Юленька! а я вот сейчас сижу в курилке аэропорта - 7 утра - и вижу фрагмент нашей поездки в ИЕРУСАЛИМ. уДИВИТЕЛЬНАЯ жизнь, если подумать. Приехала в Израиль в 90-м году, чтобы заниматься свободно исследованиями темы свобода в контексте тюрьмы (на примере Фридл) и тысячи прочих. Много чего смогла. Теперь возвращаюсь в Москву преподавать то, с чего начала в России - восприятию искуства и жизни. Видать, хороший сценарист поработал над этим кино.
Да, сценарист удивительный. И ведь никто не знает, чем это все закончится, и закончится ли?
Дальше.
Мы зашли в музей Яд ва-Шем. Две тяжелые плиты, падая, задержались, устояли. И теперь все проходят сквозь них, чтобы помнить.
"Вход с другой стороны" - сказали нам. А если мы войдем с этой?, - спрашивает Лена. Вы не можете это сделать, - отвечает охранник.
Сдаем рюкзаки. И я не могу оторваться от фильма, который показывают на торце стены. Он бесконечный, темно-серый, сквозь дымку времен. Люди из прошлого. Из местечек и городов. Дети бегают. Белье сушится. Танцуют на улице. Можно заглянуть в окна. Мальчишки, улыбаясь машут нам, приветствуя. Так было до Катастрофы.
Я возвращалась к этой стене несколько раз.
Путь, по которому нам намечено пройти, через все комнаты, сотни мониторов, каждый рассказывает свою историю.
Спресованное время, меняющееся время, а впереди игольное ушко.
Фридл. встречаешься с ней глазами. Здесь - одна из.. А для всех, кто прочитал книги Лены, кто учится на Лениных семинарах - это уже целый мир.
И эти места уже ты знаешь, и не из рисунков.
Рисунок в блокноте, подпись можно и не читать. Художник Фритта.
Сразу вспомнились Ленины слова:
Елена Макарова писал(а):Посмотрите, что художник Фритта рисовал в лагере для себя и для нас всех
и что он рисовал для своего сына и для всех детей.
Лагерная книжка для ребенка. Всего несколько дней назад мы с Леной рассматривали практически такую же, мамы Юлия Кима, из другого лагеря.
- Теперь, на воздух! - говорит Лена. Есть у меня особое место. Идем.
Монастырь сестер Сиона. Звонок в ворота, и дверь отворяется.
http://guide-israel.ru/attractions/9035-monastyr-sestyor-siona-ejn-kerem/ "Монастырь Сестёр Сиона в Эйн Кареме основан в 1860 г. Альфонсом Ратисбон (1814-84 г.), родившимся в еврейской семье в Страсбурге, в юности вслед за старшим братом принявший католичество. Поначалу Ратисбон был иезуитом, а в 1843 г. создал женский католический орден Богоматери в Сионе (Notre-Dame de Sion).
Основным назначением ордена Сестёр Сиона было создание христианских школ для еврейских и мусульманских детей с их последующим обращением в христианство. Орден выкупал землю в Палестине для строительства католических монастырей.
Альфонс Ратисбон приехал в Эйн Карем в 1860 г. и решил основать на зелёном холме поселения церковь с приютом для сирот. Хозяин участка потребовал от «неверного» 200 тыс. франков, по тем временам огромную сумму. Тогда Ратисбон пошёл на хитрость, договорившись с арабом из Бейрута о покупке участка по его реальной цене — 70 тыс. франков, и его дальнейшей переуступки Ратисбону.
В том же 1860 г. Ратисбон основал на участке монастырь Сестёр Сиона, в качестве приюта со школой для девочек-сирот из разных стран. "
Внутри - зачарованное место. Покой. Это первое, что ощущаешь.
Лена водит по саду. Уголок за уголком, один прекраснее другого.
Ту поездку мы все время собирали мандарины. Они все время были у меня в рюкзаке
Есть виды, на которые можно смотреть не уставая. Для меня это аллеи, анфилады, коридоры, иходящие вдаль. Нужно приехать туда еще раз и нарисовать вот эту картину. Светлое и темное, ритм деревьев и теней, плавный изгиб пути, что впереди - неизвестно.
Выйдя из монастыря , мы прошли немного вниз и повернули направо вверх. К источнику Марии.
Именно у этого источника Мария, носящая дитя повстречалась с Елизаветой, носящей под сердцем Иоанна Крестителя.
Все таки недаром Лена говорит - даю время взаймы. Время совершенно невероятным образом расширяется, и каждую нашу поездку в Иерусалим мы успеваем нереально много.
Это все события одного дня.
Садимся в такси и едем к Израильскому музею.
По дороге проходим мимо монастыря Святого Креста. Он похож на средневековую крепость.
Уже поздно, закрыто для посещения.
Лена хотела показать мне фреску, где изображен грузинский поэт Шота Руставели, живший здесь в XII в. и похороненный в монастырской церкви.
По этой дороге я каждый день ходила на работу, - говорит Лена. - через оливковую рощу.
В кафе музея мы встретили заведующего детской секции музея. Который готов взять Лену на работу как только она этого пожелает.
- Пойдем, я покажу, где я работала.
Идем мимо библиотеки.
Родители в коридоре ждут детей.
На стенах - работы.
- Это мой класс!
- Как нам пройти в музей?
- Идти за рукой, она приведет.
Идем
- Снимать запрещено , говорит мне охранник. - Хорошо, - киваю и наматываю пончо на руку с фотоаппаратом.
Проходим по залам. В каждом Лена вспоминает темы зянятий.
И здесь был урок тоже. Среди голов, лиц.
Из зала в зал.
Лене звонит Федя. Из Тель- Авивского аэропорта. - ты же летишь в Москву, - волнуется Лена. - Да, но были неполадки в самолете, решили вернуться и поменять самолет..
Выходим из музея во внутренний дворик. Покурить.
Залы живописи. Столько хороших картин! Музей - бесконечен..
Там же мы искали "Фокусника", а когда нашли - поразились фокусу-покусу, метамарфозам фона нашей привычной картины.
Когда мы выходили из музея, заглянули в темную комнату. Зашли. Сели на пол. И долго смотрели:
- Это понравилось бы Тивише, - говорит Лена.
Когда мы вышли на улицу - было уже темно. Подсвеченные оливы были серебристыми.
Шатер Книги - где хранятся книги, свитки времен 2 в до н.э - 1 в н.э.
А дальше Тель-Авив, где нас ждала Маня и ночной поезд в Хайфу.
Мы полтора года назад во время Переделкинского семинара малым составом старшекурсников попали на выставку Мавриной. Зазвали туда и Лену с Маней, которые уже приехали на вокзал, чтобы ехать домой.
Выставка? - И поворот на 180 градусов :)
Второкурсники явно узнают - кого я с удивлением увидела на крепостной стене. Наших любимых героев!
В зале сказочных иллюстация я не снимала, а вот во втором зале не могла остановиться.
Маня потрясли рисунки военных лет. Татьяна Маврина боялась, что во время бомбардировок сметут с лица земли ее любимую Москву. Каждый день выходила из дома и рисовала. Сохраняла Москву.
А вот!
А потом Маша, Оля и Юля привезли нас в арт-кафе :) Было весело, в одной машине вшестером по центру Москвы.
И там было все в меню с художественными названиями.
Маша Кубрак подарила мне на ДР книгу "Натюрморты". Сейчас ее рассматривает Маня. Как же она пригодилась последние два семинара!
Полтора года назад - словно вчера было. Удивительно, сколько близких по духу людей у меня появилось после Лениных семинаров. Настоящее братство :)
Юлия Ремпель писал(а):Татьяна Маврина боялась, что во время бомбардировок сметут с лица земли ее любимую Москву. Каждый день выходила из дома и рисовала. Сохраняла Москву.
Юль, большинство (а может, и все, не знаю) этих работ было нарисовано по памяти: она выходила на улицу, всматривалась в натуру, а потом пряталась в какой-нибудь подъезд и там рисовала. Иначе ее могли обвинить в шпионаже.