Страница 6 из 7

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вс янв 26, 2014 10:45 am
Okatava
Татьяна, рада, что понравилось :)
Да, это лицо меня тоже не оставляет, думаю, вспоминаю...

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вс янв 26, 2014 7:06 pm
Таня_Гор
belaga писал(а):Резкий контраст между построением общества у этрусков и у соседних цивилизаций наблюдался в положении и роли женщины в сообществе. Этрусские женщины из высших слоев пользовались свободой, невозможной ни в одном из участков Средиземноморья.



Этруски на протяжении всей своей истории имели крепкие и дружные семьи.
Изображение
ем отличалась знатная римлянка от знатной этрусской женщины? Самая знатная римлянка в латинских надписях будет фигурировать под родовым именем — Клавдия или Корнелия, — и даже императрица будет всего лишь Ливией.

А у этрусских женщин было собственное имя: Рамса, Танаквиль, Фасти, Велия, — что позволяло им более полно раскрыть свою личность внутри семьи. Кроме того, если у римлян было только имя собственное, родовое имя и имя отца (M(arcus) TUllius M(arci) f(ilius), то этруски добавляли к ним еще и фамилию матери, иногда даже с ее именем. Одного претора из Тарквиний звали Larth Arnthal Plecus clan Ramthasc Apatrual, то есть "Ларс, сын Аррунса Плеко и Рамсы Апатронии" . И эта традиция столь глубоко укоренилась в национальных обычаях, что сохранилась даже после романизации в латинских надписях в Этрурии, где имя матери (в глазах истинного римлянина это было излишней роскошью) соседствует с именем отца.
Изображение

Изображение

Этрусские женщины не должны были произносить брачный обет римлянок:"Если ты Гай, то я твоя Гая".

Между тем этрусские женщины пользовались дурной репутацией в глазах греков и римлян. Даже серьезные авторы, такие как Аристотель, подхватывали россказни, обвиняли их в том, что они пируют вместе с мужчинами, лежа с ними под одним покрывалом. Авторы комедий, например Плавт, утверждали, что они добывали себе приданое, торгуя своей красотой.
Изображение

Греческий историк Феопомп убеждал аудиторию в безнравственности этрусков. пересказывая более ранние литературные источники, он утверждал, что этрусские женщины были счастливы обнажиться и последовать за мужчинами в гимнасии. Он говорил, что этрусские женщины не занимаются домом, употребляют вино, предлагая тосты с мужской развязностью.

Изображение

Не известно, сколько правды и сколько лжи в этих описаниях. Но, кажется, что Феокомпа больше всего возмущают не сами отношения полов, а отсутствие в них лицемерия. Образы томных мужей и женщин не редки на стенах этрусских гробниц, а вот на греческих вазах чаще всего рядом с распаленными мужчинами изображались рядом куртизанки, эфебы, но ни в коем случае не жены.

Изображение
Если гречанка и римлянка жили в четырех стенах, то этрусская женщина часто «выходила в свет». Ее можно было встретить повсюду, с ее мнением считались, она находилась в центре внимания и не робела среди толпы мужчин, как сказал Тит Ливий об одной из них.

В Этрурии самые почтенные дамы, а не гетеры, как в Греции, имели законное право участвовать в пирах наряду с мужчинами и возлежать рядом с ними на триклинии, тогда как в Греции даже во время домашних обедов, изображенных на аттических стелах, жена скромно сидит, чтобы лучше услужить своему господину и повелителю.
Изображение

Этрусские женщины не боялись предстать на многочисленных фресках в Тарквиниях, в гробницах Леопардов и Триклиния (V век); обычно их изображают со светлыми волосами (мужчины темноволосы) и в тяжелых расшитых плащах, наброшенных поверх туники. В таком виде они посещали выступления танцоров, музыкантов и атлетов и даже, как показывает фреска из Орвьето, судили, сидя на возвышении, состязания боксеров, колесниц и акробатов, в то время как в Олимпии присутствовать на играх могла только одна женщина — жрица Деметры Хамины.

Подобное участие этрусской женщины во всех проявлениях общественной и частной жизни могло показаться нескромным, вызывало подозрения у соседних народов и давало врагам Этрурии пищу для сплетен.

Интересно, а как же одевались этрусские женщины?
Изображение

Изображение

На торжествах они изображены в танце, во время пирушек - смотрящими боевые игры. Они носили туники более длинные, нежели мужчины, которые также соответствовали греческому хитону, и часто украшали их каймой. Во время празднеств они одевали верхний плащ — тебенну, богато вышитую и украшенную отделкой. Волосы женщины заплетали в косы либо укладывали узлом, который закреплялся лентой. Носили они и головной убор, называемый тутулус (tutulus). Самые дорогие прочные ботинки изготовлялись из красной кожи. На переломе VI и V веков этот активный народ играл весьма заметную роль в жизни Средиземноморья. Этруски имели торговые связи с самыми отдаленными странами. Именно этим объясняется смесь различных влияний, сказавшихся на внешнем виде этрусского платья.
Изображение

В своей конечной фазе одежда этрусков сыграла важную роль посредника между греческой и римской одеждой, непосредственным предшественником которой она является. И, наконец, её можно рассматривать как переходное звено к одежде средневековья.

Несмотря на всяческую роскошь, золото и драгоценности, нижняя и верхняя одежда этрусков уже носит характер средневекового платья. Где-то здесь родился средневековый заостренный башмак, средневековая тонзура, а также средневековая гражданская и церковная одежда.
Изображение
Все это помогает нам получить представление об этрусской женщине, имевшей привилегированное положение в обществе, где она блистала и трудясь, и развлекаясь, осыпаемая градом стрел чужеземных завистников и наделяемая в своей земле почти суверенной властью, сведущая в искусстве, образованная, питающая особую любовь к изыскам эллинской культуры и становящаяся проводником цивилизации, наконец, почитаемая после смерти как эманация могущественною божества. Такое место, возможно, занимали Федра или Ариадна на минойском Крите, а Корнелия, мать Гракхов, никогда бы не осмелилась претендовать на него в Риме.

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вс янв 26, 2014 7:07 pm
Таня_Гор
belaga писал(а):Продолжаю вглядываться в этрусских женщин.
Культ Матер-Матуты

Наиболее элитарный и загадочный культ.

«У Матралий, празднеств в честь Матер Матуты, тоже была четко установленная дата - 11 июня. В литературе бытовало устоявшееся мнение, что Матер Матута - богиня утренней зари. Однако мы склонны считать ее богиней плодородия. Об этом говорят жертвоприношения, которые совершались во время Матралий - для нее пекли специальный хлеб (testuacium), в ее храме в Сатрике были обнаружены терракотовые статуэтки женщин, посвященные этой богине. Справлялись празднества не просто матронами, а женщинами, вышедшими замуж лишь один раз. Поэтому, как представляется, Матралии носили несколько элитарный характер. Известно (Plut., Quaest. Rom., 16; Ovid., Fast., VI, 481, 482, 551) что рабыням в ее храм доступ был запрещен, но одну рабыню вводили специально и хлестали по щекам. Кроме этого, был еще один довольно странный обычай - молиться в этом храме за детей сестер. Видимо, эти ритуалы, восходящие к глубокой древности, являются наследием каких-то архаических систем родства.»(1)

Интересные особенности – молитва не только за своих детей, но и за детей сестры, происхождение имени богини – «имя производили не только от matutinus (утренний), но и от manus (добрый), а также maturus (зрелый), т.е. связывали с плодовитостью (Авг. О граде, II, 8). Часто ее отождествляли с греческой Левкотеей ( Plut. Quest.Rom. 16; Ovid. Fast. VI; Cic. Tusc. I, 12).» Странный ритуальный хлеб (с шафраном?) – «для богини пекли специальный хлеб, который Овидий называет желтыми пирогами (flava liba)14.» Странный обычай хлестать по щекам рабыню и присутствия на обрядах только лишь единожды замужних женщин наводит на мысли о какой-то особой ритуальной чистоте единожды заключенного брака, потому рабыня как возможная наложница мужа верной жены воспринималась как нечто скверное. Обряды многими исследователями объясняются с помощью мифологии – Матер-матута была отожд. с Ино-Левкофеей, и обряд объяснялся как воспоминание о том, что Ино воспитывала сына своей сестры Семелы Диониса и пострадала от рабыни — наложницы своего мужа. Сын Ино Меликерт был отождествлен с сыном Матер-матуты Портуном — богом гаваней. Матер-матута связывалась также с утренней зарей и покровительством морякам.

Изображение

Вероятнее всего, римским авторам уже не было понятно происхождение архаичных обрядов, связанных с Матер Матутой.

Наиболее подробное описание Матер-матуты дает Овидий в 6-й книге цикла «Фасты»:

ОВИДИЙ, "ФАСТЫ" (Перевод Ф. Петровского), отрывок:

475 Добрые матери, вам (Матралии - это ваш праздник)

Желтый богине пирог надо фивянке нести.

Рядом с мостами лежит и с Цирком известная площадь,

Что названа по быку, статуей ставшему там.

Здесь, в этот именно день, говорят, в старину был Матуте

480 Матери храм посвящен Сервия царской рукой.

Что за богиня она, зачем служанок от храма

Гнать ей (а гонит!), к чему надобны ей пироги,-

Ты объясни мне, о Вакх, завитой и плющом и лозою;

Если ж и твой это храм, песни поэта направь!

485 Внял Юпитер Семеле. Она сгорела, а Ино,

Взявши, младенец, тебя, грудью кормить начала.

В гневе Юнона была, что та от соперницы сына

Кормит, за то, что течет сестрина в мальчике кровь.

Фурий шлет к Афаманту она и мутительный призрак -

490 И от отцовской руки пал ты, младенец Леарх.

Горем убитая мать схоронила Леарховы тени

И совершила обряд должный над прахом его;

А схоронив, стала волосы рвать на себе, горемычной,

Из колыбели тебя выхватила, Меликерт;

495 Узкая есть полоса земли между морем и морем,

Там, где бушует прибой с той и другой стороны,

Здесь-то она обняла в безумном объятии сына

И с возвышавшейся там бросилась в море скалы.

Тут невредимыми их Панопея и все ее сестры,

500 К ней потихоньку скользнув, царством своим понесли.

Не Левкотея еще и мальчик, еще не Палемон,

Устья достигли реки Тибра в пучинах его.

Роща священная есть, то ли Стимулы, то ли Семелы:

Там авзонийских менад было жилье, говорят.

505 Ино спросила у них, какой здесь народ? "Аркадийцы,-

Слышит она,- и Эвандр этой земли властелин".

Но завлекает в обман дочь Сатурна латинских вакханок -

Скрывши свое божество, так им хитро говорит:

"О легковерные, вы поддались обольщению сердца!

510 То не подруга пришла к вам хороводы водить -

Хочет коварно она проникнуть в обрядные тайны;

Но у нее есть залог, чтобы ее наказать!"

И, не дослушав еще, завопили фиады, раскинув

Пряди волос по плечам, по ветру вопли пустив;

515 Ино хватают, ребенка хотят из рук ее вырвать;

И умоляет она ей еще чуждых богов:

"Боги и люди страны, помогите вы матери жалкой!"

Крик ее долетел до авентинских высот.

К берегу гнал тут этейский герой коров иберийских:

520 Он услыхал и на крик тотчас скорей поспешил.

А как пришел Геркулес, на насилье готовые жены,

Спины ему показав, в страхе пустились бежать.

"Матери Вакха сестра,-вопросил Геркулес,-что с тобою?

Или тебя, как меня, та же богиня гнетет?"

525 Тут рассказала она о себе, но иное и скрыла:

Стыдно при сыне вести речь о безумном грехе.

Слух разлетается по миру, мчась на порывистых крыльях,

Вот уже имя твое, Ино, у всех на устах.

В гости к себе, говорят, ее пригласила Кармента,

530 И утолить она тут голод свой долгий могла.

Быстро пирог испекла, говорят, тегейская жрица

На торопливом огне и поднесла угостить.

(Вот почему пироги она любит в праздник Матралий:

Всех ухищрений милей сельская ей простота.)

535 "Ты, говорит, открой мне мои, пророчица, судьбы,

Ежели можно, и тем гостеприимство умножь!"

Мало помедлив, к себе призывает пророчица силы

Неба и чует она: грудь ее богом полна;

Неузнаваемо вдруг она изменилась, и ростом

540 Выше она и святей став вдохновенным лицом.

"Радуйся ныне! Ликуй: твои муки окончились, Ино,-

Этот, сказала, народ ты осчастливь навсегда.

Оба, и ты, и твой сын, божествами вы будете моря;

Имя иное в водах наших получите вы:

545 Ты Левкотеею будь для греков, для нас же - Матутой;

Сын твой, по всем берегам пристань блюдя и причал,

Будет у нас Портун, а на вашем наречье -Палемон;

Благоприятствуйте вы нашей, молю я, стране!"

Счастлива Ино. Ее наконец прекратилися муки:

550 Переменив имена, стали богами они.

Но отчего же она не пускает рабынь? Ненавидит.

А почему, я скажу, если она разрешит.

Было ведь так, что одна из служанок дочери Кадма

Часто, обнявшись, спала с мужем неверным ее;

555 И от нее-то узнал Афамант бесчестный украдкой,

Что земледельцам дают жженые лишь семена.

Ино сама отрицает все это, но слух такой ходит:

Вот почему она всех и ненавидит рабынь.

Все-таки нежная мать не должна ей молиться о детях,

560 Ибо несчастной сама в детях была эта мать.

Лучше потомство других ее поручать попеченьям,

Ибо полезней была Вакху, чем детям своим.(3)



Великолепные статуи Матер-матуты, скорее всего, символизировали передачу рожденных детей (своих собственных или детей сестер) под покровительство богини.
http://www.liveinternet.ru/tags/%E1%EE%E3%E8%ED%E8/page17.html


Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Пн янв 27, 2014 6:15 am
Сню
читать не пересмотреть!
Девочки, большое большое спасибо всем за материал!!!!
Начала с конца - удивительно интересно!!!!

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вс фев 02, 2014 2:48 pm
Анна Буробина
Очень захватывающая галлерея! Размышлять и переваривать.
Спасибо большое,девочки,за подборку.
Вот и я выбралась в клуб. Такая радость всех услышать!!!!

Ох уж этот Аристотель, серьезный автор, я в нем разочаровалась (почитайте книгу Ефремова "Таис Афинская").
Мне очень нравится об этрусских женщинах,о крепкой семье,о молитвах за детей...
Лечу делать коллаж

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вс фев 02, 2014 5:20 pm
Юлия Ремпель
AnnaBurobina69 писал(а):Ох уж этот Аристотель, серьезный автор, я в нем разочаровалась (почитайте книгу Ефремова "Таис Афинская").


:)

Чтобы очаровываться или разочаровываться Аристотелем, лучше читать не Ефремова, а самого Аристотеля.
Мыслитель, основатель философской школы, из которой ведет свое начало западно-европейская философия.

Этика, Поэтика; Риторика; О душе я читала года в 23.
Спасибо, что ты завела этот разговор, с большим удовольствием перечитаю в нынешнем возрасте.

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вс фев 02, 2014 9:21 pm
Анна Буробина
Аристотеля,вот теперь с большим интересом почитаю. Спасибо за ссылки!

В книге от коварно поступил по отношению к умным женщинам, может быть это художественный вымысел.

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вт фев 11, 2014 7:38 pm
Okatava
Хочу поделиться книгами про этрусков. Здесь выложила все свои книги в доступ. Прочитала первые три. Читаются легко, дают общее представление. Может кому-то пригодятся.

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Вт фев 11, 2014 8:23 pm
Елена Макарова
Спасибо, Катенька!!!!!!!!!!!!!! Какой подбор!

Re: ЭТРУСКИ

СообщениеДобавлено: Ср фев 12, 2014 11:59 am
mio89
Спасибо большое за книги! :ro_za: