Страница 1 из 1

Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Вт мар 10, 2015 6:30 pm
ayna
Здесь будут появляться материалы, которые можно посмотреть до начала семинара.

Re: Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Вт мар 10, 2015 6:33 pm
ayna
Елена Макарова писал(а):Биография Баха не из википедии http://musike.ru/index.php?id=9

"Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Годы жизни: 1685-1750

Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.

Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы. Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).Читать далее...

Re: Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Пт мар 13, 2015 9:54 am
ayna
Елена Макарова писал(а):Иоганн Себастьян Бах - Ария с различными вариациями ("Гольдберг-вариации"), BWV 988

Михаил Друскин:

Композитор написал «Гольдберговские вариации» по заказу графа Кайзерлинга..., И.Г.Гольдберг, ученик Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна, служил у графа в Дрездене, и ему надлежало услаждать игрой на клавесине страдавшего бессонницей российского вельможу. Казалось бы, произведение «на случай». Но для Баха оно было не «проходным»: мастер осуществил в нем многоуровневый сложный композиционный план, поражающий изобретательностью и образным богатством.

Это одно из самых крупных по размеру, единое по замыслу произведение Баха. Он назвал его «Арией с различными вариациями» и опубликовал в четвертой части «Клавирных упражнений». (Ныне высказывается предположение, что публикация состоялась не в 1742 году, как обычно, в том числе и мною, указывалось, а между 1742-м и 1745-м. Посвящение Кайзерлингу там отсутствует; не потому ли, что графу был подарен первоначальный и, быть может, не столь обширный вариант? Автограф не сохранился.)

По каким параметрам изучать этот композиционный план? Любой, взятый изолированно, ведет к схематизму, ибо в произведении сочетаются разные струи: расчлененная танцевальность и пассажная моторность, ариозная кантилен-ность и виртуозность, гомофония и контрапунктическое мастерство. В отличие от других баховских вариационных циклов, в основу вариаций положена здесь не тема, а структура Арии в целом. Выдержанная во французской галантно изукрашенной манере, она являет собой сарабанду менуэтного типа (заимствована из Нотной тетради Анны Магдалены 1725 года; принадлежность музыки Баху не бесспорна) и состоит из двух равных колен (16+ 16 тактов); каждое колено, по указанию автора, повторяется. Так же построены все вариации, только в некоторых ( 3, 9, 21, 30 — все это каноны! ) в такте совмещены два такта Арии, отсюда соотношение 8 + 8.

Удержанный бас — в канонах он скрыто наличествует в других голосах — напоминает о чаконе. Но это лишь внешнее сходство, так как варьируется вся мелодико-гармоническая ткань Арии, причем необычно.

Вариации (их тридцать) организованы по «тройкам»: каждая третья — канон. Три — сакральный символ троичности, а канонов десять, что соответствует декалогу, также сакральному числу «десяти заповедей». Каноны следуют согласно возрастанию интервалов имитации от примы до ноны, а в 30-й вариации, названной Quodlibet («что угодно», «кому что нравится», или — в вольном переводе — «кто во что горазд»), на удержанном басу проводятся каноном две народные песни. Таков один скрытый пласт композиции, скрытый — потому что лишь ухищренное, натренированное ухо отделит эти вариации от других: не как хитроумные контрапунктические сплетения воспринимаются каноны на слух, а то как кантиленные пьесы (№ 9, 15, 21), то как сицилиана ( №24) или бурре ( №18). Характеристическая танцевальность ощущается и в других полифонических вариациях (фугетты в №10 и 22).

Строение произведения двухфазно. Коль скоро оно начинается и — без изменений — завершается Арией, то всего пьес в цикле тридцать две. «Ось» же приходится на сердцевину — №16, обозначенный автором: «Французская увертюра». По обе стороны оси расположены диссимметрично перекликающиеся аналогические повторы. Это второй композиционный план. Вот примеры соответствий:

танцевальные:

7, 10

19, 20

моторные:

5, 11, 11, 14, 17

20, 23, 26, 29

лирические центры:

13 (Dur)

25 (moll)

фугетты:

7

22

Но есть еще третий архитектонический план, который привносит в композицию (в противовес принципам обрамления и диссимметрии) еще один уровень развития — линейный, устремленность к кульминационным зонам, что обусловлено усилением роли виртуозности и что полностью осуществляется после главного лирического центра — №25, одного из лучших Adagio в инструментальном творчестве Баха. Если ранее то и дело прорывались элементы виртуозной техники, широкого охвата регистров или — в манере Скарлатти — «скрещения», перекидки рук (предполагалось исполнение на двухмануальном клавесине), то теперь возникают двойные трели и приемы marteljato, чуть ли не предвосхищающие Листа ( №28, 29). Внутреннее напряжение Adagio сменяется внешне динамическим нагнетанием, но Бах «снимает» его народным юмором Quodlibet и, верный себе, всю композицию обрамляет Арией. Он одновременно и на пути к финальной кульминации (пути, проложенном Генделем и ведущем к венской классике), и противостоит этой тенденции, оставаясь приверженцем эстетики барокко.

М.Друскин. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982. – С.352-354

Альберт Швейцер:

Четвертая часть «Клавирных упражнений» появилась снова в Нюрнберге, но не у Вейгеля, а у Балтазара Шмидта, издававшего также сочинения Эммануила. Она содержала «Гольдберговские вариации». Гольдберг был клавесинистом у графа Кайзерлинга, покровителя Баха; Кайзерлинг занимал пост русского посланника при дрезденском дворе. Именно он помог Баху получиь звание придворного композитора, во всяком случае, сообщение о назначении прошло через его руки. Гольдберг учился у Фридемана, жившего в то время в Дрездене. Приезжая со своим графом в Лейпциг, что, по Форкелю, случалось часто, он стремился встретиться с Бахом, чтобы извлечь от общения сним что-либо полезное. О возникновении вариаций Форкель сообщает:

«Граф Кайзерлинг бал слаб здоровьем и часто страдал бессонницей. Гольдберг, живший у него в доме, в подобных случаях должен был проводить ночь в соседней комнате и играть ему во время бессонницы. Однажды граф сказал Баху, что он был бы рад получить для своего Гольдберга клавирные пьесы нежного и несколько оживленного характера, чтобы они немного развлекали его в бессонные ночи. Бах решил, что для этого более всего пригодны вариации, хотя сочинение в подобном роде он считал неблагодарной работой, поскольку гармоническая основа оставалась в них неизменной... Граф называл это произведение своими вариациями. Он мог без конца слушать их и долгое время, как только наступали бессонные нони, говорил: .«Любезный Тольдберг, сыграй же мне одну из Моих вариаций». Бах, может быть, никогда не был так щедро-награжден за свою работу, как за ети вариации. Граф подарил ему золотой кубок, наполненный сотней луидоров».

Бах не чувствовал особенной склонности к вариационной форме: помимо «Гольдберговских вариаций», у него есть еще только одно не представляющее большого интереса юношеское произведение подобного рода: «Afia variata alla maniera ita-liana» («Ария, варьированная в итальянской манере»; Б. XXXVI, стр. 203—208). Известно, что и в органной музыке он скоро отказался от вариаций на хоральные мелодии.

Тема «Гольдберговских вариаций» взята из «Клавирной книжечки», сочиненной в 1725 году для Анны Магдалены Бах. Это сарабанда на мотив i«Bist du bei mir» («Когда бываешь ты со мною»). Пьеса существовала уже десять лет, прежде чем Бах решил написать на нее вариации.

Собственно говоря, это вариации не на тему, а преимущественно на ее басовую Основу. Ею вдохновлена фантазия композитора, так что это 'скорее нечто вроде пассакальи, нежели вариации.

Полюбить это произведение после первого же прослушивания невозможно. С ним надо ожиться и вместе с Бахом последнего периода заставить себя подняться на высоту, где от голосоведения требуется уже не естественная прелесть звучания, но абсолютная свобода движения, которая и дает радость и удовлетворение. Тогда испытываешь тихое, радостное утешение, которое доставляет нам это, казалось бы, столь ученое сочинение. В последней вариации радость рождает веселый смех. В ней перекликаются две народные песни: (тут ноты, Е.М.)

Так старый Бах снова возвращается к Quodlibet, которым сколь охотно забавлялись его предки, собираясь вместе в день большого семейного торжества.

Из всех произведений композитора ни одно так не приближается к современному фортепианному стилю, как это. Предпоследнюю и предшествующую ей вариацию (всякий непредвзятый слушатель, даже по внешнему виду нот, отнес бы к последним фортепианным сочинениям Бетховена, если бы не знал, что авторство Баха бесспорно.

А.Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1965. – С.235-237

http://www.philharmonic.by/en/compositi ... -aria.html

Re: Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Пн мар 16, 2015 7:40 pm
ayna
Елена Макарова писал(а):А вот сам Гленн Гульд. Глядя на движения его рук, многое можно почерпнуть.
https://vk.com/video-52771109_165050065

Re: Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Вт мар 17, 2015 9:42 pm
dasha_zor6kina
А вот Михаил Казиник и Алексей Ботвинов рассказывают о каждой части "Вариаций". Очень любопытно :-)
https://www.youtube.com/watch?v=qZ4IG8GjtVM

Re: Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Вт мар 17, 2015 11:38 pm
Елена Макарова
Дашенька, умница, замечательно, что нашла эту передачу! Здесь все три части передачи вместе.
https://www.youtube.com/watch?v=f2wcFzB3v5g

Re: Материалы семинара "Бах - учитель формы"

СообщениеДобавлено: Чт мар 19, 2015 2:26 pm
ayna
Я вспомнила почему я очень хотела в музыкальную школу... волшебство...

Елена Макарова писал(а):Канал культуры немного рассказал про жизнь Гленна Гульда - а дальше Гульд играет наше! произведение Баха.
https://www.youtube.com/watch?v=ZE64j8xMOD0