Филипп Отто Рунге
Добавлено: Вт авг 26, 2014 11:02 pm
remka писал(а):Филиппа Отто Рунге можно назвать одним из самых ярких представите лей романтизма в немецкой живописи первой половины XIX столетия.
Художник родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования.
В 1799—1801 гг. Рунге учился в Академии художеств в Копенгагене, затем перебрался в Дрезден, где поступил в местную Академию художеств и познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте. Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля.
Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — что бы возродиться вновь.
Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом.
Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро» (1808 г.).
http://commons.wikimedia.org/wiki/Categ ... uselang=de" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank
http://www.zeno.org/Kunstwerke/A/Runge,+Philipp+Otto" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/r ... index.html" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank
В 1810 г., в год смерти Рунге, вышла его книга «Шар цветов, или Конструкция соотношения всех смешанных цветов и их родственных связей, с приложением опыта выведения гармонии соотношения красок», получившая высокую оценку Гёте. Схема цветовой гармонии живописца походила на глобус, в котором роль «полю сов» играли белый и чёрный цвета, а «экватор» был составлен из двенадцати чистых красок — жёлтой, красной, синей и т. д. — них производных.
Светлые и тёмные оттенки каждого цвета стали «меридианами», проходившими от чёрного «полюса» к белому через цветной «экватор». Художник представил свою модель и в разрезе: все разнообразные цвета её поверхности постепенно меркнут в недрах шара и сливаются в серую точку — центр сферы, начало и конец всех красок.
Рунге не просто искал оптимальное соотношение цветов для своей палитры, он воспроизвёл систему миро здания по учению очень чтимого им немецкого философа мистика Якоба Бёме (1575—1624). Бог, которого Бёме называл Великим Ничто (подобно серому центру сферы Рунге), порождает всё многообразие духовного и материального мира.
«Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе.
«Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древ нем, неизмеримо блаженном духов ном союзе».
Рунге умер от туберкулёза в возрасте тридцати трёх лет: всё его творчество приходится на последние семь лет жизни. В своих живописных мифах он воплотил многогранное единство Бога, мира и человека — основную мысль немецкой романтической философии.