Страница 1 из 1

Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Пн сен 08, 2014 1:28 pm
ayna
kllena писал(а):Поток сознания и неосознания: Впервые так внимательно разглядываю эту картину Веласкеса.... Прочитала и про Маргариту, и про ее маму с папой. Чувства смешались, выделяю грусть, удивление, смятение, раздражение, жалость, сожаление неотвратимости, согласие...
я, как всегда, не могу абстрагироваться и смотреть на картину как "чистое" произведение искусства - все время погружаюсь в реальность бытия....Грусть и сожаление от знания того, что предстоит пережить этой девочке ( которая доживет только до 21 года) и ее маме ( еще пять детей, из которых только один, и то инвалидом, выживет)... ( так, я не могу без слез смотреть на безмятежные лица на фотографиях людей накануне войны)...
Поймала себя на Ритмичности в переключении фокуса с фона на фигуру, с фигуры на фон. В этом ритме с удивлением отметила присутствие в здесь- и- сейчас и поймала "ощущение времени"...

Читаю фрагменты статьи выдающегося русского искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова «Менины Веласкеса», посвященной подробному анализу композиции картины Диего Веласкеса «Менины».http://photo-element.ru/analysis/vel.html.
выделю фразы, которые сейчас откликаются-отзываются:

как раз про фигуру и фон - "В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали; при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы".

про запутанность - "она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения»"

про относительность:"С одной стороны, показаны не Филипп и Анна, а только то, что находится за ними; с другой стороны, они возвеличены тем, что вся картина и даже сам художник служат объектами их восприятия; восприятие их утверждается как субъективное, поскольку и художник, писавший реальную картину, и зритель, рассматривающий ее, могут встать на точку зрения королевской четы как простых смертных. Незримость королевской четы может означать, что она несоизмерима с тесным миром картины; с другой стороны, она утрачивает эту несоизмеримость, превращаясь в мутное отражение в зеркале."

про смешанность - «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». "Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи."

про часть-и-Целое, их взаимодействие и взаимоподчинение одного другому: "Человек в живописи Веласкеса более тесно связан с окружающей средой, более восприимчив к действию внешних сил, обнаруживает большее богатство соотношений с внешним миром. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Все зависит от точки зрения. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Целое образует систему взаимопроникающих друг друга миров.... Каждая обладает своей правомерностью. С точки зрения каждой меняется значение целого."

про сейчас как точку соединения прошлого и будущего, позади и впереди: "зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Оно приходится строго в середине картины, рядом с открытой дверью, через которую врывается яркий солнечный луч. Два светлых пятна на полутемной стене: открытая дверь уводит вдаль, за пределы сумеречного зала, зеркало ловит отблеск из мира, находящегося перед холстом. Картина оказывается местом скрещения двух сфер."

про многоплановость и неоднозначность - "Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. ...это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу."

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Пт сен 12, 2014 6:10 pm
савина
Собираюсь смотреть

МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Веласкес Менины(4 из 12 серий)

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Ср сен 17, 2014 2:05 pm
ayna
durida писал(а):Менины. Эта эпоха, наряды, нравы, все это так далеко от меня. Между этой картиной и мной огромный слой времени. И вроде бы с ней-то меня уж точно ничего не связывает, чего и вникать. Но стоит провести мостик из, раз уж, времени настоящего продолженного... Миг пойман, остановлен на картине, в жизни продолжился. Но глядя потом на картину, мы получаем не застывшее время, а движущееся, получается, смотрим не плоскость, а кино (громко сказано), документальный кусочек фильма... почти тоже самое (по эффекту), когда я вылажу из-за стола, прикрываясь салфеткой, чтоб не заметили, беру в руки фотик и фоткаю свою родню. Так, один застыл с ложкой, накладывая салат другому, салат при этом висит в воздухе, тоже при деле. Второй ненароком задевает локтем третьего, который допивает из фужера, силясь не пролить, потому что его задели локтем, глядя при этом на четвертого, который отвлекся с каким-то рассказом к пятому, который при этом глядит в свою тарелку с предвкушением смешного окончания, которую хочет забрать шестой, чтобы положить туда горячее, на которого смотрит хозяйская собака семь, потому что он как-то связан с котлетами, на которую косится кот восемь, потому что это конкурент, которого пытается вытащить из-под стола ребенок девять... И вот при этой прекрасной жизненной картине, я допустим, говорю, - так, все фоткаться. Все бросили свои дела, котлеты там, фужеры, кота, анекдот, выстроились в шеренгу под названием "вот мы родня", улыбнулись, снимок готов. Снимок-то готов, а кусок жизни оставлен за кадром, и потом его никак не воспроизвести, не окунуться в атмосферу того дня рождения. Но хоть я и буду это все растолковывать родне, она все равно будет требовать, чтобы из-под стола я их не щелкала, потому что в продолженной реальности они не так себе нравятся, как застывшей.

С "Менинами" эффект такой, что взгляд как шарик от пинг-понга, скачет от одного героя к тебе и обратно, потом между несколькими героями и опять к тебе, к зрителю. И он все время скачет, пока смотришь на эту картину. Из-за этого не можешь остановить взгляд, только пытаешься, он опять начинает скакать. И не за что зацепиться. Вроде за дальний спокойный план, но и он не держит, потому что на фронтальных картинах что-то очень динамичное, боковые сами по себе в перспективу убегают, вроде на круглых штуках на потолке, но они взгляд сразу скатывают к зеркалу. Что еще неподвижное - мольберт, тот вообще хоть и неподвижный, но всем своим видом дает понять, что он тут мог бы и не быть, стремится уехать за край. Собака вроде застыла, но ведь от того, что ее ногой толкают, того и гляди головой шевельнет. И так по всем фигурам... И есть подозрение, что еще динамики прибавляет ритм белого и черного тонов, и рук, которые ни у кого не застыли (хот у дальней фигуры руки может и застыли, так ведь головой кивает что-то тетке).

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Ср сен 24, 2014 8:58 am
ayna
Сумерка писал(а):Веласкес. Как много уже сказали, но я все смотрю и думаю думаю какие они - мои собственные ощущения? Что я вижу?
Полужесты, полудвижения, во всех фигурах мне это чувствуется - незавершенность. Вот маленькая инфанта, она действительно только что вышла из тени на свет, встала в полоборота, словно перед зеркалом. Встала, но не застыла и мне все время кажется, что еще чуть-чуть и она развернется совсем. И со всеми, со всеми так, остается еще какое-то "чуть-чуть", которое должно произойти, которое уже происходит в моем воображении. Все движется, и не только люди. Движение во всем пространстве картины, взгляд гуляет и везде улавливает ритм: в картинах на стене, в полосах света, в чередовании черного/белого/красного. И еще постоянно совершает этот маршрут: холст-дверной проем-холст.
Кажтеся, будто все на картине происходит за минуту до того, как "фотограф" скажет: "сейчас вылетит птичка". И поэтому в картину легко войти. Ведь у тебя самого есть еще немного времени.

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Ср сен 24, 2014 9:48 am
Таня_Гор
Елена Макарова писал(а):Я уже говорила, что в работе по Веласкесу рембрандтовский свет. Это потрясающая вещь - как он проник туда?

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Ср сен 24, 2014 10:14 am
ayna
smile писал(а):Добрый вечер, Елена Григорьевна и все участницы семинара!

Начну с Веласкеса

Где живопись? Все кажется реальным
В твоей картине, как в стекле зеркальном.
Франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу.

"Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина?». И его легко можно понять. "



"Менины", "Фрейлены", "Семья", " движение времени", время, жизнь, картина, автобиография....

Елена Григорьевна, я никогда еще так внимательно не изучала ни одну картину!

"Это ощущение настоящего продолженного времени явственно в картине"

Вот, как я себе это представляю:
Настоящее время (момент "здесь и сейчас") - все запечатлены на полотне как бы в одном моменте.
А продолженное - как все менялось в процессе создания полотна (размеры картины впечатляют!, мне даже сложно представить как долго ее рисовали).

Всматриваясь в картину, представляешь, что происходило во время того, как Веласкес рисовал, работал.

Например:
Веласкес рисует свою мастерскую, появляется инфанта Маргарита ( девочка, которая только что вошла) со своей свитой. Художник переключается на них. Девочке 5 лет, она то постоит немного на одном месте, походит, то крутит головкой, наблюдая за собакой, бегающей по залу. Фрейлены суетятся вокруг инфанты, прислуживают ей.
Собака бегает от одного к другому, изучает все вокруг, вот набегалась и прилегла (запечатлил лежащую собаку)
Когда пришла Маргарита, в дверном проеме появился дворецкий - вот и он на картине (дворецкие, который собирается закрыть дверь)
Маргарита захотела пить и вот момент, когда фрейлина подает ей графинчик с водой.
Король с королевой пришли развлечь дочь во время длительного сеанса. И вот они отразились в зеркале в конце зала. Или Маргарита пришла развлечь родителей... А это уже другая история!
Карлик начинает распихивать ногой спящую собаку, мол, сколько можно спать, просыпайся, пора уходить .....

Самым неподвижным - постоянным в картине воспринимается Веласкес. Все вокруг движется, меняетс, а он рисует. И не просто рисует, он выхватывает моменты и из них создает такую вот "картину-головоломку", выражает себя через искусство. И это замечательно! Он заставляет нас думать!

Елена Григорьевна, Вы заставляете нас думать, смотреть на вещи по новому, другому, вообще видеть!

...

А вот цитаты, которые мне понравились:

"Да и сама картина подобна зеркалу: каждый из нас по-своему трактует ее содержание, усматривает в ней проекцию собственных мыслей и чувств – так, стоя перед зеркалом, мы способны видеть в нем лишь свое отражение"

"Диего Веласкес внимательно смотрит на нас, своих будущих зрителей, и пишет новую картину – «Менины»: универсальное полотно, соединяющее в себе и непринужденную жанровую сцену, и групповой портрет, и автопортрет, и философскую аллегорию. Это картина о том, как создаются картины, о творчестве, о плодотворно прожитой жизни художника, и вообще о жизни, которую, словно зеркало, отражает искусство."

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Чт сен 25, 2014 12:29 am
Таня_Гор
belaga писал(а):
Подумалось об удивительной способности детей жить Сейчас. У них нет ни 16.00, ни 15.59. Только 16.ОО! Прошлое они могут хорошо Помнить. Будущее-Предвкушать.Вот как с Новым годом. Почему с возрастом уходит это ощущение чуда? Скажи сейчас Агате- скоро НГ- тут же умчится за ножницами, бумагой, бусинками. Станет радостно и старательно мастерить что-нибудь для праздника. А мы оставляем радость на потом. А потом не наступает. И плачут дети от того так пронзительно, что ведь болит сейчас. А мы утешаем: скоро пройдет! Скоро-что это?
Дети обладают способностью не только сами пребывать в настоящем моменте, но и окружающих в него окунать. Как принцесса в "Менинах".

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Чт сен 25, 2014 5:50 pm
ayna
Okatava писал(а):Теперь про Менин.

Взгляды
Первый вопрос: на кого они все смотрят? На позирующих, видимо, а может быть на нас ...на "невидимого" второго художника.

Персонажи только вошли, и с любопытством смотрят: девочка, карлица, фрейлина, мужчина, стоящий за спинами фрейлин.
Монахиня, стоящая рядом с мужчиной, что-то говорит ему, будто только вошла и делится впечатлениями.
А вот собака здесь была, мне кажется. Мальчик (судя по одежде) трогает её ногой, вошёл, увидел собаку, и сразу уделил ей вот такое внимание.
Мужчина, стоящий в дверном проёме, тоже смотрит на позирующих? вполоборота. Он собирается уходить судя по тому, как у него стоят ноги на ступеньках, но напоследок решил взглянуть. По видимому он приводил девочку с её приближёнными сюда, в комнату.
И фрейлина, подающая чашку (попить?), мне кажется, тоже была здесь. Возможно она находилась в комнате, чтобы прислуживать королеве и королю.

У 4х персонажей вгляды "находятся" внутри картины, у 6ти - за её пределами. Кажется, эти взгляды направлены на нас или даже проходят сквозь нас.
вот такую схемку я нарисовала, когда рассматривала картину.
Изображение

Ощущения
Не могу отделаться от чувства, которое у меня возникает, когда я смотрю на девочку - я думаю об Алисе Льюиса Кэррола. Вот то состояние, когда Алиса проваливается: происходит движение, но в то же время всё как как-будто приостанавливается. И на протяжении всей книги всё движется, много чего происходит, но и время как бы остановилось. И вот наша девочка, она вошла, вокруг происходит движение, но в тоже время, она будто в невесомости, будто даже чуть зависла над полом.

Позы
Ведь позы не свойственны тем позам людей, которых пишут. Это позы "момента", такое впечатление, что они должны вот-вот продолжить движение.
Опять же вспоминаю сразу чаепитие в Алисе, где всё время 6 часов.

Пространство и размер
Так интересно! А именно: размер и пространство картины.
Когда вспоминаешь картину в голове, то она кажется широкой. Когда смотришь на картину и мысленно очищаешь пространство от людей, то картина кажется вытянутой вверх, а когда прикидываешь пропорции, то она оказыается близкой к квадрату!

И ещё: все люди, включая того, кто выходит из комнаты, находятся в нижней половине картины. Вот если картину разделить на две равные части, верхнюю и нижнюю,то все люди находятся аккурат в нижней. Именно это, наверное, даёт ощущение вытянутости, воздуха. И именно поэтому я "помню картину" широкой, я просто запомнила людей, т.е. нижнюю горизонтальную часть.

Деление картины на две части, где в одной - движение и жизнь, а в другой - всё застышее. Вот этим ещё очень сильно подчёркивается одновременно остановка и движение.

Фигура художника - одна из самых незаметных на картине, на мой взгляд, но что интересно, она здесь самая высокая. И когда начинаешь рассматривать его, то видишь, что он достойный, внимательный и находится "в себе, в процессе".

Свет
Девочка освещена сильнее других, будто она только что вышла на сцену, лучи прожектора направлены на приму, она на несколько секунд замерла, все затаили дыхание в предвкушении ... и она сейчас начнёт двигаться, представление начнётся ...

Любопытны красные акценты. Все остальные краски приглушенные. Может это тоже создаёт динамику?

Если коротко, то: в картине присутствуют как движение, так и статика. Часть персонажей в статике, часть в движении, они только вошли. Часть комнаты статична, часть - наполнена людьми. Почти все оттенки - спокойные, но присутствует динамичный красный.

Прошу прощения за "много слов" :smu:sche_nie:

Re: Веласкес. Менины

СообщениеДобавлено: Пн сен 29, 2014 8:31 am
Таня_Гор
Поставлю ссылки:
М. В. Алпатов. О композиции картины «Менины» Веласкеса. http://photo-element.ru/analysis/vel.html
Марина Аграновская. Диего Веласкес. «Менины» http://www.maranat.de/agr_02_04.html
Мишель Фуко. Слова и вещи. (глава I. Придворные дамы.) http://lib.ru/CULTURE/FUKO/weshi.txt