Эта страничка содержит в себе вопросы родителей и ответы на них Лены Макаровой.
До определенного момента здесь всё цитатами.
Надеюсь оставаться в таком виде будет очень недолго.
Елена Макарова, скажите, пожалуйста, надо ли обращать внимание на цвета, которые выбирает малыш при рисовании? Или в таком возрасте выбор еще ни о чем не говорит?
Моя дочка(ей только исполнился 1 год). в последнее время выбирает карандаш черного цвета. Елена Макарова, может знаете, почему так? Рисуем масляной пастелью, и карандаши остальных цветов тоже оставляют на бумаге четкий след. Пыталась подсовывать разные, но она отбрасывает один за другим, из баночки с 12 цветами ищет именно черный, и так раз за разом.
Елена Макарова, я читаю и перечитываю Ваши книги и все пыжусь измениться под их влиянием в лучшую сторону. Но возникают некоторые противоречия, и я хотела бы задать Вам вопрос. Моя дочка в одиночестве рисует редко, зато регулярно просит нарисовать ей что-либо. А я художник еще тот, домик с трубой - уже достижение. Не помешают ли Сашке мои стереотипные рисунки? И кроме того, рисовать приходится быстро, получается очень небрежно и без души. Но как отвертеться от рисования, я не представляю...
Маша совсем не хочет рисовать. Краски она отвергла еще в 11 месяцев, т.к. руки испачкались, начала возмущаться. С тех пор вообще, если пачкаем руки, например, во время еды, не ест дальше пока не вытрем. Поначалу в новинку пошли восковые мелки. Изрисовала 4 листа и все. Уже почти четыре месяца только играет с карандашами. Правда, ручкой себя разрисовывала и меня заодно (был такой период два месяца назад). Но тоже перестала. Фломастерами только играет. Пару "каляк" изобразила на цветном картоне на прошлой неделе. Пластилином заинтересовалась только три дня назад. Лепим по 2-3 раза в день. Что можно сделать в нашей ситуации?
Мы с Асей попробовали рисовать новым способом - за не именеем пока мольберта, рисуем на наклонном листе (ставлю его на обычную подставку для книг). Рисуем всем - кисточками, губкой, ватными палочками, менее охотно - ручками. Вчера вот "открыли" для себя фломастеры. И еще одна важная деталь выяснилась - оказывается Ася рисует исключительно кошек))) Опознать их, естесвенно, невозможно, но Ася упорно твердит, что нарисолвала она именно "Мяу")))
У нас любимое рисование...кис, телефон, папа, мама, дом....как можно с этим поиграть...еще любит раскрашивать...любит рисовать гуашью и фломастерами
Елена Макарова
Хотела попросить у Вас совета. Я работаю приходящим воспитателем в детском саду. Детки маленькие (до 1.5 лет). Там есть один мальчик Вова. Ему 1.3. Как сказали его родители, он любит рисовать. Как я не пыталась, он совершенно не хочет не рисовать, ни лепить. Ходит сам по себе. Как можно вовлечь его в творчество?
Елена Макарова
Я приносила детям музыкальные инструменты - марокасы, бубен, гитару, дудочку, барабан и пр. Его это совершенно не заинтересовало. Я б не напрягалась так сильно, но его родители ждут, когда же покажут работы их мальчика
Мы в принципе лепим и режем очень много, и с гораздо большим интересом, чем рисуем. Только вот пластилин Лиза больше любит размазывать по клеёнке или по листку бумаги. Объёмные поделки она почему-то не признаёт.
Раньше Лиза рисовала с большим интересом, разрисовывала весь лист, подходила к нему с разных сторон (мы на полу обычно рисуем), были даже любимые цвета: фиолетовый и коричневый (ну может это и не важно). Теперь берёт лист, черкнёт какую-нибудь палочочку или кружочек, убирает и берёт новый лист. И так может листов десять исчеркать. Я ничего на это не говорю, просто не знаю что говорить. Но вот с чего это началось: однажды я решила научить её рисовать мишек, и научила. Ей понравилось и она их пару дней рисовала. Потом перестала и вместе с этим вся любовь к рисованию пропала. Сейчас я вижу, что ей совсем не интересно рисовать. Я даже перестала ей предлагать краски и фломастеры, но она тем не менее просит. Не знаю причины. Ещё это совпало с тем, что я стала сидеть со своей племянницей, поэтому сейчас у меня как бы два ребёнка. Лизе меня стала сильно к ней ревновать, причём мне это детский психолог сказала, так как она стала обижать свою сестру, которая её на 2 года старше. Может причина в этом.
Дорогая Елена Макарова, я хотела бы вас спросить
Ребенок рисует гуашью, открывает все баночки и начинает рисовать. Кисточку мочит в воде (не моет,а именно мочит), потом набирает краску (именно набирает кусками) и водит по листку. Из-за того что краску не смывает, да и не смыть ее в таком количестве, краски все быстро перемешиваются. Первую партию мы загубили черным цветом, он быстро перечекнул все другие. В следующих партиях вообще черный не открывали (сам не открывал до поры до времени, потом открыл). Вчера новый набор купила, сначала такие красивые яркие краски, потом все смешалось. Когда он рисует, то кажется что просто с наслаждением мешает краски, смотрит как меняются. Сегодня взял мягкую большую кисточку (обычно жесткой рисовал) и смотрел как волоски кружатся по листку, так весь листок и закрасил (раньше рисовал пятнами, а последнее время закрашивает весь лист и только потом говорит, что все). Причем рисует темы - вчера это был белый кот в лесу, а сегодня собака в темном лесу. Это все дедушке на день рождение.
А вопросы такие:
1. я покупаю 6 цветов. Стоит покупать 12? Все равно он их смешает. Или пусть смешает будут другие цвета.
2. учить ли его мало краски брать, мыть кисточку, чтобы были чистые цвета или пусть рисует как хочет?
3. В начале он наносит пятна, линии и это красиво. Мне нравится, а потом он все больше и больше закрашивает и мне уже не так нравится. Для примера с этой собакой. Когда я первый раз спросила, было желтое пятно, синее и красная линия (линия спящая собака), в конце картины, когда все было закрашево и цвет в основном получится коричневым, ребенок сказал, что это собака в темном лесу, таком темном что собаки от туда не выйти и поэтому ее не видно (на мой взгляд это и есть объяснение, что собаки не видно, а не потому что он хотел ее запереть в темном лесу). Надо ли ее как-то останавливать на стадии пятен, говорить что мне так больше нравится, предлагать другой лист бумаги или пусть закрашивает как ему хочется?
Думаю, что ему нравится процесс, а результата (собаку похожую на собаку) он еще достичь не может. Мал. При настырном распрашивании (а что это) или даже пристальном наблюдении, ребенок теряется. Он чувствует, что от него что-то хотят (или требуют), чувствует важность того дела, которым сейчас занят, но смысла не понимает.
Елена Макарова, а бывают дети без творческого начала? Моему сыну два года. Мы перепробовали практически все виды творчества -и рисовать, и лепить. Я вижу, что его ничего особо не увлекло. Он, конечно может что-то сделать, но, как мне кажется, только из желания угодить маме. Никогда ничего не делает по своей задумке, только что я подскажу. И когда я спрашиваю, что он нарисовал(слепил), он снова повторяет то, что я ему говорила, например, в прошлый раз. Такое впечатление складывается, что у него напрочь отсутствует фантазия. Еще его очень устраивает вариант, когда мама сама сделает или нарисует, это ему нравится. Даже разукрашки не особо идут. Что бы Вы посоветовали в такой ситуации? Заниматься с ним по шаблонам?
.Если ребенок то и дело возвращается к образу, который он не способен, но очень хочет передать визуально, можно ему помочь
Елена Макарова, а стоит ли убрать краски и пластилин из вида на некоторое время? Они у нас лежат на видном месте и я достаю их как только Маша попросит.
Как быть, когда ребенок, дошкольник, что-то творит, и на мой взгляд здорово, но его самого не устраивает результат, и ребенок огорчается. и плачет, и злится. Так бывает и с моим собственным сыном (5 лет) и -иногда- на занятиях. Помощь и утешения обычно отвергаются. Как тут поступить?
Елена, здравствуйте!
Мой старший ребенок (3,9) очень переживает по поводу того, что он (по его словам) "не умеет рисовать". Он очень хочет рисовать, садится, берет краски или фломастеры, делает пару неловких движений и, неудовлетворенный результатом, сразу же чуть не плача говорит: "я не умею рисовать!!! У меня получаются только каляки-маляки или пятна"! Я, честно говоря, слегка поражена его слишком самокритичной и очень точной формулировкой своего творчества. (Раньше такого не было). Потом он тут же просит меня ему помочь, утешает сам себя: "я ведь только учусь"! Пару месяцев назад у него получилось нарисовать яблоню, и видно ему самому она очень понравилась. Теперь он рисует только деревья с яблоками. Что-то другое нарисовать просто боится - не знает как. Если я ему пытаюсь объяснить как можно нарисовать что-то другое, он не верит, что у него получится. Мне кажется, что нужно его отвлечь от этой мысли " я не могу", чтобы он просто рисовал, не думая о конечном результате наперед, но пока не знаю как. Лена, я очень надеюсь на Ваш совет.
Всех людей дочь рисует без рук, а когда я один раз невзначай спросила где же руки?, то получила в ответ "они за спиной спрятаны". Стоит ли обращать на это внимание?
Елена Макарова, давно собираюсь спросить. Вы часто говорите, что не надо спрашивать детей что у них нарисовано. А когда ребенок подходит с своим художеством и говорит "мама, смотри!", первой реакцией бывает спросить что это такое, потому что догадаться невозможно, а если предполагать, то скорее всего ошибешься. Получается замкнутый круг: спросишь, ребенок начинает явно соображать на что это похоже и, видимо, происходит то, что Вы писали, что он сам начинает верить в то , что он нарисовал "собачку, кошку и т.д." А если не спрашивать, то просто молчать вроде глупо, сказать, что "вижу" или что красиво (кстати, а если не нравится, то что?) тоже глупо. Кстати, на вопрос "мама, тебе нравится?" тоже невозможно же всегда отвечать, что нравится, не всегда же нравится.
Здравствуйте, Елена. Очень благодарна Вам за Ваши книги. Они сыграли в моих отношениях с ребенком очень большую роль.
Теперь мы с удовольствием проводим время вместе и она с удовольствием стала и лепить и рисовать. ... В первое время.
Потом, почувствовав "полную творческую свободу", она стала как будто баловаться. Первое время выдавала шедевры. И в рисунках было много нового, с большим удовольствием стала лепить (пластилин просто таял на глазах). Но сейчас стала "калякать", а не рисовать (дочке почти 4 года), а из пластилина стала брать просто брикеты и гнуть их (как конструктор, только слепляет).
Может, лучше вообще, на какое-то время убрать с ее поля зрения все рисовательно-лепительное?
Сейчас издается достаточно много книжек-пособий по лепки и рисованию с детьми раннего возраста. Обычно эти книжки содержат некий образец, по которому ребенок должен создать аналог. Можно ли ими пользоваться или же ребенку должна быть предоставлена полная свобода действий и фантазии?
Развитию стереотипного мышления - вот чему помогают расскраски. Их принцип - шаблон (контур - граница, за которую нельзя заходить и т.д.)Уважаемая Елена Макарова, мне нужна Ваша помощь. Я давно и безуспешно борюсь с раскрасками, которыми буквально завалены все дети в нашей семье. Но, к сожалению, я не владею терминологией и не могу аргументированно объяснить родственникам, почему раскраски не способствуют развитию художественных способностей ребенка. Не могли бы Вы сказать, что именно теряется при наличии готового контура. Заранее спасибо.
Елена Макарова, читала где-то, что поскольку рисование, лепка является средствами выражения, то дети теряют к ним интерес, когда лучше осваивают словесные способы выражения своих эмоций и желаний. Как Вам кажется, можно ли говорить, что в периоды прорывов в разговорной речи, интерес к рисованию может ослабевать? Я как-то не задумывалась раньше, но Максим стал меньше рисовать ровно в тот момент, когда начал говорить предложениями. Сейчас он явно хочет выразить больше, чем может сказать словами (часто начинает торопиться и путаться в том что говорит) и рисовать стал больше (правда, уже теперь без участия взрослых).
Елена Макарова, как Вы считаете, стоит ли акцентировать внимание ребенка на том, что в результаете творческого процесса получается произведение? Саша сама просит краски, порисует и идет мыть руки, абсолютно не заморачиваясь, куда деваются ее рисунки. Может быть, стоит вешать некоторые на стену, как многие делают?
Елена Макарова писал(а):
Фридл Дикер-Брандейс (1898-1944)
Она работала с детьми в концлагере и летом 1943 прочла лекцию педагогам о том, что такое ребенок и его рисунок.
Вот отрывок:
"Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их художественную творческую силу.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети – когда они приподняты над рутиной.
Если идет речь о ребенке младше десяти лет – имеется в виду не возраст, а степень зрелости – то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись – его главные средства самовыражения.
Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное – следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы. Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами. Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, при этом оставляя путь к индивидуальному восприятию открытым.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода – из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), – детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять, или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными интересами, воспринимаются им как посягательство на внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением.
Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное – начало, потом легче; однако бедность средств самовыражения – это уже нечто непреодолимое".
Елена Макарова писал(а):Мои дорогие пытливые мамы!
Есть одна очень важная вещь - от занятий искусством вы и ваши дети в первую очередь должны получать УДОВОЛЬСТВИЕ.
Расслабьтесь - и получайте!
Если вам вместе доставляет удовольствие макать кисточку в краски и разбрызгивать "салют" - делайте это. В раннем возрасте главное - это ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ. Спросите себя, что запечатлилось в вашей памяти от соприкосновения с материалом, который на ваших глазах преображался? Запечаляются вещи совершенно странные.
Если вы соедините "точки" салюта, то получатся цветные узоры. Это же интересно! Было одно - вышло другое! А если вы сверенте это дело в трубочку, у вас получится калейдоскоп, и т.д. и т.п.
Вообще, всякие чудеса, которые возникают по дороге - это то, что запечатлится наверняка.
Не делайте с ребенком того, что вам самим не интересно, что вас не увлекает. Навыки ребенок еще получит. И не все полезные.
Как сделать так, чтобы у него это не пропало? Держаться в творческом тонусе, не погрязать в рутине, жить сейчас, не думать, что случится послезавтра. То есть я призываю вас к вдумчивому легкомыслию, к игре, к удовольствиям.
Не пытаться фантазировать, а фантазировать.
Ну и что, что дети из изостудии рисует лучше? А судьи кто? каков критерий? Более умело? Ну и что? Если вы будете ходить с детьми в музей или показывать им красивые книжки, наблюдать за тем, что им нравится, а что оставляет их равнодушными, вы многое в них поймете. Соприкосновение с красотой даст им неизверимо больше в этом нежном возрасте.
Я 7 лет проработала с детьми в Израильском музее. Мои коллеги не могли детей на аркане в музей затащить - надоел он им, и справедливо. А мои дети рвались туда. Почему? Потому что я каждый раз давала им суперзадания. Например, найти во всем музее изображение человека с кружкой в руке - это же надо поискать, там такой один! Найти рельеф, на котором много-много черточек (клинопись), угадать, что там написано, найти абсолютно круглый предмет... И т.д. и т.п.
Вы себе не представляете, сколько они всего "рассмотрели"! И они до си пор любят "рассматривать", разве это не достижение, и любят искусство как загадку, как секрет, как тайну. Почему у других педагогов это не выходило? Потому что они водили их срисовывать. Мы тоже много рисовали в музее. Но опять же - со сверхзадачей - превратить картину, например, в театр, а значит -принести в класс наброски, вылепить персонажей, расставить их в соотвествии с глубиной (кто впереди, кто сзади), написать фон (задник), т.е. перевести картину из двумерного пространства в трехмерное. С точки зрения образования это дает куда больше. А художников на свете, как мы знаем, раз-два и обчелся. Стоит ли утомлять себя и детей худграмотой?
Все пробуйте на себе.
Попробуйте "выразить идею".
Елена Макарова писал(а):Дорогие мои!
Дети играют. В море, в пластилин, в краски, в дочки-матери и т.д.
Если так - то нечего мудорствовать, играйте с ними во все и ловите кайф.
Когда они подрастут, они получат ту дозу обучения, которая одним пойдет на пользу, а другим нет. Потому что всеобщее обучение не рассчитано на индивидуальные запросы ребенка. Вспомните, что вы сами изучали, и что из этого запомнили. Будете вспоминать, и поймете, что в памяти остались вещи яркие, неожиданные, а главное те, к которым вы сами пришли, которые открыли.
То, что для нас взрослых очевидно - для детей - таинство. А уж как они будут держать карандаш или пастель, не столь важно. Настоящие художники не учат своих детей приемам, дети просто живут в атмосфере творчества, и, поскольку родители-художники пользуются красками, карандашами и прочими инструментами искусства, то у детей к ним возникает естественный интерес.
То, что вы взрослые, еще не значит, что вы художники, к сожалению.
И часто не очень хорошие художники замордовывают своих детей так, что те бегут от искусства, как от проказы.
Играйте с ними, ходите с ними в музеи, это их точно не испортит.
Елена Макарова писал(а):Дорогие вы мои!
По-моему, у вас есть рулевой. И это не я - а ваши дети. Если вы видите, что ребенок занят не в меру, ослабьте давление. Ребенок - созерцатель и деятель, это в нем сочетается гармонично, в нас, увы, нет. Мы мало созерцательны и невероятно деятельны. У нас другие скорости. Мы целенаправлены. Исходя из этого, мы создаем переизбыток, а творчество стимулирует часто дефицит. Почитайте Роттенберга про поисковую активность. Или представьте базар. Всего так много, а человек отттуда выходит с одной тачкой вещей (если), а мог все унести. Значит, мы выбираем. Когда у ребенка много всего, а еще у него внутри много всего, то он готов согласиться с родителями, будь что будет... Собственно, что я хотела сказать? Что у детей свой мир, очень богатый, и что нужно отвечать на их запросы, а не предлагать то, что в данный момент им не требуется. Ленность, о которой я говорила, это часто рекция на переизбыток.
Дефицит, напротив, вызывает творческую активность.
Скажем, мы не привезли из Москвы в Израиль манины куклы. Первое, что я сделала в Израиле, это сшила ей куклу. Одна эта кукла заменила десяток оставленных.
Я не призываю вас выкинуть все игрушки из дому и заменить их одной. Обилие вещей как и обилие действий, направленных на РР, само по себе способно повергнуть ребенка в растерянность.
По-моему, самое главное качество раннего детства - способность к созерцанию. Восторг при виде бабочки, складывающей крылья... Восторг по отношению к миру, с которым ничего еще пока не надо делать.
Про определенную опасность в вербализации изображения
Мы сами большую часть времени проводим в потоке сознания. С детства. В этом потоке перемешаны мысли и чувства, некотрые тонут, некоторые возвращаются снова и снова, так происходит процесс кристализации.
Это очень индивидуальный процесс. В этом смысле человек одинок, он ни с кем не может обменяться потоками. Мыслями - да. Мысль изреченная есть ложь - почему? Потому что она голая, она - результат процесса, который никому, кроме самого мыслителя, неведом. Да и тот не понимает многого.
Рисование помогает ребенку вывести наружу этот самый процесс кристализации образов, которым еще нет никакого названия. Когда мы его спрашиваем, что это, он, чтобы угодить нам, или чтобы мы от него отстали, говорит - это мама, это машина. Постепенно он сам начинает в это верить.
Это упрощает, но не углубляет процесс.
Дети не вторгаются в нашу жизнь с той бесцеремонностью, с какой это делаем мы по отношению к ним.
Примеры удачных детей нам не дают покоя, и мы хотим сделать все, для того, чтобы он был таким же. Это общая беда.
Скажите, а… нельзя ли переборщить с волшебством?...
Ребенок видит в торчащих из стены дюбелях чьи-то открытые ротики, в двух лампочках домофона «глаза двери», в уголке нагрудника смеющегося человечка. Просыпаясь утром может сказать, например, что только что играла «красненькая арфа», а засыпая рассматривать облака на абсолютно белом потолке. Конечно, все "может быть всем", и даже собственные пальцы только и делают, что бесконечно превращаются. И тем не менее, во мне включается иногда страх моих родителей: "нельзя ли уйти так слишком далеко?"...
Вернуться в Личные страницы Елены Макаровой
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2