• Ссылки на публикации, интервью

    Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Сб дек 24, 2016 9:06 pm

    "Елена Макарова
    ЗАГАДКА ТЕРЕЗИНА В ЧЕТЫРЕХ РАССКАЗАХ"
    http://www.obrazyzhizni.com/Makarova.pdf
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение Катерина » Пн дек 26, 2016 2:31 am

    Как вовремя! Спасибо огромнейшее!!!
    Аватара пользователя
    Катерина

     
    Сообщения: 1792
    Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 8:49 pm
    Откуда: Торонто - Москва

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение Катерина » Пн дек 26, 2016 12:14 pm

    Трогает:

    «Противоположное являет единство – без света нет тьмы». Иттен

    "Сегодня мне видится существенным только одно – пробуждать тягу к творчеству, сделать ее привычкой и научить преодолевать трудности, незначительные
    по сравнению с целью, к которой стремишься..." Фридл

    «Они рисовали с удовольствием. Удовольствие пробуждает вкус к жизни» Фридл

    Вопреки всему нужно всегда искать, что важнее. И идти на компромисс, «покупая» в придачу к «приятностям» теневые стороны этой
    жизни... " Фридл
    Аватара пользователя
    Катерина

     
    Сообщения: 1792
    Зарегистрирован: Сб сен 05, 2009 8:49 pm
    Откуда: Торонто - Москва

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Вс янв 08, 2017 9:33 pm

    Интервью "Еврейской панораме", ноябрь 2016. Опубликовано в январском номере газеты. http://evrejskaja-panorama.de/chjustvovat-nerv-kazhdogo-135851678/

    "Чувствовать нерв каждого. Елена Макарова о Терезиенштадте и искусствотерапии". Интервью: https://drive.google.com/file/d/0B7PacYmXMHVmOTktRnMtbjZIZ0E/view
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение skameykin22 » Чт апр 06, 2017 11:00 am

    Интересное интервью.
    Аватара пользователя
    skameykin22

     
    Сообщения: 1
    Зарегистрирован: Чт апр 06, 2017 10:39 am
    Откуда: Санкт-Петербург

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Вс апр 16, 2017 10:28 pm

    Статья для журнала "Искусство" Издательского дома «Первое сентября»https://art.1september.ru/

    Нетрадиционный урок. Елена Макарова "Иоганн Себастьян Бах" (N11/2016)

    Елена Макарова. "Его величество Случай

    Заболела спина. Врач-меломан делает мне массаж под музыку. Бах. Вариации Гольдберга. А сколько их, спрашиваю? 30. И две арии — вступительная и заключительная. Понятно, говорю, получается 32 дня. Спасибо, я пошла. Дома включила вариации в исполнении Гленна Гульда. Сформулировать -задание оказалось весьма просто, вот оно, передо мной. Но как ему следовать? Посмотрим."

    Читать дальше: https://drive.google.com/open?id=0B7PacYmXMHVmeC1oWWxRN1g0Q3M
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Вс сен 02, 2018 11:00 pm

    Московский комсомолец. 1988
    УЧИТЕЛЬНИЦА, ПОСМОТРИ НА СВОИ ГЛАЗА!

    "Он ничего, совсем ничего не делал. Другие возились, хохотали, комкали в ладонях пластилин, вытягивали из него уши и хвосты невиданных зверей. А он сидел неподвижно, чуть подавшись вперед, и просто смотрел. Как она сорвалась с языка эта фраза: «Ты будешь что-нибудь делать»? Откуда взялась та раздраженная нота?
    И тогда он сказал: «Учительница, посмотри на свои глаза. Это не твои глаза».

    Вжик – будто острой бритвой резануло по сердцу. Думай, думай, голова садовая – зарок для других. Он на занятия больше не пришел. Душа пятилетнего философа, который слишком уставал от детсадовских обязанностей, не вынесла нового насилия.

    Друзья притащили мне тоненькую книжечку, разукрашенную наивными детскими рисунками. «Освободите слона» называлась книжка, а кто такая Елена Макарова, ее автор, никто не знал. Книжку я «проглотила» сразу – коротенькие зарисовки из жизни детей и их преподавателя в художественной студии. День ходила ошарашенная, а потом бросилась к телефону – разыскивать автора. Удивительным образом книжка задела очень больное, точно встала в какую-то незаполненную ячейку души, давно и тревожно сигналившую о своей пустоте.
    А говорю я о той ячейке, которая связана с воспитанием детей. Несколько лет назад, как любая молодая мама, я сразу же столкнулась с горой проблем. Но если подножие этой горы – пеленки, соски, кашки – преодолела сравнительно легко (физическая усталость все-таки не самое страшное), то позже, по мере восхождения, начала попадать в такие ущелья, выбраться из которых самой порой было не под силу. Выяснила для себя удивительную вещь. Чтобы вложить в ребенка все то, о чем мечталось еще задолго до его появления на свет, я должна обладать поистине энциклопедическими знаниями, абсолютным музыкальным слухом, быть по меньшей мере мастером спорта, неплохо разбираться в живописи и уметь рисовать, знать основы хореографии и многое другое, помноженное на педагогический талант.

    Я – обыкновенная мама, знания и навыки мои отрывочны и бессистемны, и кроме того большую часть времени я провожу на работе, значит вдали от ребенка. Но самое страшное открытие было впереди. Очень скоро выяснилось, что помощи мне ждать неоткуда.
    Тренера в спортивной секции интересовали только мышцы моего ребенка, тренер выращивал чемпионов. Хореограф в ДК требовал природной гибкости и чувства ритма – ему снились международные конкурсы. Известная хоровая студия проводила трехступенчатый отбор, а ДЕЗовский художник (который записывал всех желающих), раздав задания, утыкался носом в книжку – он просто нуждался в деньгах. Ребенок не был нужен никому.
    Тоска по идеалу Воспитателя, Педагога, умеющего умно и по-доброму вглядеться в каждого ребенка, в груде мускулов и голосовых связок разыскать место для души, а механическим навыкам оставить их изначальное предназначение – служить лишь средством для гармоничного развития личности, не проходила. Тогда-то я и узнала о Елене Макаровой.

    - На моих занятиях всегда стоит шум и гам. Я беспорядочна и заигрываюсь сама. Мы слепили гномье царство, время истекло, а я волнуюсь: вдруг у гномов не окажется еды. Всюду прибиты рейки, с которых свисают куклы, клоуны, зверюшки, на полу рассыпан бисер, что-то спрятано – пусть дети ищут. Боюсь ранжированного пространства, его и так слишком много в нашей жизни.
    И вот приходит к нам Дима, сын военного. Делает круглые глаза и заявляет: «Да тут нужен специальный человек, чтобы порядок навести». Полурока Дима наводит в классе порядок, а мама его в панике: ребенка здесь ничему не учат. Да у него, может, самые счастливые минуты в жизни! Кстати, на самом деле, он многому научился. Он научился классифицировать все предметы по форме, принадлежности, применению. Потом начал комбинировать. Мальчик должен был пройти этот путь, пока вещи не сделались ему близкими и родными. И вдруг стал лепить фантастические, абстрактные скульптуры.

    Кто же она такая? Если судить по принятым меркам – никто. В Суриковский недобрала два балла, в педагогический не приняли, потому что не помнила наизусть письма Татьяны к Онегину. Поступила в литературный и тут же перевелась на заочное, пошла работать в школьную библиотеку. Хорошо, пусть она пишет книжки, но при чем тут дети?
    В принятие мерки никак не укладываются такие понятия, как призвание, талант, одержимость. Нет таких граф в трудовой книжке. А на нет и суда нет, и неизвестно, на какой почве произрастают эти люди.
    Может быть, четыре года детства нужно отдать больницам и интернатам, чтобы в 16 лет написать повесть «Через каждые шесть дней воскресенье»?
    Необходимо, наверное, пройти через горестное удивление, а для этого изо дня в день раскрашивать планы стандартных детских садов на кафедре гигиены детей и подростков в ЦОЛИУВе, мучаясь вопросом: неужели это нормально, если целый коллектив солидных людей трудится над темой «Высота стула для работников умственного труда» в то время, когда миллионы детей и подростков нуждаются совсем в ином.
    Неизбежно прозрение – одним лишь отрицанием ничего не добьешься. Тут впору вспомнить о двух школах – художественной и математической, об уроках в мастерской Эрнста Неизвестного и подкрепить их солидным курсом детской психологии и психиатрии, во главе которого уверенно выступают американские светила Бруно Бетельхайм и Эрик Эриксон (благо муж – переводчик).
    И уж совсем не обойтись, видимо, без детской непосредственности. Скажите, что нужно сделать, если весь коллектив решает собрать деньги в Фонд мира? Лена теперь знает, чего делать категорически не рекомендуется. Не нужно идти в аптеку и покупать на эти деньги ящик витамина В1, В12, чтобы отослать его в Пермскую область детям, страдающим авитаминозом. С треском вылетела из Дома пионеров вслед за директором.

    - Откуда берутся конфликты в цепочке бабушки – дети – внуки? Многие родители – несчастные люди, не реализовавшиеся, не достигшие чего-то в жизни. В детях они видят свое завтрашнее продолжение, а дети живут сегодня и по собственным законам. Нельзя устраивать им сплошную тренировку перед будущими забегами.
    Всегда страшно пойти в гости к воспитаннику, знаю, мне откроется что-то новое, и будет плохо.
    Училась у меня чудная девочка Юля, ласковая, добрая, буквально липла ко мне. И так она просила меня вместе с мужем и сыном (дочки тогда еще не было) прийти к ним в гости. Мы согласились, пришли, уселись за стол, уставленный явствами. Полированная квартира, где единственное Юлино богатство – сиротливый хомячок. Вдруг из-за самой дальней двери показалась старенькая бабушка, как-то виновато побежала в туалет, будто прося прощения за то, что украла у нас время и пространство. За ней дедушка. А Юлина мама все извинялась, что недостаточно много еды на столе.
    Никогда не забуду, с каким облегчением вздохнул мой четырехлетний сын, когда вышли мы на улицу: «Не нравится мне этот мир, в нем все – всерьез».

    И Юля, и Дима, и другие дети из того периода, когда нежданное счастье буквально свалилось на голову. В родных Химках открылась первая в Союзе студия эстетического воспитания – «Школа искусств». О, чудо, место педагога по скульптуре было свободно.
    В студию брали всех детей и занимались с ними по пяти предметам. Конечно, слух о «Школе» распространился моментально. Было неимоверно тяжело, в день по 15 групп, но тогда она обнаружила, что помимо физического существует какое-то «космическое», что ли, время, которого хватает сполна. Выкладывалась наравне с коллегами, великолепнейшими педагогами Никитиным, Кравцом, Камаловой. Грела идея – не важно, чем заниматься с детьми: музыкой, живописью или математическими играми. Можно просто разговаривать, играть или шить кукол. Да хоть стоять на ушах! Важно суметь ввести ребенка в мир искусства, включить в процесс познания весь его внутренний потенциал, разбудить в нем все самое светлое и через прекрасное – только через прекрасное - вести по жизни.

    Постепенно Лена сделала для себя еще одно открытие. Искусство может лечить аутичных детей, заик, неврастеников, страдающих тиками, получивших психическую травму. Сначала такого ребенка просто безумно жаль, но пытаешься ему помочь – и он оттаивает, начинает помогать тебе всеми силенками карабкается за тобой, сам открывая в себе новые возможности. Никакой человек не потерян для жизни – и Лена создает свою собственную систему арт-терапии. (Впрочем, она против такого определения. Стоит только возникнуть какой-то системе – школа Шаталова, метод Лысенко и т.д. – сразу вокруг нее начинается громкая кампания, передача опыта, появляются незыблемые постулаты дескать, делай так-то и так. А в реальности все очень зыбко, каждый ребенок не похож на другого, какие уж там ценные указания?)

    С тем мальчиком нужно было заниматься индивидуально. Некоторое психическое отклонение плюс полная растерянность родителей сделали его абсолютно неуправляемым ребенком. Агрессия, бьющая через край, никаких тормозов.
    Я не знала, что делать – он не слушал меня, как и других взрослых. Я упорно приходила к нему домой, садилась и молча лепила сама. Сносила все его выходки, все издевательства, лепила и молчала. Один крупный детский психиатр сказал тогда, что я зря трачу время.
    Назрела скандальная ситуация, которая должна была как-то разрядиться. От скуки, что ли, он тоже начал лепить. Медленно, неуверенно. Целый час лепил кошку. Я тут я бросилась на нее, стала зверски отрывать лапы и уши. Я – это он – вот я какая. Агрессию лечила агрессией. Что-то повернулось в мальчике, он заплакал. Постепенно научился лепить, начал понимать людей, смог пойти в школу.
    Я поняла, что нет ситуации, в которой нельзя помочь. Так ли, эдак ли, неважно. Иногда достаточно просто окружить вниманием и заботой. Одну девочку мама привела в студию со словами: « Вы можете что-нибудь сделать с этой сволочью?» Мы оторопели. Девочка-истеричка, чуть что сразу бросается на пол и кричит, что все у нее болит.
    «Может она голодная?» - предположил Борис Николаевич, преподаватель музыки, и побежал в булочную за бубликами. «Может ей жарко?» - сказал кто-то еще и снял с девочки лишнюю коту. Прошло несколько дней, и все болезни кончились, маленькая девочка начала оттаивать, но…

    … но «Школу искусств» закрыли. Об этом наша газета уже писала семь лет назад. Директору ее, Борису Ильичу Будницкому, было предъявлено 77 обвинений в нарушении финансовой дисциплины. Ни одного из них не подтвердила заключительная в огромной серии комиссия партконтроля, но «Школы» не стало. «Стояние на ушах» кого-то очень не устраивало, и по стенам ДК опять поплыли «Лебеди» и «Богатыри», сооруженные руками новых уже родителей.
    Педагоги разбрелись кто куда, а «старым» детям не дали ни одного телефона. Неведомыми путями 40 родителей разыскали Лену Макарову, чтобы выразить ей сочувствие и солидарность, сами нашли помещение, но возродить студию на пепелище не удалось.
    Что еще было в ее жизни? Детские дома и книжки (уже написана шестая). Была еще одна студия в престижном московском дворике, судьба которой столе же печальна. Придя однажды в свой класс, Лена обнаружила, что стекла разбиты, мебель искорежена, поделки исчезли. Настоящий акт вандализма, а виновных нет. Впрочем, высокопоставленные родители не раз давали ей понять, что ни ее принципы подбора детей (вернее, отсутствие таковых), ни методы, ниспровергающие авторитеты, их не устраивают.

    А год назад в жизнь ее вошла Фридл. Муж вернулся из турпоездки по Чехословакии. Весь день дочка и сын визжали от восторга, слушали рассказы, разбирали подарки. А вечером, когда они улеглись спать, муж достал последний подарок – каталог рисунков детей концлагеря Терезин. Стараясь унять дрожь в коленках, Лена забилась в дальний угол и разревелась. Она узнала это имя – Фридл Дикер-Брандейсова – имя женщины, которая, держа в руках визу в Палестину, предпочла разделить судьбу всего пражского гетто.
    Фридл была учительницей, всю жизнь она учила детей рисовать. И те 36 последних уроков в концлагере нужны были ей не меньше, чем ее обреченным ученикам, потому что уроки эти стали «системой душевной реабилитации детей посредством рисования». Грязные, тифозные, опухшие от голода, они рисовали не решетки. Они рисовали маму, солнце, счастье. Фридл помогла им остаться людьми.

    15 тысяч детей прошло Терезин, 1076 из них дождались там освобождения. Из 13924 детей, отправленных в Освенцим, в живых осталось менее ста. Фридл рассортировала все рисунки (несколько тысяч), упаковала их, как могла, и отправилась в газовую камеру.
    Трудно сказать, каким чудом Лене удалось добиться командировки в Прагу. Там ее познакомили со «специалистом по Фридл», серьезным молодым человеком, который сразу же предупредил по телефону, что у него всего час времени. «Зачем вам это нужно?», - задал первый вопрос Арно Пажик. «Не знаю». – растерянно вымолвила Лена. Он внимательно посмотрел на Лену и решил: «Ну тогда мы найдем, о чем поговорить. Только не стоит вам этим заниматься. От этого люди сходят с ума».
    Лена облазила весь бывший концлагерь, перерыла массу книг, познакомилась с оставшимися в живых людьми, знавшими Фридл. Совершенно незаметно для себя выучила чешский и договорилась о выставки бесценных детских рисунков в Москве.

    Прошло полгода, и что же?
    Ничего.

    Вот наконец я и подошла к тому главному, ради чего стала писать этот материал. На самом деле ни Фридл, ни Лена, ни другие подвижники, которым был нужен каждый ребенок, сами никому не нужны. Ни Минздраву, ни Минкульту, ни бывшему Минпросу, ни, думаю, нынешнему Госкомнаробразу. Эти люди не вписываются ни в одни рамки, не признают одобренных авторитетов, они стоят все системы, живут в ином измерении, говорят на другом языке, с ними хлопотно и тревожно. Если уж находятся оппоненты от педагогики, доказывающие с экрана телевизора, что слепоглухонемые дети из Загорска не стоят потраченных сил, поточу что от них вряд ли можно ожидать реальной отдачи, то зачем им Фридл, учившая маленьких смертников?

    А Лена? Оттуда выгнали, там закрыли, здесь разгромили. Четыре года они с мужем бьются за то, чтобы перевести и издать «Учебник для педагогов по изобразительному искусству» Лоуэнфельда, выдержавший в США уже пять изданий, книгу, без которой (Лена убеждена в этом) не стоит даже начинать заниматься с детьми искусством. В книге описаны все этапы творческого пути ребенка, зачем же снова изобретать колесо? Не находится заинтересованного издательства. А в «Педагогике» уже полтора года лежит та самая, написанная Леной, шестая книжка «В начале было детство». Лежит, скучает, хотя по плану давно бы ей стоять на наших с вами книжных полках.
    Убеждена, что завтра же атакует меня шквал телефонных звонков: где преподает сейчас Лена? Как устроить к ней ребенка? Отвечу сразу: нигде и никак. «Самоучку» Макарову пригласили в США прочитать курс лекций тамошним педагогическим профессионалам. У нас пока никуда не приглашают.
    Печально это все. Извечный вопрос: что делать?

    - Я не имею права думать, что делать со всем миром. Да, я не могу помочь всем детям, но это же не значит, что я не должна помогать никому. Я иду от конкретности к еще большей конкретности. Правда, был период, когда казалось, что приношу детям зло, - они, привыкшие в диалогу, потом снова начинали биться лбами об стены авторитарности. Но это прошло.
    Есть ли у меня мечта? Хочу искусством лечить детей. Это была бы такая школа с разновозрастными группами, классами выравнивания, что ли, где все вместе: и больные, и здоровые, - и никто бы не ограничивал их свободы. Потому что никакие условия не могу быть оправданы, если они делают из детей рабов.

    Елена Салина
    Изображение
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Вс сен 02, 2018 11:14 pm

    август 2018
    Елена Макарова об арт-терапии, педагогике, наследии Фрилл Дикер-Брандейс и об искусстве как об уникальной возможности понять себя.
    https://itunes.apple.com/us/podcast/%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B/id1326825916?mt=2&i=1000418561982

    А по этой ссылке можно слушать сразу с телефона
    https://hiddenfaces.ru/upload/iblock/f91/f91411c4e8d2d65ffc31fdaf5993a0b3.mp3
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Вс сен 02, 2018 11:15 pm

    Уроки Фридл. Новости, Сергиев Посад. август 2018
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Ссылки на публикации, интервью

    Сообщение ayna » Вс сен 02, 2018 11:16 pm

    Арт-терапия как необходимость. Интервью. Сергиев Посад. Август 2018
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna
    Администратор
     
    Сообщения: 6689
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    След.

    Вернуться в Книги Елены Макаровой



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0