• На кончиках пальцев

    За кулисами

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Катя » Ср апр 30, 2008 1:37 am

    Дивные работы по чистоте восприятия! А какое у Мани образование? В смысле профессиональное? Вопрос не праздный- я вижу много примеров как профессиональное художественное образование вытравливает всякий творческий дух. Вы сами её учили? можно об этом? :)
    Изображение
    Аватара пользователя
    Катя

     
    Сообщения: 52
    Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 6:49 pm
    Откуда: Санкт-Петербург - Гранада

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Елена Макарова » Ср апр 30, 2008 2:17 am

    Manja uchilas u menja do 13.5 let. Potom ne uchilas ni u kogo do 16 let, potom u Edith Kramer.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50677
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Ср апр 30, 2008 2:20 am

    Елена Макарова писал(а):potom u Edith Kramer.

    http://www.mykanon.com/93.html

    Эдит Крамер

    Впервые я увидела ее в 1989 году. Круглолицая и розовощекая, маленького роста, в заляпанном комбинезоне, с косичкой на боку и мастерком в руке, она стояла в дверях. Неужели эта молодая женщина училась у Фридл в Вене и в Праге с 13-ти до 20-ти лет? Нет, это какая-то ошибка. Конечно, всмотревшись, стали видны морщины под оправой очков, и прочие признаки старения, но первое впечатление - молодости, стремительности движений, - сохранились навсегда.

    Эдит заварила душистый чай в керамическом чайнике, мы сели за

    круглый стол и начали беседовать. Я не спала до этого несколько ночей, и очень боялась что-то не спросить, что-то не расслышать или не понять. Боялась, а вдруг не увижу ее больше? Понимала – здесь, в живой памяти Эдит, все, что я искала. Фридл-художник, Фридл-педагог и Фридл-Фридл.



    Ночевать я осталась в мастерской, перед уходом Эдит показала мне ящик с работами, которые были сделаны на уроках с Фридл. Я достала работы. Разложила их на полу. Это была какая-то мистическая ночь. Нью-Йорк, огромная мастерская с высокими окнами, физическая усталость и ясная голова, ясное сознание, когда смотришь, и все видишь, все связывается воедино. Думаю тогда-то, в ту ночь, и пришла мне идея проследить, как система обучения искусству в Баухаухе находит свое отражение в Терезине. Половина штудий Эдит была упражнениями на цвет, линию и форму по системе "Иттен-Фридл", эти работы и оказались тем недостающим звеном, которое я искала. Вот упражнение самой Фридл из Баухауза, вот - Эдит, а вот Нелли Сильвиновой, девочки из Терезина,. Прямая, ясная линия. "От Баухауза до Терезина", через Эдит.

    Утром, когда Эдит, бодрая, с этюдником за плечами, объявилась в мастерской, я спросила ее, может ли она написать комментарии к той стопке рисунков, которые я отобрала.

    "Сначала завтракать! - сказала Эдит и достала из сумки сыр, хлеб и яблоки. Она уже успела сделать этюд маслом в метро. И проголодалась.

    За ночь я пересмотрела не только ее ученические работы, но и все, что было в мастерской: скульптуры, живопись, графика, коллажи.

    Искусство Эдит произвело на меня огромное впечатление. После завтрака Эдит села за маленький столик и простым карандашом, размашистым почерком, написала комментарии ко всем отобранным мною рисункам.



    С тех пор мы с Эдит неразлучны. Самое любимое наше занятие - ходить вдвоем в музеи и картинные галереи. В Нью-Йорке мы с ней как-то пошли в Метрополитен в 10 утра, а вышли оттуда с последним посетителем. В Вене два часа провели в одном только зале Брейгеля, во Франкфурте провели в музее целый день. Я не знаю другого такого человека, в присутствии которого у меня рождалось бы столько мыслей по поводу картины или скульптуры, и которые я могла бы тотчас сформулировать. С Эдит, как она говорит, происходит та же необъяснимая вещь. Иногда мы молчим-молчим, смотрим-смотрим, а потом вдруг сойдемся у одной и той же картины, и уточняем все, что думали, якобы отдельно, а на самом деле, сообща.

    В ее летнем доме на озере в Альпах у нас тотчас образуется общий ритм. Эдит пишет картины, я - пишу или читаю, и мы будто бы не ощущаем присутствия друг друга, но выходим из своих комнат одновременно. И с одной и той же идеей - пошли плавать, или пошли кататься на лодке, или пошли смотреть на луну!

    Впервые мы работали вместе в Вене с австрийскими психотерапевтами в 1994 году. До начала занятий мы договорились, что я буду все делать молча, не выдавая незнания немецкого языка, а потом, в конце, поделюсь со всеми своими впечатлениями от работы. И на самом деле, это было очень интересно, я знала книги Эдит, ее установки, но никогда не видела ее в работе с группой.

    Задания были на «коммуникацию» и «проблему перевода». За идею «перевода» я получила от Эдит "материальное" поощрение - ужин в роскошном ресторане в «Саду роз». Там мы и обсуждали, как построить семинар.

    Первое задание на коммуникацию: каждый рисует свое дерево, два метра высотой, на полу, углем. Из деревьев надо составить лес. Рисунки деревьев лежат на полу, один за другим, как и были нарисованы. Но это еще не лес. "Психотерапевтши" смотрят на работы друг друга, ищут как их соединить, и почему только по горизонтали? А если одно дерево приставить к другому, по вертикали. Но как быть с корнями? Есть деревья, которые ну совершенно не смотрятся вместе, а есть и такие, что точно из одной рощи. Это задание выявило механизмы процесса объединения людей в рабочую группу.

    Следующее задание: свободное рисование красками. Когда картины были готовы, была роздана глина - картины предстояло вылепить. Это многих поставило в тупик. Однако все, что выражается в цвете, может быть выражено в форме.

    Надо вспомнить первый импульс, первую идею, которая заставила взяться за кисть. Это задание обнаружило разные пути "перевода", вербальный, когда в форме передавался сюжет картины, невербальный – когда в не выражается состояние, и метонимический, когда какая-нибудь деталь картины "доводится" до целого в скульптуре.

    За два дня общее настроение в группе изменилось. Все успокоились, просветлели. Вот это и был результатом общения с Эдит, и через нее - с искусством.

    Об этом я и сказала в конце, по-английски. О том, как все грызли губы и ерзали перед тем, как представиться Эдит, как боялись прикоснуться к углю и провести первую линию, как "оглядывались" на "успехи" друг друга. И вот теперь, все довольны, и так не хочется расставаться.

    На самом деле, совершенно не важно, какие задания были даны группе. Важна Эдит, существование с ней в одном пространстве, работа под ее присмотром. Терапия - это не набор схоластических приемов, это сам человек. Такой была и Фридл.



    Семинар в Швеции, 1996 г.

    Лекция Эдит вызвала большой интерес. Блестящий рассказ о Фридл, искусстве, и его терапевтической сущности. Моя лекция о работе с детьми в стрессовой ситуации тоже прошла замечательно. После лекций были практические занятия. Упражнения на ритм, и работа с цветом. Эдит выбрала интересную тему. Сначала все делали фон. Потом предлагалось выбрать чей-то фон и написать на нем свою картину. Для чего? Белая бумага вызывает тревогу, к ней трудней прикоснуться, а тут тебе уже постелено. Но это может вызвать и раздражение - зачем мне чужая земля, зачем к ней приспосабливаться? Чужой фон может спровоцировать на что-то новое, разрушить стереотип, но может и мешать. Можно попасть в тон, или намеренно идти против него.



    а маня говорит, что всегда училась и учится у вас.
    это она и мне, и игорю говорила.
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Юля Ремпель » Ср апр 30, 2008 9:04 am

    О! Спасибо большое. Ассоль , Лена. Какие важные строки.
    Юля Ремпель

     

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение mamamoty » Пт май 02, 2008 9:56 am

    Меня до сих пор спрашивают про Ленин семинар, проходивший в Москве, что было, как было, что получила и так далее. Я рассказываю, расказываю, а потом завершаю вот такими словами
    На самом деле, совершенно не важно, какие задания были даны группе. Важна Эдит, существование с ней в одном пространстве, работа под ее присмотром. Терапия - это не набор схоластических приемов, это сам человек. Такой была и Фридл.
    только рассказывая про Лену Макарову.

    Ассоль, спасибо большое, я тАк люблю читать Лену!
    Аватара пользователя
    mamamoty

     
    Сообщения: 379
    Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 1:08 pm
    Откуда: Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение mamamoty » Пт май 02, 2008 9:58 am

    Елена Макарова писал(а):Manja uchilas u menja do 13.5 let. Potom ne uchilas ni u kogo do 16 let, potom u Edith Kramer.

    Везучая Маня :roll: :)
    Аватара пользователя
    mamamoty

     
    Сообщения: 379
    Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 1:08 pm
    Откуда: Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Елена Макарова » Пт май 02, 2008 10:11 am

    Kazhetsja, cto YCHITELJA - eto centralnja, glavnja i nepreryvnaja linija v zhizni kazhdogo. Oni smenjautsja, no pri etom ne ischezajut. Eto ne estafeta s fakelom, eto vsestoronnja podderzhka na raznych distancijh na raznych otrezkach zhizni. Eto nashi provodniki, no, ctoby ich slyshat, nyzho samim obladat provodimost'ju.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50677
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение mamamoty » Пт май 02, 2008 10:26 am

    Елена Макарова писал(а):Kazhetsja, cto YCHITELJA - eto centralnja, glavnja i nepreryvnaja linija v zhizni kazhdogo. Oni smenjautsja, no pri etom ne ischezajut. Eto ne estafeta s fakelom, eto vsestoronnja podderzhka na raznych distancijh na raznych otrezkach zhizni. Eto nashi provodniki, no, ctoby ich slyshat, nyzho samim obladat provodimost'ju.


    Леночка, нет ничего вернее, ваших слов!
    Аватара пользователя
    mamamoty

     
    Сообщения: 379
    Зарегистрирован: Пн апр 14, 2008 1:08 pm
    Откуда: Москва

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение assol » Пт май 02, 2008 12:41 pm

    mamamoty писал(а): я тАк люблю читать Лену!

    я тебя прекрасно понимаю!л
    ена видила, как зачитаны ее книги у меня дома, я ей уже надоела своими упрашиваниями продолжения цацы и отфыркивания
    перед ее отъездом получила положительный ответ: вот лиза вырастет...
    так чтоесть надежда

    лену лично я читаю просто все время
    скоро буду знать все наизусть... может, лиза как раз и вырастет к этому моменту
    Елена Макарова писал(а): Eto nashi provodniki, no, ctoby ich slyshat, nyzho samim obladat provodimost'ju.

    просто основная идея моего игоря :)
    да и вообще

    вот лена человек очень скромный, правда. а ведь сколько людей, соприкасаясь с ней, обретали эту проводимость
    ну может если не обретали, то открывали ее в себе

    я своими глазами увидела появление скульптора... например.
    невероятно
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: На кончиках пальцев

    Сообщение Татьяна Слинка » Сб май 03, 2008 4:48 pm

    Елена Макарова, Ассоль!
    Спасибо за совершенно потрясающие Манины работы. Они волшебные. Смотрю их который день.
    Лёша родился 24.05.1998
    Солнечные дни
    Аватара пользователя
    Татьяна Слинка

     
    Сообщения: 226
    Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 4:04 pm
    Откуда: Москва

    Пред.След.

    Вернуться в Личные страницы Елены Макаровой



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12