1. Искусствотерапия - это не психотерапия. Здесь не происходит обсуждения в группах. На сеансах один на один этого тоже не происходит.
2. Искусствотрапевт и пациент.
Искусствотерапевт дает задание - пациент его выполняет. Довольно скучно звучит. Но это так. Процесс выполнения задания открывает обоим что-то. ОК. Пациент уходит в разных состояниях с занятия - счастливый, задумчивый, довольный, не довольный...
Искусствотерапевт не бежит с рисунками советоваться с психоаналитиком после первого сеанса. Он ждет, когда пациент придет на следующее занятие и скажет ему о том, что с ним произошло. Если его спросят. Иногда не спрашивают, предлагают второе занятие (искусствотерапевт-то думает, что именно с его пациентом происходит, и, если сразу дотумкает, то даст ему то занятие, которое поможет справиться с проблемой, или поможет ее осознать лучше), и пациент его выполняет молча или под музыку, или еще как.
После нескольких сеансов пациент начинает чувствовать освобождение (и-т все для этого делает), и процесс преобретает форму. Постепенно.
Вопросы
Эдит Крамер всегда спрашивает: есть вопросы? Она не говорит: что вы хотите сказать - чтобы не превратить все в говорильню. Говорение - не инструмент искусствотерапевта. Но я не действую по инструкции. посему я предлагала и так и так.
Вопросы задавали итальянки, вы больше комментировали. Прекрасно. Однако я видела не заданные вопросы в ваших глазах. Некоторые задавались после занятий. Негативные реакции тоже - после занятий.
Психтерапевт разговаривает, искусствотерапевт занимается искусством, в котором, по его убеждению, происходит освобождение. Это не вербальное действо.
Это когда в реале. А когда не в реале - то неси на выставку - ура-класс-!!!!!!!!- и т.д.
Это же вы видите в моих глазах, когда в реале.
Иногда я вмешиваюсь в процесс, но крайне редко.
У нас была группа - мы - и итальянские педагоги - психотерапевты, психоаналитики, искусствотерапевты.
Психотерапевты и психоаналитики ждали разбора полетов. Но это их область. Искусствотерапевты этого не предполагали.
Тем не менее, мы отдали на беседы около двух часов из 14 отпущенных нам.
3. Знакомства.
Невозможно знакомиться 40 человекам. Есть другое знакомство - сами работы, и работы в группах. Все работы выставляются, к каждому участнику можно подойти и спросить его про работу. Она есть портрет человека в данном случае.
Процесс, выбор материала, все есть свидетельство о человеке.
Даже то, что вышло их стуканья щетками по листу бумаги, можно, если оглянуться по сторонам, увидеть сидящих рядом людей-щеток.
Но я вам в конце дала задание превратиться в предметы натюрморта, т.е. раскрыть метафору.
Первый день мы посвятили музыке и изо - их взаимоотношению.
В конце первого дня была лекция "От Баухауза до Терезина. Фридл."
Лекция привела нас к утру следующего дня - визуальному разбору детских рисунков из Терезина.
Потом у нас была тема "Суть вещи", которая закончилась опять же работой в маленьких группах - живой натюрморт.
Для меня эти вещи были связаны воедино.
1. Внутрь (ритм - центр всего)
2. Снаружи (текстура - кожа наша)
Теперь время задавать вопросы