ЗАПИСКИ ПРИГУРКА
Главсказ сегодня рассказывает
про выставку Беди Майера и Фрица Генделя в Музее Эйн ХародВыставка: искусство и жизнь «Маврикийской алии»
Репортаж для двух райских жителей – Беди Майера и Фрица Генделя17 января 2009 года в музее искусств «Эйн Харод» на израильском севере открылась выставка
Бедржиха Майера и Фрица Генделя – двух «репортеров» знаменитой «Маврикийской алии» 1939 – 1945 года.
Слово «репортеры» стоит в кавычках – Бедржих и Фриц не были журналистами. Просто так получилось, что своими рисунками и гравюрами они создали хронику плаванья двухтысячной группы еврейских беженцев из фашистской Европы в Эрец Израэль и оттуда – на остров Маврикий, где, в британском лагере перемещенных лиц, они пережили войну.
В Эйн Харод выставка прилетела из Вены, где демонстрировалась в речном вокзале на Дунае. Именно отсюда первая группа беженцев отправилась в рискованную экспедицию по Дунаю и морям. Далеко не все добрались до Хайфы – некоторые умерли от болезней и голода на «Атлантике» и других кораблях, а часть, как известно, погибла при взрыве «Патрии» в Хайфском порту 25 ноября 1940 года. Лишь около 1400 беженцев попали на Маврикий. Эта история уже достаточно описана в истории, поэтому расскажем про саму выставку.
Это десятая – и вероятно последняя* – выставка двух художников. Майер прожил после Маврикия еще много лет и скончался в 2002 году в 96 лет. Гендель покончил с собой в 1945-м еще на Маврикии, за несколько месяцев до возвращения «Маврикийской алии» в Эрец Израэль.
*Как только я написал эти строки, мы получили письмо от Главного раввина Южной Африки с идеей – пригласить выставку туда. Пока это еще не приглашение, а только идея, но кто знает…
Наше знакомство с Бедржихом (все звали его Бедей) началось, когда ему было «всего» 90, но более живого человека я не видел. Жизнь его отнюдь на баловала. Если даже отбросить все тяготы предвоенных лет, фашистского режима в Чехословакии, маврикийской эпопеи и тяжелейших первых лет Государства Израиль, то Бедя пережил три, можно сказать, смертельных удара: его любимого старшего брата Лео депортировали в Терезин, а затем убили в Освенциме, все довоенные работы сгорели при бомбардировке родного бединого города Ходонина во время войны, и ближайший друг Фриц Гендель повесился на Маврикии.
Но юмор никогда его не покидал – юмор умудренного и побитого жизнью клоуна, каким он, по своей сути, и был.
Впрочем все это вы увидите в красивом просторном зале Музея Искусств (Мишкан леОманут) «Эйн Харод» недалеко от Афулы, в киббуце Эйн Харод Ихуд.
На открытии выставки было очень много народу – зал не смог всех вместить. На этой выставке, прошедшей по всей Европе, не было, насколько мне известно, лишь чиновников Министерства культуры Израиля – во всяком случае никто от «истаблишмента» не выступал. Так-то оно и лучше – Бедя ненавидел бюрократию. Были, правда, корреспонденты израильского радио; несколько слов благодарности сказала куратор выставки (и всех предыдущих выставок) Лена Макарова, которая, с помощью дочери Марии, тель-авивской художницы-декоратора, построила эту выставку практически без гонорара – в дар Израилю и двум художникам. Присутствовал сын Фрица Шломо Гендель, родившийся уже после смерти отца – замечательный садовник-художник и наш большой друг. Он не выступал, потому что не любит говорить на публике. Очень хорошие слова сказала директор музея доктор Галия Бар-Ор – к ее чести, она приняла у себя выставку, несмотря на то, что искусство Беди, в стиле, я бы сказал, символистского экспрессионизма, не в чести среди израильских «образованцев».
Экспозиция, впрочем, получилась очень современной, инсталляции с массой выдумок и игры «природными» материалами – упаковочными ящиками из Вены.
Несколько посетителей узнали на фотографиях родственников, а одна женщина обнаружила свою вышивку, подаренную ею на память подруге на Маврикии.
Небольшое мимическое представление Федора Макарова «Лохматая Шапочка» было принято с большим энтузиазмом.
Бедя любил Федю! И всех нас – тоже. Вполне возможно, что он, наблюдая за происходящим сверху, кивал своей мудрой головой и говорил: «Эйзе йофи!» («Красота!»)
Выставка продлится, по крайней мере, до середины апреля. Так что есть время полюбоваться на фантастически-гротескные «картины-представления» Беди, деревянные скульптуры Фрица и его тонкие, свободные карикатуры.
А тем, кто не попадет, не надо отчаиваться: есть каталоги на 4 языках – английском, иврите, немецком и чешском. Их можно купить и в Эйн Хароде, и у авторов (
lmarak@012.net.il" target="_blank" target="_blank). О проекте и о Беде см. еще наш сайт
http://www.makarovainit.com/" target="_blank" target="_blank, Дом Януша Корчака в Иерусалиме
http://www.jerusalem-korczak-home.com/" target="_blank" target="_blank
Иллюстрации:
Лена Макарова на фоне Доски Благодарностей и истории поездок выставки
Инсталляция на тему путешествий Беди и Фрица (Автор – Маня Макарова)
Мария (Маня) Макарова
Стеллы с панелями «репортажных» рисунков Фрица и Беди
Эта женщина (слева) нашла в витрине треугольник, вышитый ею на память на о. Маврикий 65 лет тому назад.
Шломо Гендель (в зеленой рубашке) с сыном на выставке.
В каждом из 5 телевизоров – «луп» из фильмов о «Маврикийской алие».
На этом стенде – рассказ о выставке искусства в лагере, в которой участвовали Бедя и Фриц.
Виды и типажи Маврикия.
«Репортаж» о путешествии на «Атлантике» по Черному, Мраморному, Эгейскому и Средиземному морям, а затем – в Атлантический океан, на Маврикий.
Слева панели о путешествии, справа – картины Беди.
Скульптуры и куклы Фрица Генделя.
Мимическая клоунада Федора Макарова «Лохматая Шапочка»
Продолжение «Шапочки»
Самая юная посетительница выставки – Лиза Макарова.
Зал полон публикой – все-таки в Израиле ценят искусство!
Сайт Эйн-Хародского Музея Искусств:
http://www.museumeinharod.org.il/hebrew/;" target="_blank" target="_blank
http://www.museumeinharod.org.il/english/" target="_blank" target="_blank