• Орнамент в искусстве.

    Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
    Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
    Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
    Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
    Прокл

    Орнамент в искусстве.

    Сообщение Таня_Гор » Вт фев 11, 2014 7:42 pm

    Складываем свои находки сюда!
    Аватара пользователя
    Таня_Гор
    Модератор
     
    Сообщения: 2257
    Зарегистрирован: Чт июл 26, 2012 10:23 am
    Откуда: Ереван - Красноярск

    Re: ОРНАМЕНТ

    Сообщение Анна Буробина » Ср фев 12, 2014 12:20 am

    Вот такую интересуют ссылку нашла:
    http://rodonews.ru/news_1370965088.html

    Книжки можно скачать
    Аватара пользователя
    Анна Буробина

     
    Сообщения: 230
    Зарегистрирован: Ср сен 04, 2013 9:33 pm
    Откуда: Москва - Юрмала

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение ayna » Чт фев 13, 2014 10:22 pm

    belaga писал(а):Лена, спасибо Вам за новую интересную тему!!!

    Нашла -вконтакте- вот такую подборку по орнаментам http://vk.com/drawing_lessons?w=wall-42109398_43350

    Однако, подробнее сначала о родном белорусском)

    Белорусский орнамент (чтобы иметь представление)

    Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы, что, несомненно, носило прогрессивный характер.

    Основными видами прикладного искусства были резьба по дереву и кости, керамика, ткачество и обработка металлов.

    Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль - так называемую "белорусскую резьбу" - пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.
    Изображение

    Видное место в декоративном искусстве Белоруссии занимало производство изразцов для облицовки зданий. На сохранившихся керамических плитках XIV-XV веков можно увидеть скачущего всадника с обнаженной саблей и оленя с олененком. Изображение всадника близко гербу Великого княжества Литовского, получившего в последующие столетия распространение в геральдике, так и в изобразительном искусстве Белоруссии и Литвы.

    Часто встречаются керамические плитки, украшенные цветами и растительными побегами. Излюбленными цветочными мотивами были василек и виноградная лоза.
    Изображение

    Такие керамисты XVII в., как П.И. Заборский, Степан Иванов, прозванный Полубесом, Игнатий Максимов, были известными мастерами своего времени и работали не только у себя на родине, но и в русском государстве: сначала на строительстве Воскресенского храма в Ново-Иерусалимском монастыре, затем в Оружейной палате Московского Кремля. Замечательный керамический пояс Воскресенского собора, выполненный Степаном Полубесом, был украшен орнаментом, прозванным в народе "павлиний глаз". Декоративное убранство этого собора, оказало большое влияние на изразцовый декор зданий Москвы последних лет XVII в.

    Искусство художественной обработки металлов получило распространение не менее, чем художественная керамика. Здесь в основном использовались изображения цветов и растительных побегов.
    В XVIII в. в Уречье была основана мануфактура по изготовлению бытового и художественного стекла. Она выпускала украшенную алмазной гранью и гравировкой посуду и зеркальные медальоны с гравировкой, которые служили украшением парадных залов. Декор зеркал с гербами магнатов соединял в себе черты средневековья и элементы барокко. Уреческое стекло получило известность далеко за пределами Белоруссии - в Польше, Литве, России.

    Очень популярными во второй половине XVIII - первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления - Слуцку. В те времена их именовали "персидскими кушаками".
    Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.
    Изображение

    Изображение

    Вот такие покрывала бабуля моя ткала. Она их дыванами называла.
    Изображение


    Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры. Пояса ткали двусторонними, когда их прокатывали на особых станках, блеск золотых и серебряных нитей еще более усиливался. Этот блеск в сочетании с яркостью узора, чистотой тонов - алого и синего, орнажевого и голубого - придавал слуцким поясам одновременно и нарядность и строгость. На углах пояса обычно ткались названия города и имя мастера, вначале латинскими буквами, позже кириллицей.

    Будучи предметом мужской одежды, слуцкий пояс дал жизнь широко вошедшим в XIX в. в русский, а затем и европейский женский костюм тонким шерстяным шалям. Их узоры повторяли все элементы слуцких поясов.
    Среди ремесленных изделий первой половины XIX в. выделяются ткацкие изделия, ковры с растительным орнаментом, близкие по технике исполнения к украинским безворсовым килимам. В настоящее время выпускаются ворсовые ковры с белорусским геометрическим узором и декоративными мотивами слуцких поясов.

    Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).
    Изображение


    belaga писал(а):Структура орнамента

    В самых элементарных образцах возможно предложить i выявить сложную многоступенчатой ​​структуру с неадназначнымi внутренними связями. Сухая схема узора - это еще не орнамент, а ее реализация в конкретном произведении всегда есть творческий процесс, который наделяет форму многими новыми смыслами.

    Если рассматривается орнамент как явление искусства, а не только как геометрическая форма, в его анализе необходимо учитывать i обстоятельства, лежащие за пределами этой формы: отношения орнамента к традиции i до современных тенденций художественного развития, меры оригинальности решения (цветной i масштабного) .

    Чтобы разобраться в художественном смысле орнамента, необходимо систематизировать все уровни этой сложной структуры.
    Прежде всего, уровень порядка, разбиения i организации поверхности при помощи закономерного расписания i соотношение друг с другом тех или иных орнаментальных мотивов. Упорядоченность этих мотивов определяется законами симметрии. Группы симметрии играют в построении орнамента роль, которая аналогично роли вершатворных размеров в поэзии.

    Сiметрыя нередко осуществляется в орнаменте со строгой математической палнатой. В отдельных случаях орнаментальное искусство позволяет вариации. Расстояния между узлами орнаментальной сети могут быть не равными, сiметрыя чаще - приблизительной, а мотивы, которые располагаются симметрично - нет одинаковыми. Вместо математической равенства возникает условное приравнивание одного элемента к другому, их взаимозаменяемость, эквивалентность. В цветочном орнаменте, например, какому-нибудь бутону может отвечать венчик иного изображения или цвета, сгиб ветки может повторяться только приблизительно, расстояние между сiметрычнымi мотивами - варьироваться.

    Благодаря этим парушеннням порядка, построение узора лишается своей автаматычнасцi, становится результатом определенного выбора.
    Так, в двух различных способах организации узора воплощают себе разнообразные отношения к идее порядка - догматически жесткое, которое отвергает свободную волю, i более широкое "Либерально", которое допускает при его исполнении часть свободы.

    Математически "правильный" орнамент может быть развит с его элементарной клеточки, может быть восстановлен по небольшому фрагменту, сразу прослеживается неизменный закон его строения.

    Орнамент, который допускает варианты, - структура более сложная, она отличается неполной предсказуемостью в развитии своего мотива. При этом мера i сам характер этой свободы могут быть довольно разнообразными. Существуют орнаменты, где вовсе нет фиксированных мэтра, где мотивы повторяются нерегулярно, выполняется только единая плотность их размещения по поверхности.

    Уровнем порядка не исчерпываются выразительные возможности орнаментального искусства. Одна i та же группа симметрии, одна ритмично схема могут лежать в основе чрезвычайно различных по впечатлению орнаментов. Одна из наиболее важных совещание с рытмiкай характеристик образцов - структура образованной им поверхности, мера ее разбиения и связанности.

    На одном полюсе здесь построение лоскутного одеяла, где каждый элемент орнамента, который приравнен к соседних по размеру, форме i расположению, противостоит остальным как особый по фактуре, цвету или декоративной обработке поверхности. На другом полюсе - что-то вроде кружев - сплетение нитей, бесконечно перетекая слитного образец, в котором один мотив возникает иного i НЕ аделены от его явной рубежом. Оба эти типы орнамента могут производиться в различных технико i на единой по материала цельной поверхности - на туловище сосуда, в набойка i т.д.

    Орнамент из полос - прямых, зубчатым или волнистым - демонстрирует слитность в направлении вдоль полосы i расчлянёнасць, дискретность в поперечная. Узор из iзаляванымi арнаментальнымi пятнамi на гладком фоне дискретный, но он лежит на слитного поверхности i поэтому несколько отделяется, отслаивается от нее. Фон с его цветом i фактурой - безусловно, неотъемлемая, значительная часть орнамента. Но его роль в восприятии несколько иная, чем у самого образца. Он ощущается как несколько относительная пустота, рисунок же несет смысл. Орнамент из разделенных фоном i связанных между собой только ритмично раппорт воспринимается поэтому как расчлененный. Тем самым фон, который несет орнаментальные раппорт, оказывается не нейтральной поверхностью, а полем скрытного напряжения, который пронизана невидимыми сильными лентами ритмично связей. Благодаря этому, именно ввзор из разделенных клейм оказывается нередко одной из самых напряженных по своему звучанию орнаментальных структур.

    Иную структуру абразуе слитно, ажурный "кружевной" узор, который наложен поверх гладкого фона. Фон режется этим изображением на части, но прослежены под ним как целостная поверхность. Отдельные пятна фона легко объединяются глазом зрителя в нечто слиты. В этом случае фон наименее активен, чем в предыдущем варианте - связанность узора используется "поверх" его, в самой системе его лент. Следует также обратить внимание на то, что в отношении поверхности орнамент может выступать зрительно как структура слаiстая, где одно как бы лежит под другим, i этих слоев иногда бывает больше, чем два (не только образец i фон). При этом изображение может вторично восприниматься не на, а под фоном, как бы "диравячы" его поверхность.

    Существуют другие сложные случаи, когда одна i та же лента может читаться и как мотив узора (слитность), и как граница поверхностью (дискретность).
    Лица характерный тип орнаментальной поверхности - плетенка, структура расчлененные i связана, которая сцепленные попеременным взаимным наложением полос или лент , которые пересекаются. Применяя полосы различной ширины, разнообразной фактуры и цвета, усложняя порядок плетения, легко получить образцы, которые органично злiты с поверхностью i внедрены в ее материале i конструкции. Плетение очень хорошо проявляет свой ​​метрический состав - поверхность его разбита на элементарные прамавугольнiчкi - основу орнаментального ритма.
    Всякая ткань есть также вариант пляцёнкi, i тканый узор образуется по законам плетеные, с той лiшь разницей, что малый диаметр нитей делает почти незаметной метрическую основу, " шаг "плетения. Поэтому i поверхность тканi воспринимается как более злiтная.
    Но вместе с плетением из прямых полос, которые образуют сплошную поверхность, возможно i плетение ажурное, образованное сгиб переплетенных лент или нитей. Они сами становятся лентами образца, их сгибы абразуюць его изображение. Требовательно-свободные, богатые вариантами, такие орнаменты не требуют сiметрыи, чтобы выглядеть рытмiчнымi, стройными i цельными. Сам принцип плетения - закономерное чередование "верхних" i "нижних" пересечений каждой ленты с другими - создает ритмичное основу, которой достаточно для организации орнамента.

    "Расчленёнасць i целостность". В этом случае принцип построения орнамента оказывается воплощением представлений о строении окружающего мира, о качестве вещей - их близости i обособленности.
    Это антитеза определяет диапазон выразнасцi орнаментального искусства: простота i сложность (или, ясность i неясность склада).
    Существуют орнаменты, построенные из более простых по рисунке i четко разнесенных по поверхности мотивов. Встречаются под прямыми углами разные по ширине полосы клетчатой ​​ткани. В строгом порядке разнесены по поверхности четкие, четко обведены мотивы узора. В оба случая перед нами точно ясный орнамент. Мы сразу включаемся в его ритм, легко читаем изображение. Изображения на запутывает, а не заставляет искать концы и начала. При крайней простоте подобный образец может быть сколь угодно четким i сильным, выточены артистическим i стройным. Он помогает заражать своим ритмом i придавать ощущение арганизацыйнасци i канструктывнасцi. Сама простота его i алчность - не свидетельство бедности фантазии, а особая художественная задача - воплощение идеи лаконичные, стройного порядка.

    В другом образце ленты пераплецяныя i спутанные, один мотив незаметно перерастает в другой, границы между ними не обнаружен. Этот орнамент подчиненный тем же законам симметрии, в нем есть повторы форм i цвета, ритм его лишен четкости, кажется неотмеченном i текучим. Перенасычанасць изображения иногда совсем вытесняет фон, все его поле заполняется встык прыцiснутымi друг к другу цветами, цветными пятнышкамi i т.д. Образец этот дискретный, дэмаструе достаточно высокую степень расчлянёнасци. Однако при его неотмеченном рытмiке i мелком масштабе изображения он образует неожиданное ощущение злiтнасцi, связанной, несколько вибрыраванай массы. Отдельные мотивы образуют каждый свою ритмично систему, повторяются по другим законам, чем соседние. Но каждый из них тонет в общей массе, не имеет возможности выделиться из нее.

    Такой образец вызывает аналогии с живописи, с его цельной, текучей i многообразных разработанной цветовой поверхностью.
    Если в первом типе орнаментов, который ориентированны на "простоту", математическая "правильность", ритмично закон господствует, упрощает i ограничивает реальное пространство жизненных форм, то в иным, "сложным", утверждает себе разнообразие форм i цветов мира i "естественные" ритмы самой природы. Между этими крайними выражениями простаты i сложности есть еще много промежуточных, средних случаев.

    Еще одна антытыза - "динамика" - "статика" - приобретает свое воплощение в орнаменте. Может показаться, что орнаментальное искусство - область абсолютного покоя. Это распределение образов или символов на материальной поверхности, определение узлов некой геометрической сети. Тем не менее орнамента свойственны определенные динамичные качества.

    I наконец - динамика самой орнаментальной формы, которая задает направление i ритм движения нашего взгляда по поверхности, ритмично резонанс этого движения, с бегом узора. Орнамент предлагается нашему взору весь сразу, одномоментно. I тем не менее он нязбежна "считывается" в некоторой последовательности, элемент за элементом.


    belaga писал(а):Белорусские узоры
    Изображение - дерево жизни. Он символизирует вечность, бесконечное жизнь.

    ИзображениеЯрило на коне. У славянских племен времен язычества Ярило считался богом плодородия и жизненных сил природы.

    ИзображениеЖитная Баба. В древних славян была богиней плодородия.

    ИзображениеОбразец пробуждения природы весной

    ИзображениеОбразец солнца. В старые времена к Солнцу как к богу обращались за помощью. Главным богом оно было у наших предков-славян. Называли его по-разному: то Сварог, то Дажджбогов, то Хорас.

    ИзображениеЕдинение солнца и земли. В народном сознании союз земли и солнца издревле связывалось с жизнью, теплом, урожаем.

    ИзображениеОбразец Святого Дерево и Радунице. В рамбичнай фигуры - Радуница в виде двух елочек. По обеим сторонам - символы душ покойников-родственников. Это почитание их памяти, одновременно и надежда, что предки поспособствуют семьи в здравии и благополучии.

    ИзображениеСвященное Древо. Сретенская дерева. Означает оно пожелание усопших живым, их детям и внукам быть здоровыми, богатыми, иметь каласистай ржи на ниве, плодородную и сытую скотину в хлеву. А еще этот мотив означает и свечу, жертву церкви за поминовение усопших.

    ИзображениеСимвол предков. Это своеобразная молитва, просьба к Богу, чтобы умершие оказались в раю, чтобы земля им была пухом и вечно грело теплое солнышко.

    ИзображениеОбразец дождя. Этим образцом люди в знойнае лета просили Бога дать им дождя.

    ИзображениеСимвол ребенка. Обеспечат от несчастья ребенка.

    ИзображениеСимвол матери

    ИзображениеСимвол оберега.



    belaga писал(а):ИзображениеОбразец любовной песни.

    ИзображениеОбразец женской доли

    ИзображениеОбразец крепкой семьи. Полотенца с такими образцами сражались в церковь, на икону Богоматери.

    ИзображениеМолодые венчаются

    Изображение Символ предков

    Изображение Любовь начинается

    Изображение любовь в расцвете

    Изображение любовь без взаимности

    Изображение память о любви


    belaga писал(а):Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

    Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.
    Розетки разных видов — излюбленный орнамент в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии, хотя нужно иметь в виду, что в эпоху бронзы круг, диск и розетка могли означать небо. Б. Рыбаков считает что знак в виде шестилучевой розетки ^ получился в результате сочетания круга, якобы символизирующего солнце и схемы снежинки, якобы символизирующей небо. И у славян, и у дагестанцев шестилепестковая розетка изображалась на солонках, а соль — продукт, связанный с солнцем. Розетка-колесо почти всегда изображается на прялке.
    Изображение

    Сам процесс прядения, пряжа -символ времени, и управляют им боги солнца, неба. Знак в виде колеса с шестью спицами служил эмблемой бога-громовержца Перуна, такой знак уберегал дом от молнии.

    Розетки

    В Ригведе говорится, что солнце «катится как колесо». Солнце сравнивается с колесом в славянских, польских и литовских песнях. Такой знак можно найти на старой лодье, повозке, на колеснице, на всем, что движется. Все европейские народы, имеющие славянское влияние, сохраняют традицию зажигания колес на Ивана Купалу и пускание их с горы в реку как символ затухающего солнца с этого дня.

    Колесо с зубчиками и крестом означает небо, дождевые облака и солнце. В Ригведе солнце называется божественным оком, в мифологии древних греков солнце представлялось как глаз Зевса, у древних германцев — Одина, у древних египтян солнце и луна представлялись глазами Гора, у римлян — глазами Юпитера. Но все они связаны с понятием «светило-глаз». В этом случае светило обозначали кругом с точкой и малым кругом внутри.

    В солнце наши предки чувствовали два начала — мужское и женское. Женское обозначается кругом, мужское квадратиком или треугольником (что встречается редко).
    Изображение

    Иногда солнце изображено посрёдством спирали — движение солнца по небу.

    Зигзаги и разводы чаще могут быть символом воды небесной, если среди них имеется крестик

    В Древней Руси огонь называли Сварожичем, а солнце — сыном Сварога, то есть огонь и солнце имели одинаковые эпитеты. Огни, зажигаемые на празднествах летнего и зимнего солнцестояния, символизируют небесный огонь-солнце. Это подтверждается и тем, что существовали обычаи зажигать колесо наверху шеста или скатывать его горящим с пригорка. Ритуальные огни возжигали не только на праздники, но при каком-либо бедствии, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. При этом полагалось, чтобы в обрядовом костре горело девять различных пород дерева и чтобы участвовали 9 человек, а число «9″ связывалось с богом преисподней. На этих примерах видно, что огонь может быть олицетворением и солнца, и бога, и подземного владыки. Возжигание колеса на шесте — соединение огнем неба и земли.
    Изображение

    Изображение
    В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
    Количество зубцой, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.

    Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: огонь — воздух, земля — вода. Земные образы размещались ниже, небесные — выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли — темнее, и чем выше, тем цветность ярче).

    В славянском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест — образ солнца. Наконечный крест связывается ‘с огнем земным, который представлялся разновидностью огня небесного. Если крестообразные узоры в центре круга и квадрата еще могут означать и освещенные четыре стороны света, то свастика 4-6-8-12 лучами всегда является знаком вращающегося солнца. И называют его до сих пор коловоротом. Коловорот — древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово «коло» в русском языке означает «круг», «колесо», «сворот» — вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще его изображают с наконечниками, вращающимися в правую сторону, — это знак деятельной, реальной справедливости.

    Коль человек — потомок огня, существо светящееся, творящее, то и огонь души обозначали в вышивке яркими точками -красными или разноцветными. Если есть вера и любовь, значит, есть огонь души. Сама Душа — это сгусток положительной энергии с крыльями. Число перьев на ней также должно соответствовать сакральным числам. Душа как символ в прикладном творчестве похожа на птицу.
    Изображение
    Образ души в вышивке

    В оформлении русских сказок мы часто можем видеть символический купол — это схема небосвода. Предки представляли небо прозрачным куполом, а под ним жизнь. В куполах, как правило, буква «Ж», называвшаяся в славянской азбуке «живет» — «жизнь». Буква составлена из растительных переплетений, также символизирующих бесконечную жизнь. В арках можно увидеть и сцены из жизни богов и людей, сцены жертвоприношений. На схеме мы видим Симаргла (Семаргла). Семаргл от слова «семя». Изображали его крылатым псом, охраняющим посевы и семена. Семаргл был и олицетворением «вооруженного добра», огненного, всегда готового защитить мирные поля.

    Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений и тесно связан с темой воды — русалиями. Под куполами изображались и русалки — крылатые девы, в то время они являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами
    Узелковые переплетения часто встречаются в русском орнаменте и оформлении заглавных — красных букв. У других народов купол неба изображали в виде круга, с волнами или крестом — солнцем и дождевыми облаками.

    Схемы водной стихии узнаваемы и разнообразны. Древний орнамент воды геометричен, это время, когда люди не умели рисовать плавные линии.

    Особенно любили украшать таким рисунком чаши для воды, питья, вина, жертвенные чаши. Ритмично и по-особому красиво выглядит «бегущая волна» разных наклонов. Разводы на чашах могут иметь и свободный характер (чаши трипольцев). Излюбленна и змеиная тема. Змея у славян — символ первой воды, весны, тепла. Сезонные календари часто отражают образ змей. Змея, значит весна, лето, дождь. Рассмотрите еще несколько примеров символики на тему воды.

    Одинарные, двойные и тройные облака, несущие небесную влагу, изображались с дождем и без дождя. В резьбе такие узоры принято называть «хляби небесные». Дождевые облака выглядят и как женская грудь, ведь дождь считался небесным молоком, кормящим землю.

    Во всех узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком.

    Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».

    С переходом Кочевых племен к оседлости появились загоны-хлевы, огороженные жердями, и жилища-срубы. Было сделано величайшее открытие — открыт принцип четырехкратности времени, пространства (четыре стороны света, четыре времени года). Отсюда ромб связывался у древних с представлениями о цикличности времени, когда человек уже осознавал начало и конец какого-то периода; осознавал и основные положения в суточности движения солнца — восход, зенит, закат. Как и в природе, в жизни человека последовательно сменяются периоды рождения, расцвета, зрелости, увядания — старости. Поколение сменяло поколение подобно тому, как расцветала и умирала из года в год при рода.

    Но цикл, который люди проживают за свой «век», природа переживала у них на глазах несколько десятков раз.. Поэтому древние земледельцы видели в природе лишь регулярное повторение. Не изменение, не исчезновение, а повторение являлось определяющим мотивом их сознания и поведения. И это передается в изображении ромба с крючками на вершинах.
    Б. Рыбаков, который пишет: «Повсеместно распространенные костяные изображения женщин-прародительниц древний человек видел покрытыми ромбическим узором естественного происхождения, присущим самому строению бивня, из которого вырезалась священная фигурка.
    Изображение
    Изображение
    Символы воды

    Ромбический узор в силу этого объединял в глазах первобытного охотника два важных понятия: мамонта (источник жизни, сытости, благоденствия) и священное изображение женщины (символ плодовитости, продолжения жизни, счета родства). Ромб и ромбический меандр сами по себе становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага».

    С другой стороны, для земледельца 4 стороны света связывались, со сторонами его прямоугольного жилища. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: «Снаружи — рогата, изнутри — камола» (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к «земле-преисподней», «дому мертвых» требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых «происков» «жителей подземного мира». Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые «ромб-репей» (известен еще под названием «малая решетка»), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем — местом обитания предков.
    Изображение
    А ромб другой конфигурации из трех пар пересекающихся линий — это погребальный или жертвенный костер, который являлся знаком Священнодействия в ходе сжигания — по убеждению древних людей, цри этом обряде устанавливается контакт с предками.
    Изображение
    Изображение
    Ромб с точками — знак засеянной нивы. На концах часто можно видеть кресты. Это типичная четырехчастная схема распространения блага в 4 стороны.

    Кому интересно, дальше можно почитать тут: http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=5951


    belaga писал(а):Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал не единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств.

    Стасов В.В. Русский народный орнамент

    Еще одна интересная статейка "Тайны русского орнамента" http://poiskpravdy.com/tajny-russkogo-ornamenta/
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna

     
    Сообщения: 6741
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение Безмятежная » Пт фев 14, 2014 1:57 pm

    http://digicoll.library.wisc.edu/cgi-bi ... es&isize=M Шикарная книга с орнаментами начиная с древности и заканчивая модерном, с множеством таблиц отличного качества. Листать можно стрелочками Jones, Owen, 1809-1874. / The grammar of ornament(1910)
    Рада встрече
    Таня Безмятежная.
    фейсбук https://www.facebook.com/zabi.yaka.3
    мои фото https://www.flickr.com/photos/142312027@N03/
    Аватара пользователя
    Безмятежная

     
    Сообщения: 410
    Зарегистрирован: Ср янв 23, 2013 5:13 pm
    Откуда: Киев Украина

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение Елена Макарова » Пт фев 14, 2014 4:53 pm

    Супер вещь, спасибо!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50610
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение Безмятежная » Сб фев 15, 2014 6:33 pm

    Для любителей античных ковров. Такое изобилие цвета, ритма , истории. На меня такие оказывают магическое влияние, могу рассматривать часами http://www.pinterest.com/dlovemckillop/antique-rugs/
    Рада встрече
    Таня Безмятежная.
    фейсбук https://www.facebook.com/zabi.yaka.3
    мои фото https://www.flickr.com/photos/142312027@N03/
    Аватара пользователя
    Безмятежная

     
    Сообщения: 410
    Зарегистрирован: Ср янв 23, 2013 5:13 pm
    Откуда: Киев Украина

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение Безмятежная » Вс фев 16, 2014 12:08 am

    http://www.flickr.com/photos/double-m2/ ... tchelder's Design in Theory and Practice- шикарные орнаменты Модерн. Картинки можно сохранить в большом качестве. Эта например мне напомнила Эшера
    Изображение
    Рада встрече
    Таня Безмятежная.
    фейсбук https://www.facebook.com/zabi.yaka.3
    мои фото https://www.flickr.com/photos/142312027@N03/
    Аватара пользователя
    Безмятежная

     
    Сообщения: 410
    Зарегистрирован: Ср янв 23, 2013 5:13 pm
    Откуда: Киев Украина

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение ayna » Вс фев 16, 2014 1:28 am

    maminsite писал(а):Об орнаментах. В продолжение славянских орнаментов, что выложила Юля belaga, хочу поделиться с вами мотивами писанок - декорированных пасхальных яиц.


    Писанка

    Изображение

    Писанка - яйцо декорированное с традиционными символами, которые нарисованы с помощью воска и красителей. Изготовления писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже - с Пасхой.

    Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского.

    Писанка //галунка// - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

    В мифах многих народов мира именно яйцо есть світотворчим началом. У славян-язычников, по мнению С.килимника, писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - Viii в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

    "Яйцо птицы вообще, - писал С. Килимник, - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил" /Килимник С. Украинский год... - Кн.2. - С.176/.


    Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков. Напр., кривулька знаменовала нить жизни, вечность солнечного движения. Кривулька или безконечник - это символ начала и конца. Тригвер или триног символизировал, по мнению одних, небо, землю и воздух, по мнению других - воздух, огонь и воду, третьи считали его символом жизни человека. Четвертые трактовали его как символ неба, земли и ада. Символическую нагрузку имела и цветовая гамма писанки. Красный цвет символизировал радость жизни, любовь, желтый - луна и звезды, урожай; зеленый - богатство, богатство растительного мира, его воскресения; голубой - чистое небо, здоровье; бронзовый - матушку-землю; черный с белым - уважение к умерших родственников, их душ и др.

    С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа /см. Иисус Христос/ как символа всепрощения. Для писанок были характерны такие орнаменты: решетки, окошки, клинцы, мельницы, корзины, грабельки, звезды, крестики, паучки (символ трудолюбия).

    Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

    Музей писанки в Коломые

    Изображение
    Единственный в мире музей писанки построен в городе Коломыя. Частью музея является памятник писанке, высота которого достигает 13,5 метров.


    maminsite писал(а):Символы в писанках
    Символы- обереги:
    Изображение

    Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.
    Изображение

    Символы силы и выносливости:
    Изображение

    Изображение

    Символы любви
    Изображение

    Изображение



    maminsite писал(а):Символы, способствующие рождению детей:
    Изображение
    Изображение

    Изображение

    Символы здоровья и долголетия
    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Символы, благоприятствующие богатому урожаю
    Изображение

    Изображение

    Символы, которые лечат
    Изображение
    Изображение

    Изображение

    Символы- предупреждение
    Изображение


    maminsite писал(а):Мотивы, что используются в писанках, мы также можем встретить и в народной вышивке, и в русском зодчестве, в наличниках, фризах
    Изображение


    maminsite писал(а):КРУЖЕВА НА ДОМЕ

    Наличники на окнах, вот что всегда привлекает взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

    ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ

    Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке или писанках. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

    Изображение

    Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?


    Язык орнаментов у наших предков очень стойкий, основные элементы, слегка видоизмененные, дошли до нашего времени в виде узоров традиционной вышивки и орнамента росписи изделий быта.
    Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы. Это:
    - солярные символы (символы солнышка);
    - символы воды;
    - символы земли (и как подгруппа – символы плодородия);
    - символы – обереги;
    - символы-пожелания.

    Изображение

    Виртуальный музей резных наличников: http://nalichniki.com/
    Оля :-)
    Аватара пользователя
    ayna

     
    Сообщения: 6741
    Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 11:29 pm
    Откуда: Sweden

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение Елизавета » Вс фев 16, 2014 1:23 pm

    http://ornament-history.ru/ - история орнамента. Очень много всего разного и интересного
    Аватара пользователя
    Елизавета

     
    Сообщения: 112
    Зарегистрирован: Вт май 15, 2012 12:08 am

    Re: Орнамент в искусстве.

    Сообщение olivia » Вс фев 16, 2014 2:57 pm

    МАРИАНО ФОРТУНИ
    набойка (набивка тканей)
    http://la-gatta-ciara.livejournal.com/35065.html
    Аватара пользователя
    olivia

     
    Сообщения: 309
    Зарегистрирован: Чт дек 08, 2011 3:39 pm

    След.

    Вернуться в Галерея вдохновения



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4