедевр проникновенный как и все остальные работы. Я была потрясена, как такое возможно.
    Уже вечером за бокалом вина я пыталась понять Лену как так она смотрит на картины и во всех видит, что-то прекрасное, это же невозможно, с моей точки зрения.Что-то сделано хорошо, что-то плохо, что-то красиво, что-то нет.
    Тут Лена сказала потрясающую вещь: "А я смотрю на все ваши работы не со своей стороны, а со стороны Творца".
    Вот я и подошла к главному, что получила от семинара. Надеюсь, что у меня это тоже когда-нибудь получиться, я буду учиться этому у Лены:).
    Аня,
    заходите в гости побoлтаем)
    Аватара пользователя
    Deva

     
    Сообщения: 420
    Зарегистрирован: Вт ноя 11, 2008 10:46 am
    Откуда: Осло, Норвегия

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Елена Макарова » Ср июл 25, 2012 12:44 am

    Анечка, спасибо, дорогая, за рассказ, как ты хорошо пишешь! Наверное, я выпила не одну маргариту - по трезвости я бы такие слова постеснялась произнести (про Творца).
    Про девочек (детство)интересно было бы порассуждать...
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50677
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Anya_Le » Ср июл 25, 2012 8:14 am

    У меня нет фотографий, но что-то рассказать, кажется, смогу.
    Этот семинар был для меня очень спокойным и... тихим что ли.
    Я знала, что в Амброзиане мы продержимся в лучшем случае час, и решила посмотреть хоть что-нибудь - не важно, что. И мы искали везде Рождество и Мадонну с Младенцем. Было интересно сравнивать и тихо, уже головой, понимать, как это сделано. Там была чудесная штука, где Мадонна держит над Младенцем прозрачную ткань ("чтобы комары не кусали"), и все это в полумраке прохладной комнаты, а за окном - почти белый жаркий южный день...
    Первый день в лицее. Тема семинара жила во мне едва ли не всегда, сколько себя помню, и срезонировала весной, когда еще лежал снег и Лена дала задание на соответствующий контраст в Динином сообществе. А когда в тебе что-то долго живет, его трудно выпустить на поверхность. Надо было слепить "внутри и снаружи", и я делала ровный куб на постаменте. В последний момент впустила туда трещину. Не знаю, зачем.
    Потом было еще что-то, я плохо помню, что. Кажется, в первый день мы делали еще кукольный домик. Приятно было, что в группе никто никому не мешал - каждый занимался своим делом, а на выходе получился более или менее приемлемый результат.
    А, вечером мы еще рисовали детское воспоминание. Я делала больше головой, чем изнутри, но что-то вышло. Может быть, потому, что облака я увидела этим летом, и это было, пожалуй, самое сильное впечатление последних месяцев.
    Второй день
    Граница, переход из "внутри" к "снаружи". Я рисовала ящик с пожарным шлангом. Не знаю, что я в нем нашла - это первое, что попалось на пути, искать что-то еще не хотелось. А рядом была замечательная дверь гаража, открытая: внутри тень - снаружи яркий свет, бросающий блики на багажник машины, а на границе света и тени пробивается сквозь каменный пол какая-то серо-зеленая травка. Это я могла бы нарисовать, но не сложилось.
    Потом были упражнения Фридл. Совершенно удивительная вещь. Я знала все это давно, это знание было в голове, среди других хороших вещей, и крепко вросло в систему. Я знала, как это делается, но сама никогда не пробовала. Теперь знаю изнутри, каково это.
    Потом мы, кажется, лепили то, что рисовали накануне - картинку из детства. Я не помню, как это было и вышло ли что-то. Помню, что Лена помогала лепить лицо.
    После обеда предполагались детские игры. Список вывесили заранее, мне не понравилась ни одна, участвовать не хотелось, и я с тоской ждала, что же будет. Неожиданно образовалась группа "музыкальной шкатулки", и мне захотелось туда - не в шкатулку, а с теми, кто решил ее делать. В отличие от первого дня мы работали вместе, отбрасывалось лишнее, случайно находилось нужное. Я не знаю, как это было снаружи, но внутри было весело. И еще одно интересное для меня ощущение: заключительные перформансы воспринимались как целое, как единый спектакль: от шарманки к сюрпризам, по железной дороге, с качелями-каруселями, прятками и конструктором - на одном дыхании. Когда мы обсуждали другие работы, индивидуальные и групповые, этого ощущения не возникало. Возможно, только у меня, не знаю.
    Еще было ощущение ритмичности и законченности. Вдох - выдох, начало - конец. Семинара было столько, сколько нужно. Ни больше ни меньше. Это тоже новое для меня ощущение, про которое буду думать.
    Кажется, мне больше нечего сказать. Только спасибо!
    Аватара пользователя
    Anya_Le

     
    Сообщения: 3147
    Зарегистрирован: Пн ноя 10, 2008 9:46 pm
    Откуда: ниоткуда (иногда с любовью, иногда нет)

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Елена Макарова » Ср июл 25, 2012 1:34 pm

    Анечка, спасибо тебе за чудесный рассказ!
    Вообще семинары все разные, иногда они происходят так, иногда иначе. Неровность, когда что-то цепляет, что-то не трогает, или просто раздражает, само по себе совсем неплохой признак, и это не мастер не справляется с задачей, и не организация хромает, и не народу много, - нет. Мастер - он мастер всегда (Творец никогда не теряет энергии, но он не няня), и когда его внутренней настройке что-то препятствует, он остается предельно открытым этому ощущению.
    Мастер - не крысолов из Гамельна. Он никого никуда сознательно не ведет и уж тем более не спроваживает. Скорее, он отдает себя в полное пользование. Отвечает тем, кто спрашивает, в остальном обходится эмоциональми междометиями (в моем случае стереотипными, - охахкласссуперура.
    Потеряла мысль. Она проста - как человеку гуманному мне так хочется, чтобы все было тип-топ и прекрасно.
    Как мастеру мне ничего зараннее не хочется. Мастеру необходимо в полной мере быть там, где он есть сейчас, прогнозы и планы не то, чтобы сильно мешают в принципе, но могут помешать в процессе. Человеческое может возобладать над мастерским - и он скажет сам себе - я хотел, чтобы получилось так, а так не получается, что мне делать?
    Все. На этом месте мастер перестает быть мастером, его следует выписать из больницы под расписку. Шучу.

    Скажем, в миланском семинаре, связанном с детскими рисунками из Терезина, не было гармонии, он завершился без крещендо, сошел на нет. Мастер дал волю и этому. Видимо прямое обращение к экзистенции колюче, но не мастер всадил эти шипы, и не ему их вытаскивать. Попросят, попробует вынуть, не попросят - не вмешается.
    Но это не значит, что Мастер безошибочен или безупречен. Ему просто не свойственно ни самодовольство, ни самонедовльство. Он - не для себя. И сам себя не занимает. Он получает материал для размышлений, и они циркулируют в нем до следующего семинара.
    Тот, кому такой мастер в данный момент или вообще не нужен,
    больше к нему не пойдет.
    Ведь не мастер выбирает вас. В самом печальном случае будет жаль материальных затрат, за это я всегда по-человечески переживаю, но гарантий дать не могу по причине, изложеной выше.
    Все, пойшла редактировать Эдит Крамер.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50677
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Дилайла » Чт июл 26, 2012 3:15 pm

    я вернулась из своей поездки, немного очухалась, с удовольствием прочитала всю тему. Правда, постоянно удивлялась - почему меня нет на фотографиях. Милан есть, Лена есть, девочки тоже, а меня нет... очень странно :)

    Спасибо за ваши рассказы, так было здорово с вами пережить Милан-2012!!!!

    Леночка, а можно я ваш тест о семинаре и о мастере в жж-сообщество скопирую?

    Девочки, а кто-то писал в жж о семинаре? я видела посты у Ани-Deva. Может, что-то еще пропустила?
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Елена Макарова » Чт июл 26, 2012 3:34 pm

    Диночка, с приездом! УРА!!!!!!!!!!!!!!!
    Не волнуйся, мы тебя во все сцены вклеим!
    Конечно, перепощивай, только у меня там есть несколько описок.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50677
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Дилайла » Чт июл 26, 2012 4:22 pm

    Елена Макарова писал(а):Конечно, перепощивай, только у меня там есть несколько описок.

    ага, я видела, подредактирую!

    а вы видели статью о вашей выставке Беди Майера?
    http://shvil.livejournal.com/133573.html
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    Re: Милан 2012! Семинар Елены Макаровой в колледже искусств.

    Сообщение Kri » Пт июл 27, 2012 11:38 pm

    Посмотрите, какая Лена красивая!

    Изображение
    Kri

     
    Сообщения: 738
    Зарегистрирован: Ср май 25, 2011 8:05 am

    Пред.След.

    Вернуться в Как это было раньше



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4