Страница 1 из 1

Оскар Шлеммер

СообщениеДобавлено: Пн фев 21, 2011 2:20 pm
remka
Одним из ведущих преподавателей рисунка в Баухаусе был Оскар Шлеммер.

Его программа, строившаяся вокруг изучения человеческой фигуры, была далека от классического академического рисунка. Как на собственной художественной практике, так и в практике преподавания Шлеммер проводил в жизнь принцип всестороннего анализа фигуры человека, пропорций, пластики, взаимоотношения фигуры и среды.

В целом, в рассказе о работах Шлеммера-рисовальщика более уместно слово «фигура», позаимствованное, скорее из лексикона геометра, нежели гуманистическое понятие «человек». В своем стремлении к систематизации и анализу, художник математически раскладывает фигуру по полочкам, ищет и находит (!) закономерности и схемы строения, пропорций, пластики, движения. Шлеммер каждый раз заходит с новой стороны — то анализируя сечения, то приводя человеческую фигуру к системе простых геометрических фигур, то рассматривая узлы-шарниры.

Изображение

Изображение

Изображение

Самой яркой стороной творчества Оскара Шлеммера была сцена. В его постановках были сведены воедино и исследования ученого-рисовальщика, и цветовые решения колориста, и пластика скульптора и дизайнера. Театральные постановки Шлеммера с самого начала опирались на мощнейший идейный и теоретический фундамент. Вот, к примеру, схема движения танцовщика по сцене и протокол самого танца.

Изображение

В эскизах театральных костюмов и далее, в реализованных костюмах и декорациях воплощаются те же идеи конструктивизма и функционализма, лежащие в основе проектного метода всей Школы в целом. Также налицо прямая связь с учебной программой Шлеммера по рисунку

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изучая движение модели в рисовальном классе,

Изображение

Шлеммер применяет полученные схемы на сцене

Изображение

Изображение








Re: Оскар Шлеммер

СообщениеДобавлено: Ср авг 27, 2014 8:02 pm
савина
Наталья Югонсон писал(а):Можно я здесь своим восторгом поделюсь?
Мне кажется, подходит для вдохновения к модели театральной постановки.

Oskar Schlemmer
ШЛЕММЕР (Schlemmer) Оскар (1888-1943) , немецкий художник и балетмейстер. Испытывая влияние экспрессионизма в контакте с конструктивизмом "Баухауза" разработал самобытный стиль, близкий "метафизической живописи". Постоянная тема его картин - застывшая, обращенная в вещь человеческая фигура. Будучи сам одаренным танцовщиком, в 1920-е гг., воплощая свои художественные идеи и на сцене, создал "математический балет", в котором актеры, благодаря специальным костюмам, двигались в нарочито "механическом" ритме, соединяющем образы техники и человеческого тела.

Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение

Видео и статья:
http://www.liveinternet.ru/users/painti ... 228746907/

Re: Оскар Шлеммер

СообщениеДобавлено: Ср авг 27, 2014 8:02 pm
савина
Наталья Югонсон писал(а):И еще: спектаклю «Победа над Солнцем» 100 лет было в прошлом году, а как про сегодня...

http://www.youtube.com/watch?v=AR9BRXgu ... lUrfy5GtZg

«Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Художественное оформление - Казимир Малевич.
Реконструкция аутентичной постановки 1913г.
Осенью 1913 года кубофутуристы — Объединенный комитет «Союза молодежи» решает организовать футуристический театр. Пьесы были заказаны Маяковскому и Крученых. Возникает идея постановки футуристической оперы с характерным названием «Победа над Солнцем». В середине июля Малевич и Крученых приехали на дачу Матюшина, где состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов», включавший, правда, всего трех участников — Матюшина, Малевича и Крученых. Было решено создать театр, назвав его «Будетлянин» и перевернуть основы представления россиян о театре. «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке»[3]. Крученых при написании либретто руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка».
Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте».
Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».
Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Крученых — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани.
В 1913 году состоялась первая постановка (в Санкт-Петербурге). Второй раз — в 1920 году (в Витебске), и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. В последующие годы её постановки были экспериментальными, свободно интерпретируя исходный материал — музыкальный (революционный для своего времени), визуальный и драматургический. Ввиду его гибкости и актуальности интерес к постановкам не угасает, по сей день подталкивая современных театральных деятелей к реализации своего видения.