Елена Макарова » Вс янв 30, 2011 8:30 pm
Образование. Форум идей
В оккупированных странах образование еврейских детей стало стратегией выживания. Главной целью было сохранить «нормальность» в аномальной ситуации.
В Терезине, где сама жизнь висела на волоске, методикой и практикой воспитания занимались серьезно и основательно. При том, что не было ни единого мнения, ни единой методики. Сионисты учили ивриту и еврейской традиции; чехо-евреи заботились о том, чтобы дети не забывали свой родной язык и литературу; выходцы из Германии и Австрии продолжали обучать детей немецкому и т.д. Однако интересы детей оказались важнее идеологических принципов. Все понимали: нужно сохранить детям жизнь, подготовить их к будущему. Ведь независимо от идеологии им понадобится знание истории, математики, химии, языков, географии. Высокая мотивация учеников и педагогов давала невероятные результаты.
Для централизованного воспитания и образования в середине 1942 года были созданы детские дома. В детдомах жили группами по 25 – 30 человек, с которыми работали учителя, лекторы, чтецы и артисты. Программы в области детского образования и культуры составлялись ОДМ вместе с ОД, но с детьми занимались и «незапрограммированные» добровольцы, в основном молодежь. Уроки были запрещены комендатурой, они маскировались под «мероприятия досуга» или «домашний труд».
Летом 1943 года ОДМ и все гетто отмечали первую годовщину образования детских домов. Этой дате был посвящен семинар, на котором подводились итоги этого нового для педагогов эксперимента коллективного образования в условиях лагеря. Среди выступавших были как заслуженные, так и молодые педагоги, врачи, психологи, социологи, историки .
Открыл форум Эгон Редлих . Он сказал, что, будучи в Терезине, невозможно оценить результаты работы, проще говорить о задачах. Перед ОДМ стоят три задачи: 1) Борьба за улучшение условий жизни детей. 2) Подбор воспитателей, которые должны совмещать функции учителя, врача-гигиениста, а часто и родителя. 3) Укрепление авторитета воспитателя. Затем выступили участники семинара.
Воспитание в коллективе
Отто Цукер. Чему мы научились за этот год?
В истории уникального терезинского гетто работа с подростками займет особое место. Насколько мне известно, здесь, впервые в Центральной Европе, была сделана попытка собрать ребят в группы по возрастам и поселить отдельно от взрослых, т.е. организовать их жизнь и социальную интеграцию на базе детских домов.
Почему мы выбрали такой путь и почему сочли его наиболее подходящим? Во-первых, согнанные в гетто люди представляли собой неорганизованную массу. Во-вторых, семьям не разрешали быть вместе, мужья и жены жили в разных помещениях. Среди других причин – коллективный порядок хозяйственной и общественной жизни гетто; недостаток продуктов питания привел к нормированию питания; недоставало одежды и прочих вещей.
В детских домах мы смогли улучшить снабжение одеждой, отопление, освещение и медицинскую помощь. Мы сознавали, что подрастающее поколение нуждается в наилучших материальных условиях. Нам нужна крепкая молодежь, готовая физически выполнить те задачи, которые поставлены перед ней самим будущим еврейского народа.
Что до воспитания и образования, тут все зависит не столько от управления гетто, сколько от самого отдела детей и молодежи. В детдомах мы смогли обеспечить комплексное, целенаправленное коллективное воспитание. С учетом особого положения, в котором мы находимся, это необходимо и неизбежно. Мы убеждены, что коллективное воспитание ведет к успешной интеграции, подчинению личных интересов интересам общества и развитию индивидуальности в рамках общественной системы.
Мы убеждены, что столь важные задачи могут быть решены самими молодыми людьми: при условии педагогического надзора они способны сами организовать свою жизнь. При этом равно важен как коллектив, так и каждый человек в отдельности; полноправные голоса одиночек призваны выражать личные взгляды и требовать удовлетворения своих индивидуальных потребностей.
В таком детдоме воспитатель и педагог, даже если он молод, должен обладать достаточной душевной зрелостью, дабы суметь принять на себя роль не только отца, но и чуткого друга и советчика.
В первые дни существования гетто наша зона ограничивалась лишь несколькими казармами; в них были созданы первые детские дома, для которых мы выделяли наилучшие помещения. Первый из таких домов, организованный в Судетских казармах, был, по нынешним меркам, далеко не шикарным (хотя и нынче мы не слишком избалованы). Однако дети горячо взялись за благоустройство, и вскоре в помещениях воцарился дух радости и надежды. Как ни жалок и беден был дом в Судетских казармах, часы, которые я провел там с ребятами, навсегда остались в моей памяти.
Осматривая и «принимая» город, мы стали прикидывать, как лучше всего организовать жизнь молодежи. Особенности застройки Терезина позволяли сконцентрировать детей и подростков в больших зданиях и блоках. И мы имели это в виду при разработке плана расселения. Наиболее подходящие помещения я отметил на плане, который передал ОДМ. Помимо детских домов, устроенных в трех крупных зданиях, ребятам будет отдан также блок С IV.
Детский дом в здании бывшей терезинской школы L 417 с момента его основания был на особом положении, и вот почему: все задачи по руководству и обслуживанию, включая стражу у ворот – тогда она еще была необходима, – взяли на себя подростки. Старшего по дому назначал ОДМ, а не Совет старейшин. Именно там накапливался первый опыт, там в полной мере и обнажились те трудности, которые неминуемо должны были возникнуть в коллективе, находящемся в ненормальной ситуации, без необходимых для существования ресурсов и при образе жизни, столь чуждом детям из нормальных семей. Именно в этом доме возникли интенсивные трения и противоречия между молодыми людьми. То, что это был дом мальчиков, подрастающих еврейских мужчин, особенно усугубило трудности, которые, смею надеяться, ныне успешно преодолены. В стенах L 417 были апробированы многие прогрессивные новшества. Именно здесь раскрылся огромный потенциал коллективного образа жизни детей и подростков.
Путь еврейской молодежи ведет из Терезина на волю. Хочу надеяться, что в L 417 растет поколение еврейских юношей, для которых время, проведенное в испытаниях и самовоспитании, не пройдет напрасно. Из накопленного коллективного опыта родится иная энергия, иной образ мыслей.
Проф. Максимилиан Адлер. Утопия как реальность
Функциональная организация детского комплекса L 417 чем далее, тем менее ясна. По первому впечатлению – что-то среднее между школой и летним молодежным лагерем.
Исследовать это становление – все равно что схватить голыми руками парящую в небесах богиню Случая. Ибо последняя направляла в Терезин детей, не руководствуясь ни их возрастом, ни уровнем подготовки. И в этих условиях развивались учебные процессы. Детей в конце концов поделили на группы по возрасту, но отнюдь не по уровню подготовки. Ни базовая образовательная модель, ни конечная цель обучения так и не были прояснены. Безостановочный прилив и отлив учеников и преподавателей мешал процессу, трудности не уменьшались, но нарастали. Детскому образовательному учреждению, как никакому другому, нужны порядок и стабильность. Здешняя ситуация этому не способствует. Самим же инструкторам недостает опыта для того, чтобы сделать учебную работу содержательной, во всяком случае, более содержательной, чем их собственная в качестве недавних учащихся в школе или вожатых в летнем лагере.
И тем не менее этот конгломерат превратился в жизнеспособную структуру. Учащиеся привыкли к здешним условиям, учителя проявили добрую волю, и, благодаря дальновидности некоторых из них, за какие-то полгода «педагогический гибрид» вырос в приличную школу-интернат.
И тут, как гром среди ясного неба, прогремел запрет на уроки. Он ударил по самым прилежным педагогам. И они решили, что успехи, достигнутые вопреки голоду, вопреки разному уровню подготовки учеников, вопреки терезинскому шуму и гаму, – все пошло насмарку. Большинство педагогов просто представить себе не могли, что делать и как работать дальше. И когда, под давлением извне, форма «урок» преобразовалась в «образование через совместную деятельность», в среде педагогов возник бунт. И это, несмотря на тот факт, что «образование через совместную деятельность», по сути, являлось куда более уместным, чем так называемое формальное образование. Ведь никому из нас неясно, какое будущее уготовано еврейским детям, – например, будут ли после войны продолжаться преследования, – и потому смысл здешнего образования видится именно в том, чтобы формировать характеры еврейских детей, а не набивать головы книжной премудростью. Это выглядит и вовсе уж нелепо, если задуматься и понять ситуацию, в которой мы оказались. Ситуация постоянной временности. Ощущение постоянной неопределенности заставляет смиряться с недостатками, но душит энтузиазм и добросовестность. Ни место, ни время не выглядят стабильными или предсказуемыми.
Такую школу в мирных условиях просто вообразить невозможно. И все же – несмотря на войну и все перечисленные сложности, дети наши процветают здесь без муштры и традиционной зубрежки. Новый стиль образования – через самостоятельную работу – содержит в себе зародыш школы будущего.
Сегодня детдом празднует свой первый юбилей. Можно только надеяться, что семена образовательной системы, которая зарождается здесь и сейчас, прорастут и педагоги, прокладывая путь личным примером, безоглядной преданностью детям и той задаче, которая перед ними стоит, педагоги, облеченные огромной ответственностью, возложенной на них еврейским народом, получат желаемые плоды .
Бедржих Прагер. О вреде и пользе ограничений
По случаю первой годовщины «школы» в L 417 хотелось бы добавить несколько слов о ее развитии со времен первого детского дома в Судетских казармах.
В терезинской жизни есть темная и светлая стороны. Радостные и забавные события перемежаются с неприятными и мерзкими. Нам обидно, что мы не можем пойти в поход на природу, в леса и горы или поплескаться в реке; когда последняя крошка хлеба исчезает в нашем желудке, нас охватывает страх. Бывают дни, когда мы радуемся спортивным достижениям или рукоплещем пьесе, отрепетированной всем миром.
Мы делим радости и горести. Мы живем одну жизнь, хотя раньше жили по-разному, ходили в разные школы, болели за разные футбольные команды, у наших отцов были неодинаковые счета в банке, разное общественное положение и разные политические взгляды.
Если бы кто-нибудь рассказал нам о нищете и преследовании евреев где-нибудь на востоке, у нас мороз бы пошел по коже, как от ужасов китайско-японской войны, битвы за Абиссинию или душещипательной истории Али-Бабы и сорока разбойников.
Нежданно-негаданно небеса мировой политики покрылись грозовыми тучами, ураган подхватил нас и принес в гетто. Помню, как-то мы спросили старика, родившегося в 1841 году где-то в Моравии, в еврейском гетто: «Как дела?», и он ответил: «Если ты по уши в каше, вряд ли тебе удастся чмокать губами».
Чтобы понять и оценить нашу здешнюю жизнь, нам следует мысленно высвободиться из этой «каши» и тогда спокойно разобраться в ситуации. Ясно одно. Жестокая воля вторглась в ход нашей жизни. Это судьба, и она еверям не в новинку – в еврейской истории на смену периодам благополучия часто приходят периоды тяжелейших лишений. Вспомните хотя бы звездный час испанского еврейства, вслед за которым, в 1492 году, началось его изгнание из Испании – в тот самый год, когда Колумб открыл Америку. В Праге, под сенью великого Рабби Лёва и его Голема, там, где евреи жили веками в гетто, годы благоденствия сменялись годами унижений и преследований.
Да, у нас пестрое прошлое и несхожие взгляды; мы не знаем будущего – и переживаем общее настоящее, одну и ту же судьбу – и это всего лишь полустанок на пути страданий еврейского народа. Но наша еврейская община, осужденная на временное заключение, существует, мы способны трудиться и сами строить свою жизнь, особенно если займем правильную позицию в отношении [еврейской] самоидентификации; мы можем принять активное творческое участие в культуре, науке, технике, спорте и освоении новых земель.
Нам нужно как можно ближе познакомиться с еврейскими обычаями и нравами наших предков, проникнуться историей нашего народа. Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар». Наша задача – строительство будущего, а точка опоры – чувство принадлежности к еврейской общине.
По случаю первой годовщины нашей совместной жизни желаю вам и вашим воспитателям, чтобы это будущее оказалось для вас как можно более ярким и счастливым.
Ваш старший коллега Бедржих Прагер .
Д-р Лео Яновиц. Воспитательная работа в L 417
Образовательная работа в лагере отягчена до невероятности. В этом повинны неподобающие условия и, как следствие, ослабление общественных идеалов. Преподаватели пытались изыскивать необходимые материалы и средства для работы, но повсюду царила нужда. Сперва нужно было удовлетворить элементарные потребности общины, а уж затем думать об учебе. Потребовалось долгое время, пока детские дома смогли встать на ноги и, не опираясь на постороннюю помощь, создать собственную структуру образовательной деятельности.
Все зиждилось на педагогах-энтузиастах. То, что работу удалось организовать, да и вообще за нее взяться, свидетельствует о незаурядной чуткости педагогов в условиях геттовской реальности, их преданности своему делу.
Другая, не менее важная проблема – направление и содержание работы. Молодежь воспитывается на идеалах общества. Как воспитывать молодежь в обществе, где отсутствует общий идеал, в обществе, потерявшем духовную опору, в обществе, единственным общим признаком которого является временность? Временность – это и есть причина, порождающая трения, споры и в конечном итоге антагонизм.
И потому так необходимо было выработать общую педагогическую платформу. Ведь именно в вопросах воспитания духовные разногласия проявляются наиболее резко, а без общей платформы воспитывать невозможно.
Такая платформа должна отражать два основных момента: с одной стороны, существование гетто как группы людей, собранных против воли в коллектив и отягощенных не ими выбранной принудительной работой, а с другой – причастность узников к общей еврейской судьбе. Если первое фиксирует единичный, разовый характер происходящего, то второе признает и обосновывает происходящее как звено в цепи течения еврейской истории. Только посредством анализа и изучения исторической преемственности могут быть созданы основы для нынешнего существования [еврейского] общества и, следовательно, для воспитательной работы в нем.
Воспитание поверяется деятельностью. Оно выстраивает отношение ребенка в гетто к самому себе, к окружающим и к работе; и если педагоги способны внушить подрастающему еврею чувство причастности к национальному историческому сообществу, то это придаст ему ощущение собственной значимости.
Насколько воспитателям удастся создать общую платформу для своей деятельности, настолько продвинется и само общество, выразителями взглядов которого они являются .
Фреди Хирш. Как сохранить в себе доброту и великодушние?
Еврейское несчастье во всем мире. Каждая неделя приносит новые известия о сокращении жизни еврейских мужчин и женщин, о транспортах на восток, о ликвидации еврейских общин, о трагической судьбе отдельных людей. Время нужды и горьких выводов. Время прощаний, потерь и отчуждения. Время, о котором многие из нас говорят, что оно лишено надежды. Однако тот, кто знает еврейскую историю, знает, что это не самое тяжелое время в ходе прошедших столетий, когда евреи должны были бороться за свою самость, самооценку и самоуважение.
На сей раз отличие в одном – мы самолично оказались жертвами этой беды и этой судьбы, о которой знали только из истории, и потому воспринимаем ее иначе. Если раньше мы сопереживали, сегодня мы переживаем все наяву. В Терезине мы видим истинную картину этой беды: люди на грани отчаяния; пытаясь отгородиться от нынешних несчастий, они сидят на нарах и соломенных матрацах, погруженные в воспоминания о блистательном прошлом, временах их былой славы.
Последние полтора года показали, что ценности, бывшие неоспоримыми в человеческом сообществе, пережили полную девальвацию. Прежде присвоение чужого имущества незаконным путем считалось кражей. Сегодня появилось понятие «шлёйзен», которое узаконило кражу, и она стала вполне позволительным действием.
По закону прежней морали сильный должен был защищать слабого. Нынче считается нормой расталкивание локтями, иначе как выбить для себя необходимое жизненное пространство? Раньше общественный порядок предписывал определенные нормы поведения – уважать старых и увечных, оказывать дружескую помощь всем, кто в ней нуждается. Сегодня мы переживаем одичание, бессердечный эгоизм, злоупотребление силой и положением. Эта картина, возможно, выглядит слишком мрачной, но так я ее вижу.
В этом мире мы построили дома для детей и подростков. Мы предприняли этот ответственный шаг, чтобы спасти детей от обесценивания Добра. Прошел год, и пора спросить самих себя, удалось ли нам возвысить Добро и Благородство. Мы хотели создать для наших детей место, где их принимают всерьез, где они смеют быть юными, где им никто не мешает и где они могут свободно задавать волнующие их вопросы. Мы хотели посреди все возрастающей беды создать благоустроенную среду, в которой дети чувствовали бы себя как дома.
Построить спальные места, шкафы для одежды и посуды, благоустроить комнаты – все это было серьезной работой, и в ней молодые люди проявили фантазию и художественный вкус.
Нелегко было строить такой коллектив. Мальчики и девочки из различных слоев общества с трудом привыкали к новой среде, к тому же еврейской. Мы должны были убедить их пойти навстречу новым задачам и самоорганизоваться в соответствии с ними. Отвергнув формальную дисциплину, мы привлекли детей к дисциплине иным путем, посредством дружбы, взаимовыручки, уважения к личности.
О молодом поколении в Терезине нельзя говорить вне общей ситуации. Взрослые разбились на фракции, на старых и молодых, по мировоззренческим направлениям, по религиозным или языковым признакам. Могу утверждать, что большинство из этих осколочных групп возникли не вследствие глубоких убеждений, а от амбиций отдельных лиц, ставящих свои личные интересы выше судьбы всего общества. Люди, не думающие о нуждах большинства, выставляют свое «я» на передний план. Это неприемлемо для морально здорового молодого поколения. Оно мыслит широко и не судит о людях по их принадлежности к языковой группе или происхождению. Оно не страдет скудоумием, его оценки не основываются на косвенных признаках, таких, как язык или религия. Порядочность, честность, смелость, доброта – вот их критерии.
Вопреки известным ограничениям, наша молодежь должна получить в Терезине свет, воздух и солнце, этого можно добиться посредством максимального улучшения жилищных условий и созданием возможностей для игр и спорта. В детском доме каждый должен работать и выполнять свои обязанности, разумно организовывать свой досуг, вести упорядоченную жизнь. Укреплять свое тело с помощью спорта. Несмотря на нехватку множества элементов для полноценного физического развития, я считаю обязательным проведение спортивных соревнований. В них проявляется воля, не важно, кто выиграет. И при прошлых войнах населению не хватало пищи для нормального развития; доказано, что физкультура и спорт стоят во главе формирования здорового организма.
Здесь речь идет о вещах куда более серьезных, чем физическая подготовка. Когда две тысячи юных выходят на спортивную площадку помериться силой, то каждый, будь он участником или зрителем, понимает – эти молодые люди в стремлении к красоте справятся со всеми трудностями. Именно это стремление пробуждает в них все самое лучшее .
Гидеон Кляйн. О так называемом политическом воспитании нового поколения
Когда большинство подростков было отдано под опеку отдела детей и молодежи, возникли проблемы, которые, казалось, уже невозможно решить. Вспомним, что многие родители, пережившие резкое ухудшение материального положения еще в начале нынешнего кризиса, невольно переложили свои трудности на плечи детей, и это привело к постепенной деморализации. Поэтому с детьми было так трудно работать, положение воспитателей стало весьма уязвимым, а отношение родителей к ним – враждебным. Дети адаптировались к окружающим условиям намного легче, чем их родители; из-за буржуазного мировоpзрения им было невероятно сложно вписаться в искусственно созданный коллектив гетто.
Из этих предпосылок вырос первый, поначалу успешно замаскированный конфликт. Априори было ясно – группы людей с диаметрально противоположными воззрениями не могут не сталкиваться. Несмотря на то что прибывавшие в гетто в массе своей происходили из буржуазных слоев (рабочую переквалификацию прошли лишь единицы), взгляды и убеждения были весьма разношерстными.
Разброс мнений прежде всего обнаружился в подходе к еврейской ассимиляции. Группа национально определившихся евреев (или тех, кто определился под давлением обстоятельств) впервые столкнулась с ассимилянтами, считающими навязанное им еврейство чем-то временным и внутренне им не присущим. Задачей воспитателя … было оградить воспитуемых от этих непродуктивных, зачастую убийственных разногласий, тем более что и сами подростки в этом вопросе были далеки от единства. Выходцы из Моравии куда активней участвовали в еврейских молодежных движениях, чем выходцы из Богемии. К слову сказать, многие дети из Богемии до недавнего времени состояли в «Соколе».
Сионистская администрация гетто поставила своих людей и в ОДМ. Руководители ОДМ поощряли еврейское воспитание, но при этом понимали, что идею ассимиляции не выкорчевать силой.
Итак, решили воспитывать юное поколение в национально-еврейском духе. Для достижения этой цели требовались подходящие педагоги, и это требование привело к отчаянным идеологическим спорам. Большинство воспитателей ОДМ не обладали достаточной квалификацией – они были либо полупрофессионалами, либо не профессионалами вообще. На работу в ОДМ (и это существенно) люди принимались без всякой проверки. Само собой разумеется, кандидаты с учительским стажем имели преимущество. Ясно также, что ведущие работники отдела, сами выходцы из молодежных движений, отдавали предпочтение тем, кто ранее в них участвовал.
Воспитание и особенно образование приобрели особое значение тогда, когда, после года «лихорадки» (транспорты на восток, катастрофическая смертность стариков, нехватка места, голод и т.д.), в жизни гетто наступила относительная стабилизация.
Штат воспитателей разросся до невероятных размеров. Медленно, но верно идеологически направленное воспитание стало одним из центральных моментов. Начинается оно сызмальства, с детского сада. Немецко- и чешскоговорящие дети обучаются ивриту через ивритские песни и детский фольклор. В начальной школе дети также учат иврит, часто без внутренней связи с еврейством, без религии и обрядов. Подростков тоже пытаются «сделать евреями», но с ними сложнее.
L 417 – характерный пример. Жители этого дома, подростки от 10 до 15 лет, все без исключения из Протектората и говорят по-чешски. Добрая половина выросла в нееврейском окружении. Бездумное вталкивание еврейского содержания в стиле лозунгов, вдобавок проводимое неспециалистами, у тонких, чувствительных ребят могло вызвать только протест. Руководители L 417 поняли это и отказались от такого поверхностного еврейского образования. Их решение ОДМ не понравилось. И хотя сам ОДМ был не способен дать воспитанию прочный идейный фундамент, он потребовал от руководства L 417 держаться его линии. В результате ОДМ и L 417 заключили компромиссное соглашение: образование не должно быть политически ангажированным.
Среди детей, населяющих блок L 417, сформировались группы (так наз. «Детские дома»); каждая из них имела свой характер, в том числе и политический. В этом отношении наиболее резко выделялась «Единичка», руководимая профессиональным педагогом [В. Айзингером]. Она пошла по пути самоуправления, за все отвечают сами подростки. Они издают свой журнал, культурная жизнь бьет ключом. Ребята пробуют осознать ситуацию в историческом контексте. Еврейская проблема рассматривается здесь с социальной точки зрения. Понятно, что молодые люди, которые воспитываются таким образом, иначе реагируют на мировые события, и особенно на нынешние.
Политическое образование, основанное на плюрализме и стоящее на широкой идеологической платформе, не может вести к ассимиляции; напротив, оно может облечь еврейское сознание в современную, истинно прогрессивную форму .
Роза Энглендер. Наша задача – наш путь
В разные времена воспитание имело разные цели. В античные времена оно взращивало гражданина для жизни в государстве-полисе. В Средние века христиане воспитывали для церкви. В Новое время, в период Коменского , Рабле, Монтескье и др., перед педагогом стоит задача воспитать из ребенка личность. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным. Оно осуществляется путtм последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определtнной системе и последовательности.
Современные педагоги работают в духе изречения И. Канта: «Человек может стать человеком только через воспитание. Он – то, что делает из него воспитание». Хороший педагог никогда не теряет веры в свое предназначение, в каких бы условиях он ни работал. Принцип всегда один и тот же: помочь ребенку развить в себе положительные стороны, способствовать положительным влияниям, и, по возможности, ослабить влияния отрицательные.
Нужно, однако, помнить, что один из важнейших элементов воспитания – это самовоспитание. Но уловить момент естественного отделения ребенка от взрослого, когда последний готов отказаться от роли ведущего и доверить ребенку справляться самому со своими задачами, – это проблема непростая. В том случае, когда взрослый освобождает ребенка вовремя, и ребенок осознанно приступает к самовоспитанию, воспитатель достигает, пусть на время, своей цели; ребенок же, принявший на себя ответственность, встречается один на один с реальностью и формирует себя в ней. Именно тогда, на границе детства, но пока при соблюдении его законов, начинается в ребенке процесс сопоставления себя с миром взрослых, и здесь воспитателю предстоят важные задачи.
До этого, как показывает опыт, ребенок смотрел на мир иначе, чем взрослый. Он воспринимал окружающую реальность, руководствуясь законами мира детства. Пока мы говорим о ситуации, в которой реальность не была ему враждебна и не доставляла ему шоковых нагрузок.
Что означает терезинский опыт для еврейского ребенка? Изменил ли Терезин его жизнь? В Терезине дети лишились многого, и из-за этого прежде всего страдает их физическое развитие. Часть из них пережило отрыв от родителей, это добавочный тяжелый момент. С другой стороны, большинство детей находятся в детском коллективе, который отвечает потребностям их возраста. В определенном возрасте дети способны переживать только настоящее. Наши дети утратили связь с прошлой жизнью и не способны осознать терезинский опыт. Самое глубокое влияние на них оказывает мир взрослых, со всеми его реакциями, мир, полный коррупции, несдерживаемых инстинктов, неограниченного эгоизма, борьбы за власть и других явлений, вызываемых в основном шоковым воздействием Терезина на самих взрослых. В отличие от детей, взрослые осознают причину здешних переживаний и поэтому ставят перед собой важные и ответственные задачи.
В такой ситуации мировосприятие воспитателя является решающим. Если он видит Терезин как изолированную систему, то он и воспринимает его лишь через призму еврейской судьбы. Если же он видит ситуацию в целом, то осознает, что и за пределами Терезина миллионы детей переживают войну (воздушные атаки и тому подобное). Отцы, братья или другие близкие – на полях сражений, или как у нас, в концлагерях. И в том, и в другом случае воспитатели стараются морально укрепить ребенка, объяснить ему происходящее, пользуясь своим личным терезинским опытом.
Здесь кроется определенная опасность. Как установить правильное соотношение между запросами ребенка и своими собственными требованиями и пожеланиями? Детей нужно направлять исподволь, не оказывать на них никакого давления, ибо они все понимают по-своему. Будучи в центре событий, воспитатель не имеет права ради локальных задач забывать о главной цели –создании гармонии и равновесия. В этом – источник силы, необходимый для подготовки к решению задач окружающего мира, мира, который сегодня труден и переменчив, но и завтра останется таковым для еврейских детей .
Д-р Гертруда Баумлова. Позитивная педагогика
Вся наша работа в Терезине проходит под девизом «Вопреки». Это относится и к учебной работе во всех ее проявлениях.
Чего мы хотим? Подготовить наших детей к будущим задачам – к построению нового сообщества на новых и лучших принципах. Чем мы располагаем для этой цели? Пятью большими детскими домами (в них пока лишь одна школа) и несколькими маленькими, а также персоналом из молодых людей, горящих желанием трудиться и жертвовать собой ради детей.
Все мы знаем, что стоит на пути к достижению этой цели. Но вопреки всему мы и в данных условиях будем находить позитив и ориентировать на него свою работу.
Первое и важнейшее: личный пример. Молодежный вожак, вожатый детдома, воспитатель – это primus inter pares ; он и старший товарищ, он и пример, доступный каждому и достойный подражания.
Второе: групповое воспитание.
Группа, а точнее, тот социальный механизм, которым она является, это носитель образовательных процессов, необходимых для передачи знаний и навыков, прежде всего социального характера. Лишь внутри социума ребенок и юноша могут быть воспитаны для этого социума. И многие, пришедшие сюда асоциальными, здесь, сами того не замечая, приучаются к организации.
И третье – это продуктивный труд.
Ребенок или юноша социализируется посредством жизни в обществе, точно так же трудовое воспитание делает из человека труженика. Труд – это то, что придает смысл и содержание жизни группы и личности; то, что само организует группу; то, что вызывает к жизни товарищество; то, что творит и воплощает; то, что продуктивно и полезно. Без труда, то есть без смысла и содержания, группа приходит к разрушению и потере ценностей. Таков расклад – то, что мы имеем, с чем мы можем работать. Воспитатель – как режиссер: в его силах собрать группу воедино – или распустить ее. Но распустить – значит потерять целое поколение. Нет, программа «Вопреки» должна сработать!
Берта Фройнд. Воспитание искусством и искусство воспитания
В основе этих двух всем давно известных утверждений лежат различные концепции; и все же, когда мы ищем пути к ребенку, желая воспитать в нем цельную личность, или, что еще важнее, когда мы в самом ребенке ищем цельную личность и к ней обращаемся, эти утверждения сближаются по смыслу.
Мы говорим: воспитание – это искусство, следовательно, воспитатель должен быть художником. Возможно, он не обязан быть художником в жанре искусства или литературы, но должен владеть другим искусством, а именно проникновением в духовную и душевную сферу своих воспитанников. У каждого педагога есть свои, одному ему известные инструменты, «играя» на них, он может дать воспитаннику ощущение гармонии и формы, – для этого в воспитателе должен жить художник. Только тому, в ком жив художник, дано пробудить в детской душе стремление к Красоте и Благородству.
Заботясь о том, как вывести наших воспитанников на верный путь, мы, воспитатели, много говорим и спорим о морали, наказаниях, дисциплинарных и прочих мерах. На самом же деле существует один-единственный путь, ограждающий юные души от всего отрицательного, вредного. Воспитатель должен открыть ребенку великое множество прекрасного и правдивого, и тогда для уродливого и лживого не останется места; если же оно все же туда проникнет – ребенок сумеет выбросить «плохое» за борт как ненужный балласт. Но каким образом открыть ребенку «океан прекрасного и правдивого», вывести к грандиозным высотам фантазии и мыслей в самых различных областях, побудить к поискам нового? Это по плечу только художественно одаренному воспитателю.
Искусство – это воспитание; думая о вышесказанном, вряд ли нужно подкреплять это утверждение. Три великих инструмента воспитания – Прекрасное, Благородное и Правдивое – мы находим не только в Природе, но и в Искусстве. Изучая с детьми произведения искусства – будь то архитектура, скульптура, рисунок, живопись, литература или музыка, – мы открываем перед ними возможность познавать красоту на свой лад и наблюдаем чудесное воздействие искусства на детей. Они его воспринимают всей душой и тут же хотят сделать что-то сами. Стоит ли напоминать, что именно собственная художественная деятельность вытесняет из детских душ все негативное и тяжелое?
А как легко вдохновить детей!
В то время как я это пишу, мне вдруг вспомнилась одна забавная история из моей педагогической практики. Как-то я пообещала ученикам пойти вместе с ними на концерт фортепианного виртуоза Ламонда. На занятиях мы проиграли всю программу будущего концерта, углубились в красоты произведений в отношении стилистической, гармонической и мелодической формы, обсудили технические приемы и т.п. После урока Пауль (11 лет) спросил меня: «Скажите, пожалуйста, фрейлейн, вы продаете билеты на концерт?» Прежде чем я успела ответить, Ханна (12 лет) сказала смеясь: «Нет, фрейлейн не продает билеты. Она продает вдохновение!» Ханна была исключительно живым ребенком и очень любила музыку. Это ее замечание свидетельствует не столько о ее чувстве ко мне, сколько о быстром уме и развитой логике. И все-таки этот забавный случай меня не только рассмешил, но и порадовал.
Бывало, что как педагог я получала отрицательный результат, и в этом случае ошибка крылась только во мне – я работала сухо и недостаточно художественно.
Оба принципа: «Воспитание – это искусство» и «Искусство – это воспитание» работают в Терезине точно так же, как и на воле. Но их применение в здешних условиях имеет специфическую окраску, в особенности первого – из-за ограниченности внешних вспомогательных средств.
Однако тот, кто открыт и восприимчив к Прекрасному, в ком живет инициатива, кто работает с сильным желанием дать детям, вопреки всем препонам, как можно лучшее воспитание, найдет иные средства, пусть и отличные от прежних .