Елена Макарова » Чт июл 12, 2012 12:14 am
В "бесконечности" надо было затем вписать или пририсовать к ним любимый предмет или ощущение из детства. Началось рассматривание - и стало быть, знакомство друг с другом. Линии, проведенные через всю комнату были дорогами друг к другу. Так образовались группы. Понятно, группы создавали каждая свой проект, много было интереснейших историй.
Потом были картины детства и черно-белые коллажи, и тоже воспоминания, очень эмоциональные, которые сблизили нас. Воспоминания о летнем дне и поездке на велосипеде, о дереве, которое росло в центре, месте пряток, о луге, по которому гуляли с бабушкой, о городе, который вдруг возник на горизонте перед маленькой девочкой и ее папой - ощущение сказки, о завытном фотоаппарате, который лежал на верхней полке так, чтобы девочка ,не смогла до него дотянуться, о костюме лисы, который, наконец, достался девочке вместо вечного костюма снежинки, и как она научилась лисьей походке, воспоминание о полосатых плавках, в которых мальчик плавал в реке, о виде из окна, о проходе на лодочке через шлюз, который вот-вот захлопнется т.д.
Сколько мы пережили, стоя носом к стене и рисуя свои картины, как непросто было перевести это из цвета в коллаж, где остаются формы и акценты, где еще более выпячивается история в прямом и переносном смысле этого слова.
В перерывах ко мне подходили итальянки с разными вопросами и просьбами, например, одна, Игле, приехала из Турина, думая, что я буду рассказывать о Фридл - она писала о ней научную работу, но попала на дургой семинар и попросила, если будет возможность, показать какие-то упражнения Фридл. С удовольствием. Габриелла, которая была на семинаре 2011 года, посвященном отчасти детским рисукам из концлагеря Терезин, привезла афишу спектакля, который она сделала со своими учениками по стихам терезинских детей, Алисия попросилась на семинар в Украине, если что, она понимает английский, и т.д. Клаудия привыкла к такому темпу работы, мы с ней знакомы с 1988 года, она перевела мою книгу рассказов на итальянский, ездила со мной к Хильде, короче, мы с ней понимаем друг друга с полуслова, плюс Маня, с которой мы понимаем друг друга без слов, плюс две ассистентки со второго курса - только дубина может плохо работать при такой мощной подержке.
Саша и Павел были отдельным подарком - деятельное присутствие мужчин, да таких чудесных, украшает жизнь. Сашины и Пашины рисунки запечатлились в памяти, а как они удивились, когда получили диплом!
Динка была неотразима - как всегда, лепила и рисовала нон-стоп. Общество взрослых ее удовлетворяло. Никто, кроме Ани и меня не делал ей замечаний, когда она мешала, да и то это случалось нечасто. Она участвовала во всех проектах. Это уже не та Динка, с которой я познакомилась 2 года тому назад, Аня проделала огромный путь к пониманию сути поблемы, и теперь справляется не только с Динкой, но и с куда более сложными пероснажами, так что у нас в семье появился чудо арт-терапевт, с чем всех и поздравляю.
Следующий день начался с рисования на улице. Настя о нем очень хорошо рассказала, затем мы помедитировали лежа под маниным четким руководством, и перешли к лепке картины детства. Вот теперь лепка пошла - это были уже не робкие попытки передать форму, а интенсивное желание проникнуть внутрь собственого пространства. Качество принципиально иное, не поделочное. Человек и его тень, вылепленный Любой, шлюзы Марины, дерево Насти, Анина девочка с занавеской - всего не перечислишь! Это уже не домики из бревен и не сказки про трех медведей или винни пуха, а настоящие скульптуры. Неужели прошел всего один день?
После обеда я удовлетворила просьбу Игле и мы под невероятное звучяание Аниного голоса рисовали линии, потом взбирались с углем по крутой лестнице и сбегали с нее, потом рисовали диктант, и из отдельных образов создавали композиции - две минуты - готово. Если бы не предшествующие этому упражнения, высвобождающие эмоции и тем самым помогающие быстрому соображанию, мы бы час их рисовали.
Ну и на закуску - игры детей!
Мы были детьми, настоящими детьми, этого опять же, возможно и не произошло бы, не случись первого дня с детскими воспоминаниями.
Игры детей.
музыкальная шкатулка
паровозики
прятки
качели-карусели
игра в конструктор
сюрпризы
Кое-что вы увидели в настиных фильмах, но это как в театре, который невозможно смотреть по телевизору - театр это своего рода симбиоз актеров и зрителей, это волшебство в чистом виде.
Огромная музыкальная шкатулка, красная стена в желтых звездах, подиум, Динка в серебряных рукавах из фольги, трещетки в виде вилок, висящих на веревке, костюмы дель арте, в которых ритмично движутся фигуры вокруг подиума, голос Ани из-за занавески, создающий мелодию... Что-то уму не постижимое.
А стулья, превратившиеся в карусельных зверей, на которых скачут вокруг качелей, на которых, в свою очередь, раскачивается огромная кукла в желтом одеянии, и лицом-маской, маски привезла с собой Гуля, ее огромный чемодан был забит самыми невероятными вещами, такое я видела только у Феди. Я тоже каталась на стуле.
А железная дорога - рельсы с настоящими шпалами, продленные полосами скотча в коридор, с настоящими вагонами и пассажирами, наши уличные рисунки превратились в целый Милан, в чем нас утверждала надпись, сделанная из вырезанных из газеты больших букв!
Прятки - еще одно великолепное решение группы из 4 русских и одной итальянки по имени Таня - они придумали сделать фигуру из разных частей тела, каждый получил от меня задание, какую часть он делает, были и крылья, все эти части были попрятаны в разных углах, и находились в процессе реальной игры в прятки, каждая часть отвечала за какую-то спрятанную в ней эмоцию - в ногах страх, в душе - эмоции и т.д.
Конструкторами и сторительсвом домов занимались две итальянки, которые всю жизнь мечтали стать архитекторами, с каким удовльствием они это делали! Одна из них прибежала ко мне с воздушным шариком, на котором нужно было написать по-русски "приглашаем". Думаете я ей написала на шарике? Нет! На бумаге. Пусть перепишет, и будет у нее первый опыт в азбуке.
И наконец - сюрпризы!
Перед нами стоял волшебный город, и из-за его стен появлялись девушки то с конфити из свернутых разноцветных бумажек, то на нас летели обоймы мыльных пузырей, то серпантин, то из-за дома выезжала огромная упаковка, из которой сыпался цветной дождь, то сверкали бенгальские огни, и, в конце концов, вылетела пробка из шампанского и в воздухе появился поднос с сорока пластиковыми стаканами, шампанское полило ручьем, и снова вылетела побка и шампанского, и еще одна бутылка напоила стаканы и нас вместе с ними.
Мог ли кто-то придумать все это? Кто писал сценарий?
МЫ. Мы все это сделали. Я была третьей рукой и третьем глазом, который, и впрямь не спал вместе с двумя остальными несколько суток напролет. Но ведь не зря!
За это всем нам дали дипломы, мне тоже.
Чудесное время продолжилось до трех ночи, теперь уже не в номере, а на большом балконе, который обранужила Гуля на своем этаже. Там все мы и собрались на прощание. И опять - сколько еще узнали друг про друга, и как неохота было расставаться.
В 7 утра меня разбудил Павел, как обещал. Я вылетела из гостиницы с Аней, Динкой и Маней - такси не было, самолет улетал в 9 утра. Однако такси нашлось, на самолет я успела, и всю дорогу до Рима, и от Рима до Тель Авива перебирала все, что было, на мне был новый кулон и новый браслет ярко красного цвета, подарок Людочки, во мне были все ваши лица, улыбки, слезы, и это не давало заснуть до Тель Авива.
Теперь пойду спать.