Веласкес. Менины
Добавлено: Пн сен 08, 2014 1:28 pm
kllena писал(а):Поток сознания и неосознания: Впервые так внимательно разглядываю эту картину Веласкеса.... Прочитала и про Маргариту, и про ее маму с папой. Чувства смешались, выделяю грусть, удивление, смятение, раздражение, жалость, сожаление неотвратимости, согласие...
я, как всегда, не могу абстрагироваться и смотреть на картину как "чистое" произведение искусства - все время погружаюсь в реальность бытия....Грусть и сожаление от знания того, что предстоит пережить этой девочке ( которая доживет только до 21 года) и ее маме ( еще пять детей, из которых только один, и то инвалидом, выживет)... ( так, я не могу без слез смотреть на безмятежные лица на фотографиях людей накануне войны)...
Поймала себя на Ритмичности в переключении фокуса с фона на фигуру, с фигуры на фон. В этом ритме с удивлением отметила присутствие в здесь- и- сейчас и поймала "ощущение времени"...
Читаю фрагменты статьи выдающегося русского искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова «Менины Веласкеса», посвященной подробному анализу композиции картины Диего Веласкеса «Менины».http://photo-element.ru/analysis/vel.html.
выделю фразы, которые сейчас откликаются-отзываются:
как раз про фигуру и фон - "В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали; при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы".
про запутанность - "она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения»"
про относительность:"С одной стороны, показаны не Филипп и Анна, а только то, что находится за ними; с другой стороны, они возвеличены тем, что вся картина и даже сам художник служат объектами их восприятия; восприятие их утверждается как субъективное, поскольку и художник, писавший реальную картину, и зритель, рассматривающий ее, могут встать на точку зрения королевской четы как простых смертных. Незримость королевской четы может означать, что она несоизмерима с тесным миром картины; с другой стороны, она утрачивает эту несоизмеримость, превращаясь в мутное отражение в зеркале."
про смешанность - «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». "Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи."
про часть-и-Целое, их взаимодействие и взаимоподчинение одного другому: "Человек в живописи Веласкеса более тесно связан с окружающей средой, более восприимчив к действию внешних сил, обнаруживает большее богатство соотношений с внешним миром. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Все зависит от точки зрения. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Целое образует систему взаимопроникающих друг друга миров.... Каждая обладает своей правомерностью. С точки зрения каждой меняется значение целого."
про сейчас как точку соединения прошлого и будущего, позади и впереди: "зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Оно приходится строго в середине картины, рядом с открытой дверью, через которую врывается яркий солнечный луч. Два светлых пятна на полутемной стене: открытая дверь уводит вдаль, за пределы сумеречного зала, зеркало ловит отблеск из мира, находящегося перед холстом. Картина оказывается местом скрещения двух сфер."
про многоплановость и неоднозначность - "Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. ...это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу."