• ЭТРУСКИ

    Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
    Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
    Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
    Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
    Прокл

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Okatava » Вс янв 26, 2014 10:45 am

    Татьяна, рада, что понравилось :)
    Да, это лицо меня тоже не оставляет, думаю, вспоминаю...
    Я - Катя fb vk pin
    Аватара пользователя
    Okatava

     
    Сообщения: 429
    Зарегистрирован: Пт ноя 02, 2012 7:28 am
    Откуда: Москва

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Таня_Гор » Вс янв 26, 2014 7:06 pm

    belaga писал(а):Резкий контраст между построением общества у этрусков и у соседних цивилизаций наблюдался в положении и роли женщины в сообществе. Этрусские женщины из высших слоев пользовались свободой, невозможной ни в одном из участков Средиземноморья.



    Этруски на протяжении всей своей истории имели крепкие и дружные семьи.
    Изображение
    ем отличалась знатная римлянка от знатной этрусской женщины? Самая знатная римлянка в латинских надписях будет фигурировать под родовым именем — Клавдия или Корнелия, — и даже императрица будет всего лишь Ливией.

    А у этрусских женщин было собственное имя: Рамса, Танаквиль, Фасти, Велия, — что позволяло им более полно раскрыть свою личность внутри семьи. Кроме того, если у римлян было только имя собственное, родовое имя и имя отца (M(arcus) TUllius M(arci) f(ilius), то этруски добавляли к ним еще и фамилию матери, иногда даже с ее именем. Одного претора из Тарквиний звали Larth Arnthal Plecus clan Ramthasc Apatrual, то есть "Ларс, сын Аррунса Плеко и Рамсы Апатронии" . И эта традиция столь глубоко укоренилась в национальных обычаях, что сохранилась даже после романизации в латинских надписях в Этрурии, где имя матери (в глазах истинного римлянина это было излишней роскошью) соседствует с именем отца.
    Изображение

    Изображение

    Этрусские женщины не должны были произносить брачный обет римлянок:"Если ты Гай, то я твоя Гая".

    Между тем этрусские женщины пользовались дурной репутацией в глазах греков и римлян. Даже серьезные авторы, такие как Аристотель, подхватывали россказни, обвиняли их в том, что они пируют вместе с мужчинами, лежа с ними под одним покрывалом. Авторы комедий, например Плавт, утверждали, что они добывали себе приданое, торгуя своей красотой.
    Изображение

    Греческий историк Феопомп убеждал аудиторию в безнравственности этрусков. пересказывая более ранние литературные источники, он утверждал, что этрусские женщины были счастливы обнажиться и последовать за мужчинами в гимнасии. Он говорил, что этрусские женщины не занимаются домом, употребляют вино, предлагая тосты с мужской развязностью.

    Изображение

    Не известно, сколько правды и сколько лжи в этих описаниях. Но, кажется, что Феокомпа больше всего возмущают не сами отношения полов, а отсутствие в них лицемерия. Образы томных мужей и женщин не редки на стенах этрусских гробниц, а вот на греческих вазах чаще всего рядом с распаленными мужчинами изображались рядом куртизанки, эфебы, но ни в коем случае не жены.

    Изображение
    Если гречанка и римлянка жили в четырех стенах, то этрусская женщина часто «выходила в свет». Ее можно было встретить повсюду, с ее мнением считались, она находилась в центре внимания и не робела среди толпы мужчин, как сказал Тит Ливий об одной из них.

    В Этрурии самые почтенные дамы, а не гетеры, как в Греции, имели законное право участвовать в пирах наряду с мужчинами и возлежать рядом с ними на триклинии, тогда как в Греции даже во время домашних обедов, изображенных на аттических стелах, жена скромно сидит, чтобы лучше услужить своему господину и повелителю.
    Изображение

    Этрусские женщины не боялись предстать на многочисленных фресках в Тарквиниях, в гробницах Леопардов и Триклиния (V век); обычно их изображают со светлыми волосами (мужчины темноволосы) и в тяжелых расшитых плащах, наброшенных поверх туники. В таком виде они посещали выступления танцоров, музыкантов и атлетов и даже, как показывает фреска из Орвьето, судили, сидя на возвышении, состязания боксеров, колесниц и акробатов, в то время как в Олимпии присутствовать на играх могла только одна женщина — жрица Деметры Хамины.

    Подобное участие этрусской женщины во всех проявлениях общественной и частной жизни могло показаться нескромным, вызывало подозрения у соседних народов и давало врагам Этрурии пищу для сплетен.

    Интересно, а как же одевались этрусские женщины?
    Изображение

    Изображение

    На торжествах они изображены в танце, во время пирушек - смотрящими боевые игры. Они носили туники более длинные, нежели мужчины, которые также соответствовали греческому хитону, и часто украшали их каймой. Во время празднеств они одевали верхний плащ — тебенну, богато вышитую и украшенную отделкой. Волосы женщины заплетали в косы либо укладывали узлом, который закреплялся лентой. Носили они и головной убор, называемый тутулус (tutulus). Самые дорогие прочные ботинки изготовлялись из красной кожи. На переломе VI и V веков этот активный народ играл весьма заметную роль в жизни Средиземноморья. Этруски имели торговые связи с самыми отдаленными странами. Именно этим объясняется смесь различных влияний, сказавшихся на внешнем виде этрусского платья.
    Изображение

    В своей конечной фазе одежда этрусков сыграла важную роль посредника между греческой и римской одеждой, непосредственным предшественником которой она является. И, наконец, её можно рассматривать как переходное звено к одежде средневековья.

    Несмотря на всяческую роскошь, золото и драгоценности, нижняя и верхняя одежда этрусков уже носит характер средневекового платья. Где-то здесь родился средневековый заостренный башмак, средневековая тонзура, а также средневековая гражданская и церковная одежда.
    Изображение
    Все это помогает нам получить представление об этрусской женщине, имевшей привилегированное положение в обществе, где она блистала и трудясь, и развлекаясь, осыпаемая градом стрел чужеземных завистников и наделяемая в своей земле почти суверенной властью, сведущая в искусстве, образованная, питающая особую любовь к изыскам эллинской культуры и становящаяся проводником цивилизации, наконец, почитаемая после смерти как эманация могущественною божества. Такое место, возможно, занимали Федра или Ариадна на минойском Крите, а Корнелия, мать Гракхов, никогда бы не осмелилась претендовать на него в Риме.
    Аватара пользователя
    Таня_Гор
    Модератор
     
    Сообщения: 1920
    Зарегистрирован: Чт июл 26, 2012 10:23 am
    Откуда: Москва - Красноярск

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Таня_Гор » Вс янв 26, 2014 7:07 pm

    belaga писал(а):Продолжаю вглядываться в этрусских женщин.
    Культ Матер-Матуты

    Наиболее элитарный и загадочный культ.

    «У Матралий, празднеств в честь Матер Матуты, тоже была четко установленная дата - 11 июня. В литературе бытовало устоявшееся мнение, что Матер Матута - богиня утренней зари. Однако мы склонны считать ее богиней плодородия. Об этом говорят жертвоприношения, которые совершались во время Матралий - для нее пекли специальный хлеб (testuacium), в ее храме в Сатрике были обнаружены терракотовые статуэтки женщин, посвященные этой богине. Справлялись празднества не просто матронами, а женщинами, вышедшими замуж лишь один раз. Поэтому, как представляется, Матралии носили несколько элитарный характер. Известно (Plut., Quaest. Rom., 16; Ovid., Fast., VI, 481, 482, 551) что рабыням в ее храм доступ был запрещен, но одну рабыню вводили специально и хлестали по щекам. Кроме этого, был еще один довольно странный обычай - молиться в этом храме за детей сестер. Видимо, эти ритуалы, восходящие к глубокой древности, являются наследием каких-то архаических систем родства.»(1)

    Интересные особенности – молитва не только за своих детей, но и за детей сестры, происхождение имени богини – «имя производили не только от matutinus (утренний), но и от manus (добрый), а также maturus (зрелый), т.е. связывали с плодовитостью (Авг. О граде, II, 8). Часто ее отождествляли с греческой Левкотеей ( Plut. Quest.Rom. 16; Ovid. Fast. VI; Cic. Tusc. I, 12).» Странный ритуальный хлеб (с шафраном?) – «для богини пекли специальный хлеб, который Овидий называет желтыми пирогами (flava liba)14.» Странный обычай хлестать по щекам рабыню и присутствия на обрядах только лишь единожды замужних женщин наводит на мысли о какой-то особой ритуальной чистоте единожды заключенного брака, потому рабыня как возможная наложница мужа верной жены воспринималась как нечто скверное. Обряды многими исследователями объясняются с помощью мифологии – Матер-матута была отожд. с Ино-Левкофеей, и обряд объяснялся как воспоминание о том, что Ино воспитывала сына своей сестры Семелы Диониса и пострадала от рабыни — наложницы своего мужа. Сын Ино Меликерт был отождествлен с сыном Матер-матуты Портуном — богом гаваней. Матер-матута связывалась также с утренней зарей и покровительством морякам.

    Изображение

    Вероятнее всего, римским авторам уже не было понятно происхождение архаичных обрядов, связанных с Матер Матутой.

    Наиболее подробное описание Матер-матуты дает Овидий в 6-й книге цикла «Фасты»:

    ОВИДИЙ, "ФАСТЫ" (Перевод Ф. Петровского), отрывок:

    475 Добрые матери, вам (Матралии - это ваш праздник)

    Желтый богине пирог надо фивянке нести.

    Рядом с мостами лежит и с Цирком известная площадь,

    Что названа по быку, статуей ставшему там.

    Здесь, в этот именно день, говорят, в старину был Матуте

    480 Матери храм посвящен Сервия царской рукой.

    Что за богиня она, зачем служанок от храма

    Гнать ей (а гонит!), к чему надобны ей пироги,-

    Ты объясни мне, о Вакх, завитой и плющом и лозою;

    Если ж и твой это храм, песни поэта направь!

    485 Внял Юпитер Семеле. Она сгорела, а Ино,

    Взявши, младенец, тебя, грудью кормить начала.

    В гневе Юнона была, что та от соперницы сына

    Кормит, за то, что течет сестрина в мальчике кровь.

    Фурий шлет к Афаманту она и мутительный призрак -

    490 И от отцовской руки пал ты, младенец Леарх.

    Горем убитая мать схоронила Леарховы тени

    И совершила обряд должный над прахом его;

    А схоронив, стала волосы рвать на себе, горемычной,

    Из колыбели тебя выхватила, Меликерт;

    495 Узкая есть полоса земли между морем и морем,

    Там, где бушует прибой с той и другой стороны,

    Здесь-то она обняла в безумном объятии сына

    И с возвышавшейся там бросилась в море скалы.

    Тут невредимыми их Панопея и все ее сестры,

    500 К ней потихоньку скользнув, царством своим понесли.

    Не Левкотея еще и мальчик, еще не Палемон,

    Устья достигли реки Тибра в пучинах его.

    Роща священная есть, то ли Стимулы, то ли Семелы:

    Там авзонийских менад было жилье, говорят.

    505 Ино спросила у них, какой здесь народ? "Аркадийцы,-

    Слышит она,- и Эвандр этой земли властелин".

    Но завлекает в обман дочь Сатурна латинских вакханок -

    Скрывши свое божество, так им хитро говорит:

    "О легковерные, вы поддались обольщению сердца!

    510 То не подруга пришла к вам хороводы водить -

    Хочет коварно она проникнуть в обрядные тайны;

    Но у нее есть залог, чтобы ее наказать!"

    И, не дослушав еще, завопили фиады, раскинув

    Пряди волос по плечам, по ветру вопли пустив;

    515 Ино хватают, ребенка хотят из рук ее вырвать;

    И умоляет она ей еще чуждых богов:

    "Боги и люди страны, помогите вы матери жалкой!"

    Крик ее долетел до авентинских высот.

    К берегу гнал тут этейский герой коров иберийских:

    520 Он услыхал и на крик тотчас скорей поспешил.

    А как пришел Геркулес, на насилье готовые жены,

    Спины ему показав, в страхе пустились бежать.

    "Матери Вакха сестра,-вопросил Геркулес,-что с тобою?

    Или тебя, как меня, та же богиня гнетет?"

    525 Тут рассказала она о себе, но иное и скрыла:

    Стыдно при сыне вести речь о безумном грехе.

    Слух разлетается по миру, мчась на порывистых крыльях,

    Вот уже имя твое, Ино, у всех на устах.

    В гости к себе, говорят, ее пригласила Кармента,

    530 И утолить она тут голод свой долгий могла.

    Быстро пирог испекла, говорят, тегейская жрица

    На торопливом огне и поднесла угостить.

    (Вот почему пироги она любит в праздник Матралий:

    Всех ухищрений милей сельская ей простота.)

    535 "Ты, говорит, открой мне мои, пророчица, судьбы,

    Ежели можно, и тем гостеприимство умножь!"

    Мало помедлив, к себе призывает пророчица силы

    Неба и чует она: грудь ее богом полна;

    Неузнаваемо вдруг она изменилась, и ростом

    540 Выше она и святей став вдохновенным лицом.

    "Радуйся ныне! Ликуй: твои муки окончились, Ино,-

    Этот, сказала, народ ты осчастливь навсегда.

    Оба, и ты, и твой сын, божествами вы будете моря;

    Имя иное в водах наших получите вы:

    545 Ты Левкотеею будь для греков, для нас же - Матутой;

    Сын твой, по всем берегам пристань блюдя и причал,

    Будет у нас Портун, а на вашем наречье -Палемон;

    Благоприятствуйте вы нашей, молю я, стране!"

    Счастлива Ино. Ее наконец прекратилися муки:

    550 Переменив имена, стали богами они.

    Но отчего же она не пускает рабынь? Ненавидит.

    А почему, я скажу, если она разрешит.

    Было ведь так, что одна из служанок дочери Кадма

    Часто, обнявшись, спала с мужем неверным ее;

    555 И от нее-то узнал Афамант бесчестный украдкой,

    Что земледельцам дают жженые лишь семена.

    Ино сама отрицает все это, но слух такой ходит:

    Вот почему она всех и ненавидит рабынь.

    Все-таки нежная мать не должна ей молиться о детях,

    560 Ибо несчастной сама в детях была эта мать.

    Лучше потомство других ее поручать попеченьям,

    Ибо полезней была Вакху, чем детям своим.(3)



    Великолепные статуи Матер-матуты, скорее всего, символизировали передачу рожденных детей (своих собственных или детей сестер) под покровительство богини.
    http://www.liveinternet.ru/tags/%E1%EE%E3%E8%ED%E8/page17.html

    Аватара пользователя
    Таня_Гор
    Модератор
     
    Сообщения: 1920
    Зарегистрирован: Чт июл 26, 2012 10:23 am
    Откуда: Москва - Красноярск

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Сню » Пн янв 27, 2014 6:15 am

    читать не пересмотреть!
    Девочки, большое большое спасибо всем за материал!!!!
    Начала с конца - удивительно интересно!!!!
    Я - Света :) У меня трое :) :) :)
    viewtopic.php?f=1541&t=11752
    Аватара пользователя
    Сню

     
    Сообщения: 1205
    Зарегистрирован: Сб дек 08, 2012 10:31 am
    Откуда: Иркутск

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Анна Буробина » Вс фев 02, 2014 2:48 pm

    Очень захватывающая галлерея! Размышлять и переваривать.
    Спасибо большое,девочки,за подборку.
    Вот и я выбралась в клуб. Такая радость всех услышать!!!!

    Ох уж этот Аристотель, серьезный автор, я в нем разочаровалась (почитайте книгу Ефремова "Таис Афинская").
    Мне очень нравится об этрусских женщинах,о крепкой семье,о молитвах за детей...
    Лечу делать коллаж
    Аватара пользователя
    Анна Буробина

     
    Сообщения: 222
    Зарегистрирован: Ср сен 04, 2013 9:33 pm
    Откуда: Москва - Юрмала

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Юлия Ремпель » Вс фев 02, 2014 5:20 pm

    AnnaBurobina69 писал(а):Ох уж этот Аристотель, серьезный автор, я в нем разочаровалась (почитайте книгу Ефремова "Таис Афинская").


    :)

    Чтобы очаровываться или разочаровываться Аристотелем, лучше читать не Ефремова, а самого Аристотеля.
    Мыслитель, основатель философской школы, из которой ведет свое начало западно-европейская философия.

    Этика, Поэтика; Риторика; О душе я читала года в 23.
    Спасибо, что ты завела этот разговор, с большим удовольствием перечитаю в нынешнем возрасте.
    мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
    Контакты: Fb,Жж,В контакте
    Аватара пользователя
    Юлия Ремпель

     
    Сообщения: 1782
    Зарегистрирован: Чт май 31, 2012 8:14 pm

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Анна Буробина » Вс фев 02, 2014 9:21 pm

    Аристотеля,вот теперь с большим интересом почитаю. Спасибо за ссылки!

    В книге от коварно поступил по отношению к умным женщинам, может быть это художественный вымысел.
    Аватара пользователя
    Анна Буробина

     
    Сообщения: 222
    Зарегистрирован: Ср сен 04, 2013 9:33 pm
    Откуда: Москва - Юрмала

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Okatava » Вт фев 11, 2014 7:38 pm

    Хочу поделиться книгами про этрусков. Здесь выложила все свои книги в доступ. Прочитала первые три. Читаются легко, дают общее представление. Может кому-то пригодятся.
    Я - Катя fb vk pin
    Аватара пользователя
    Okatava

     
    Сообщения: 429
    Зарегистрирован: Пт ноя 02, 2012 7:28 am
    Откуда: Москва

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 11, 2014 8:23 pm

    Спасибо, Катенька!!!!!!!!!!!!!! Какой подбор!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова
    Администратор
     
    Сообщения: 44244
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: ЭТРУСКИ

    Сообщение mio89 » Ср фев 12, 2014 11:59 am

    Спасибо большое за книги! :ro_za:
    Аватара пользователя
    mio89

     
    Сообщения: 3780
    Зарегистрирован: Вт сен 27, 2011 3:22 pm
    Откуда: Москва

    Пред.След.

    Вернуться в Галерея вдохновения



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1