Дорогая Еленочка Григорьевна!!! Желаю Вам сил, исцеления, сильной поддержки от природы и свыше.
Хочется сохранить все и здесь. Лента в ФБ вырастет и не найти потом...
Elena Makarova
20 марта
Сегодня девять дней. Нашла себе утешение в мамином декабрьском письме 2003-го года. "... Мы с тобой все равно счастливые и сильные, а вовсе не неудачницы. Это те неудачники, кто не оправдывает наших надежд и восторгов. Дорогая моя, милая, очень трудно быть сильными, иногда так хочется расслабиться, пусть – кто-то тебя пожалеет. Но так почти не бывает и снова день изо дня надо напрягать всю душевную мускулатуру, да и все телесные мышцы, чтобы достойно жить. И ты живешь достойно. Не клянчишь, не заискиваешь, не напрашиваешься. Это чудное, хотя и нелегкое течение жизни".
http://lgz.ru/article/-11-6454-19-03-20 ... om-vysota/«И стала небом высота»Вчерашний день искать не надо,
Он канул в завтрашние дни...Вот и стала завтрашним днём Инна Львовна Лиснянская. Так уж повелось – поэта по-настоящему начинают читать, когда он исчезает «с поверхности земли» и занимает место там, где нет «ни плача, ни воздыхания». Лиснянская много размышляла о смерти – всегда с точки зрения вечности и плодотворной, всеми органами чувств источаемой любви:
И неужели меня здесь нет,
Где и среди суеты сует
Каждая буква имеет цвет,
Каждое имя – свет.Её имя при жизни было вписано в определённый ряд современников: М. Петровых, А. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин, Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев. Но настоящего поэта рождают голоса предшественников. Не зря Лиснянская написала: «…русскую поэзию я воспринимаю как единый организм с сообщающимися между собой сосудами – кровеносными-мысленосными-словеносными».
Чем поэт значительнее, тем больше у него последователей и тем выше их ответственность перед временем. Для русского поэта – тем паче. Ахматовский голос вёл Инну Лиснянскую через все бездорожья и мраки земного пути. Присутствие рядом друга и мужа – поэта и мыслителя Семёна Липкина – не мешало единственности её лирического воплощения. Напротив: именно рядом с Липкиным это воплощение состоялось и оформилось.
Я видела достаточно много страстных влюблённостей и нежных супружеств. «Но ведь дело не в том, чтоб бурлила кровь кипятком». Пожалуй, никогда я не встречала такой высоты взаимного уважения и бережения, как в отношениях Инны Львовны и Семёна Израилевича. Они безупречно дополняли дарования друг друга, причём каждый считал свою вторую половину бесконечно выше и важнее собственной. «У тебя в глазах вековечный растаял лёд…». Оба покинули этот мир в марте, в пору, когда возрождается преданно любимая ими подмосковная земля, которая теперь покоит их друг подле друга.
Крупная личность похожа на орган, полифоничность которого зависит от количества регистров. Инна Львовна не была простой, хотя во всём стремилась к античной ясности. Но мир никогда не переставал её активно и деятельно интересовать, как свойственно детям. Она в весьма пожилом возрасте легко и радостно освоила и одушевила компьютер («Ждёт компьютер таинственной правды о нашем житье»), а уж в совсем преклонном вдруг увлеклась футболом, поняв его шахматную интеллектуальную природу. Она обыгрывала всех в любые игры – от подкидного «дурака» до «эрудита». Она сохраняла ту меру весёлой самоиронии, которая спасает от прижизненного забронзовения.
«Слово есть незримая Душа». Эти слова Инна Лиснянская, пережившая много разлук, оставила нам в залог нерасставания с её поэзией:
Низкий голос по России стелется,
Словно дым, который был огнём.Марина КУДИМОВА
http://www.novayagazeta.ru/arts/62693.htmlПоследний голос Серебряного векаУшла Инна Львовна Лиснянская
14.03.2014
Меня, впрочем, как и многих, завораживали ее руки. Узкая изящная ладонь. Длинные пальцы в перстнях и часто с сигаретой. И они все время совершали какой-то волшебный танец, добавляющий интонации в то, что она говорила. «Завораживали», «волшебный» — все из сказочного арсенала. А некоторые вообще считали ее чуть ли не ведьмой, чему косвенным подтверждением служили ее очень разные глаза — смотрела она как бы на тебя и в то же время за спину — может быть, на твоего ангела-хранителя. К сему добавьте голос с хрипотцой, которым она умела изобразить любого поэта. Да не просто изобразить, а на ваших глазах сымпровизировать очень похожее на него произведение, иногда пародию. «Инна Львовна, а давайте Беллу или Ахматову!» И вот, пожалуйста, Ахматова. Как будто вселилась в это хрупкое тело, состоящее, в сущности, только из рук, глаз и голоса.
Липкин ее импровизации пытался запретить, по его мнению, они дискредитировали поэзию вообще и поэзию Лиснянской в частности. Но даже он, непререкаемый авторитет и в поэзии, и в этике, не мог остановить эту стихию. Стихию артистизма, необходимого поэзии.
А сколько они вместе пережили! Тяжелый уход из своих первых семей, чтобы быть вместе. Послеметропольские гонения... Это же только слово такое почти равнодушное — «гонения». А вы попробуйте в уже немолодом возрасте постоянно ходить по улицам в сопровождении филера, войдя в квартиру, обнаруживать следы обыска, отвечать на звонки с угрозами, наконец, испытать на себе, что такое запрет на профессию — когда зарабатывать тем, что умеешь, не дают…
Я познакомился с этой уникальной поэтической парой на исходе их опалы. Напомню причину тем, кто забыл: участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979 год) и выход из Союза писателей в знак протеста против исключения из СП молодых тогда писателей Виктора Ерофеева и Евгения Попова за то, что тоже были авторами «Метрополя».
Это было странное время — конец 1985-го или начало 1986-го, когда я попал в их дом. Никто не знал, что уже можно, а чего еще категорически нельзя. И на самом деле рамки гласности, объявленной Горбачевым, раздвигались вручную. По поводу Лиснянской официальных запретов вроде бы уже не было, но все боялись ее печатать. А я решил попробовать: взял ее вполне лирические стихи и отнес редакторше «Крестьянки», где тогда работал завотделом литературы. Редакторша была начитанной. Она воскликнула: «Дорогая моя столица!» — и поставила стихи Лиснянской в номер. То, что спутала ее с Марком Лисянским, счастье — стихи Инны Львовны вышли в органе ЦК КПСС многомиллионным тиражом, и опала стала неактуальной. Как же она благодарила и радовалась! По-детски, как, по-моему, ни одной из своих многочисленных последующих публикаций. Ну, разве — кроме тех, на которые восторженно откликались два антипода: Бродский и Солженицын.
Кстати, это случай уникальный. Бродский продвигал и даже составлял ее книги в американских издательствах. Солженицын писал ей восторженные письма и позднее дал премию своего имени. Политически непримиримые гении сошлись на общности поэтических вкусов — на поэзии Инны Лиснянской.
А собственно, почему бы им и не сойтись? Вот, например, из ее стихотворения еще 1967 года:
Забвенья нету сладкого,
Лишь горькое в груди —
Защиты жди от слабого,
От сильного не жди.
Такое время адово
На нынешней Руси —
Проси не у богатого,
У бедного проси...
Не правда ли, кажется, что написано сегодня? А не называется ли случайно подобное пророчеством? Какие уж там, в 1967-м, в сравнении с нашим-то временем, бедные и богатые!
А вот себя Инна Львовна считала богатой. У нее была та самая а-ля Экзюпери роскошь человеческого общения. Однажды ее навсегда приняли в свой круг Арсений Тарковский, Аркадий Штейнберг, Мария Петровых, ну и, конечно, Семен Липкин. Они близко дружили много счастливых, несмотря на внешние обстоятельства, лет. И в какой-то момент в цыганской гриве Лиснянской стали появляться волосы явно из Серебряного века — ну, хотя бы потому что серебряные…
…В последний раз я видел Инну Львовну в Хайфе, почти год назад, в квартире дочери — с пальмой, врывающейся на балкон. Где она и умерла 12 марта, дожив до 85 лет с небольшим. Из разговора помню главное: ее страстное желание приехать в Москву, в любимое Переделкино. Но перелета она бы уже не выдержала.
Теперь ее сюда привезут хоронить. Рядом с любимым Семеном Израилевичем Липкиным…
* * *
Инне Лиснянской
Суета ушла. И тосты величальные
Отлились, оставив рюмку на весу.
Инна Львовна,
птица,
горлица печальная
В переделкинском кладбищенском лесу.
От Семеновой могилы к Пастернаковой
По прямой – лишь только крылышком порхнуть.
Путь проверенный, короткий, одинаковый,
Но сегодня не по силам этот путь.
В эхо, в горький дым Серебряного века
Завернувшись, сигарету засмолит,
Человечий взгляд прикроет птичьим веком,
Горько вздрогнет, но не скажет, что болит.
Что тревожит – не прошепчется, не скажется.
Промолчит седая женщина поэт.
Скоро, скоро тишина на всё уляжется,
Скоро серый цвет заменит белый свет.
И на этой белизне проступит явственно
Всё величие, весь траур тишины.
Инна Львовна!
Птица…
Боль с осанкой царственной,
Все мы вроде виноваты без вины.
Крылья шали распахнув, взлетит и скроется.
Но ничто не исчезает без следа.
Улетай, лети, лети, седая горлица,
Чтоб в конце сюда вернуться навсегда.
Юрий УВАРОВ
Elena Makarova
12 ч. назад
3.Х1 – 1993Доченька, продолжаю свой дневник-календарь. Оказалось, что и здесь найдется время что-нибудь чирикнуть. Я – то себя уже подготовила к тому, что до весеннего Переделкина буду молчать. Но вот написалось коротенькое стихотворение утром, а сейчас уже половина двенадцатого дня.
В несчастных я себя не числю.
Мне по сердцу моё житьё
В дремучей пропасти меж мыслью
И воплощением её.
Не это ль русская повадка –
Себя блаженно истязать,
Смеяться горько, плакать сладко
И на соломинке плясать.
Оно мне покамест нравится, а как тебе?
Кстати, ты в прошлый раз мне сделала замечание насчет "погожих" (дней). Ты почуяла что-то неладное в самой строке "Сияющих сильнее дней погожих." Но не совсем туда попала. Погожий день" – это от "погоды", т.е. – от ясной, хорошей погоды. Но вот слово "сияющих" по отношению к "прохожим", - не точно, раз человек сияет, значит все в порядке – счастлив. Но выше я говорила: "Влюблено вглядываясь в разные эпохи / Мерцающих, как циферблаты, лиц". Разве все эпохи счастливые, погожие – нет! Далеко не все. Но светятся, ибо "циферблаты"- все. Значит, я исправила: "Светящихся сильнее дней погожих". Ты учуяла нелогичность строки, но не до конца разобралась, однако, по следу меня поправила. Спасибо за твое небеспристрастное чтение, ты меня любишь. Но будь построже, я тебе буду нет-нет вписывать стихи в письма.
http://www.epochtimes.ru/content/view/8 ... I.facebookCтихи Инны Лиснянской. Поэты по субботамДата: 15-03-2014 22:05 Хава ТОР. Великая Эпоха (The Epoch Times)
12 марта, в эту среду, из жизни ушла выдающаяся поэтесса, писательница, женщина — Инна Лиснянская. На самом деле из жизни она не ушла, она просто перешла к своим самым близким людям.
К Баратынскому, которого считала своим сыном, Батюшкова внуком считала, Мандельштам всегда приветствовал её с Олимпа, и, наконец, к своему самому дорогому, любимому человеку, мужу — поэту Семёну Липкину, который покинул мир в 2003 году, тоже в марте, 31-го.
«Нет, я вовсе не жалуюсь на судьбу, это судьба на меня жалуется. Я, её любимица, так неумно себя вела, что до 79-го года была не выездной, а с 79-го по 86-й включительно — упорно выпираемой из страны. И не зря я хвастаюсь. Да, я — любимица судьбы: меня не посадили, не выслали, не убили, да и сама по себе ещё не умерла. Я — живая, и это также душещипательный предмет моего хвастовства». (Из книги «Хвастунья»)
Дочь Лиснянской, замечательный педагог, скульптор и писатель Елена Макарова говорит, что мама — безбытный человек, она могла подолгу смотреть на ветку, например. Её основной мотив — окна. Она смотрела на ветку, будто в окно, а в окне — глубина…
«Вот пишу, получаю радость, написала, смотрю – какая глупость! Как плохо! И так всегда, так всю жизнь», — говорит Инна Лиснянская.
Из книги «Без тебя»
посвящённая памяти Семёна Липкина. 2003 год
* * *
Ты вобрал всё небо в свои глаза,
А всю землю — в свои морщины.
Престарелую жизнь начинать с аза
Нет ни повода, ни причины.
А друзья говорят, что причина есть,
Говорят мне в благом порыве,
Что должна все начала с концами свесть,
Разбираясь в твоём архиве.
Кто поймёт, что такое есть твой архив,
И какого масштаба и вида.
Это — волны пустынь, океанов прилив,
Это струны в руках Давида.
* * *
Владыка дней моих, владыкой вод солёных
Ты представлялся мне,
Я бытовала в зарослях зелёных
На самом диком дне
Твоих владений, жемчуг чей несметен,
Как в Подмосковье снег.
Я забывала, что ты тоже смертен,
Как всякий человек.
Я счастлива была. И вот ты умер.
А суша так глуха,
Что слышится едва с небес знакомый зуммер
Морского петуха.
* * *
Меж погостом и церковью костерок
На траве развели бомжи,
Варят кашу. Заржавленный котелок
Пахнет варевом сна и лжи.
Меж погостом и церковью три козы
Мать-и-мачехин щиплют простор.
Из-под купола необъяснимой красы
Внятно слышен воскресный хор.
Меж погостом и церковью, ангел мой,
Полон быта Предвечный день,
И, конечно же, я принесу домой
Предкладбищенскую сирень.
* * *
Но исчез. Так, наверно, исчезла Эллада,
Мне оставив в наследье
Гул порывистого стихотворного лада,
Чья волна — междометье,
Чей глагол — быстрый парус, ветрами надутый
И дыханьем Гомера.
Всё осталось: и место, и вплоть до минуты —
Даже времени мера.
Так что плакать не надо, не надо, не надо!
Ты исчез, как Эллада.
* * *
Посредине дворовых галактик
То ли травы, то ль звёзды цветут.
Но, однако, мой серый собратик,
На мякине нас не проведут.
Как себя мы сомненьем ни точим,
Дар наш прост, как трава иван-чай,
Дар о жизни сказать между прочим
И о смерти сказать невзначай.
Клюй зерно и летай, и чирикай!
Только скорби моей не тревожь.
Над моею любовью великой
День встаёт, на себя не похож.
НАБРОСОК
Дождь августовский. Лес от крыльца до калитки
Горбится, как человек, промокший до нитки.
Хорошо рисовать с натуры, но невозможно
Мыслить с натуры — она не даёт подпитки
Искре подкорковой да и подкожной.
А, может, не надо мыслить и чувствовать вовсе,
А просто идти и идти вслед за лесом в осень,
Горбиться и собирать подберёзовики и опята
И, наконец, наткнуться взглядом на просинь
Над низкорослой тучей — тоже горбата.
Значит, и в небе горбы, как на здешнем суглинке.
Это даёт надежду, что дождь августовский
Скоро окончится. На тягомотном наброске
Нежно прорежутся солнечные морщинки.
И если не жизнь, — переменишь хотя бы ботинки.
* * *
Млеко волчицы восстало в Реме,
Восстало и в Ромуле, —
Древнего Рима имперское время
Распалось по формуле,
Мне не известной. Но очевидно
И оку овечьему:
Всё повторяется. К мысли безбытной
Добавить мне нечего,
Кроме того, что курчавою шерстью
Снега и облака
Жизнь обросла и прижалась к бессмертью
Испариной обморока.
Постоянный адрес статьи:
http://www.epochtimes.ru/content/view/85086/45/Elena Makarova
Из маминого письма 12 марта 2004 года:* * *
Разум мой дремлет, да око мое не спит,
В полном безумье оно озирает места
Дольнего мира, где в дальнем углу манускрипт
Пишет безумец другой: Из Египта бежит
Мир до сих пор, на бегу распиная Христа.
12 марта 2004
* * *
Когда не только над тобой
И под тобою облака,
Иерихонскою трубой
Гром слышится издалека,
Овечьей топчутся гурьбой
Среброкурчавые века.
Но где костер и где пастух
И отпущения козел,
Где шлем земли и где подол?
Ах, как захватывает дух!
А ливень вспыхнул и прошел
Как одуванчиковый пух.
12 марта 2004