• "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
    Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
    Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
    Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
    Прокл

    "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт авг 26, 2014 2:39 pm

    Таня_Гор писал(а):Представляя картины Фра Анжелико, Елена Григорьевна сказала, что его деревья - символы мифов. Ни у кого в дневниках мне не встретились рассуждения на эту тему (или я пропустила?). Обсудим здесь?


    Таня_Гор писал(а):Во время недолгой попытки разобраться в этом вопросе, мне встретилась довольно интересная страничка на тему символики деревьев в искусстве http://andrei-stoliar.ru/post112906052/
    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина

    Re: "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт авг 26, 2014 2:40 pm

    Оляша писал(а):Танечка, спасибо тебе большое за статью. С интресом изучила.

    По поводу фресок Фра Анжелико, пожалуй тоже поделюсь своими соображениями.. На первой изображена казнь Святых Косьмы и Даимана и их трех братьев.
    Вот цитата из Википедии:
    Католическая церковь чтит Косму и Дамиана (род.в Киликии или Аравии, ум. ок. 303) 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический Литургический календарь).

    Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.

    Во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к нем пытки с целью добиться их отречения от своей веры. Однако, согласно легенде, они вынесли все испытания и те не оказали им никакого вреда. Тогда они были казнены через отрубание головы. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo, Leonzio и Euprepio, которые следовали за ними в течение всей жизни
    .

    Так на заднем плане мы видим пять крупных кипарисов, явно устремленных к небесам. Кипарис в христианской традиции символ смерти и вечной жизни. Вот они - пять мученников, поднимающихся к жизни вечной. Еще встретила одно символическое значение кипариса - набожность.

    Вот только один вопрос остается - зачем нужен самый маленький шестой кипарис?

    Вторая картина «Noli me tangere» ("Не прикасайся ко мне"), изображает сцену встречи Иисуса Христа и Марии Магдалины после его Воскресения. "Иисус говорти ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоанн, 20:17). Кто перерисовывал картину, наверняка заметил, что пшеничное поле делит ее строго пополам, а вертикально центр обозначает пальма, получается своеобразный крест. О Кресте и Крестных мучениях Христа говорят нам и деревья. И на заднем плане слева направо мы видим четыре дерева Крестного древа. Именно их мы видим на картине - кедр (символизирует величие, достоинство, красоту Христа), кипарис (с ним уже сталкивались), пальма (символ бессмертия, мученичества чистоты) и олива (символ памазания на царство) (вместе четыре дерева дают символическое обозначение четырех сторон света). Это, кстати, не характерно для Православия. Согласно православной традиции Честной и Животворящий Крест Христов был сделан из кипариса, певга (сосны) и кедра, он троичен. Но здесь традиция другая. Подробнее о символике того или иного дерева можно узнать здесь: http://www.symbolarium.ru/index.php/" target="_blankКраткая_энциклопедия_символов

    Остается пятое дерево, которое стоит поодаль. Здесь тоже есть догадка, не могу утверждать на 100%, но ассоциация у меня возникла. Посмотрим, что держит Господь в своих руках... Это похоже на топор или секиру, которая на рисунке в его руке находится у корня древа, которое точно идентифицировать не могу. Зато у меня в голове сразу родилась отсылка к евангельскому тексту. Иоанн Креститель в Евангелие от Матфея говорил: "Уже и секира при корне древ лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф. 3:10). А дальше "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее мнея; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; Лопата Его в руке Его, и он очистит гумно Свое и собрет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым."(Матф. 3:11,12) Пшеничное поле, вот оно, кстати, тоже на этой картине.
    Думаю, если подвести итог, то у Фра Анжелико мы видим, что вот он Господь Воскресший, преодолев крестные муки, восходит к Отцу нашему небесному, чтобы в том числе вершить Страшный Суд, о чем никто не должнен забывать. Прямо хочется продолжить словами Иоанна Крестителя их той же главы "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 3:2). И первой явился он Марии Магдалине, раскаявшейся блуднице, за спиной которой, кстати, зияет чернотой пещера Гроба, возможно, кстати, как напоминание о грехе и смерти, к которой они ведуд. А свет на этой картине исходит именно от фигуры Христа, свет вечной жизни.

    Приблизительно это приходит в голову, когда смотрю на произведения Фра Анжелико. Каких-то дельных искусствоведческих изыканий об этой картине, к сожалению, не нашла. Один автор даже развеселил: "Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе, характерный для алтарного образа Снятие с креста и других картин Анджелико." (http://www.sky-art.com/fraangelico/life/life04.htm" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank) !!!! Это ж надо такое выдать о произведении средневековой живописи, которая насквозь пропитана христианским символизмом! Так же и на русских иконах - практически не бывает случайных деталей, по крайней мере на великих произведениях.

    Вот такие соображения. Может кому пригодится.
    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина

    Re: "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт авг 26, 2014 2:40 pm

    Таня_Гор писал(а):Вот что пишет Александр Бенуа о фресках Фра Анжелико:

    "Мучения святого Стефана (Беато) Быть может, ни в чем фра Анджелико не приближается так к величайшим стилистам итальянской живописи, как в своих фресках, оживляющих и прямо как бы освещающих кельи и залы его монастыря Сан Марко и относящихся к 40-м годам XV века. Даже при самом предвзятом отношении к фра Беато как к ребяческому архаику здесь нельзя не видеть его зрелости. В известном смысле он приближается в них даже к самому зрелому художнику Возрождения, к Микель Анджело, и предвещает его. Эта серия фресок поражает полным отсутствием "прикрас". Это такая же отверстая книга одних голых, то потрясающих, то умиляющих символов, как та, что развернута по своду и на одной из стен Сикстинской капеллы. Пейзажная сторона этих фресок тем и замечательна, что она почти сведена к нулю. Часто от всего сценария остается лишь желто-серая земля и светло-серое или тускло-голубое небо. В сценах "Распятия" весь фон заволакивается пурпурной мглой, а почва вспухает небольшой насыпью, в которую воткнуто священное древо и по которой отчетливо льются тонкие струйки крови. "Благовещение" происходит в совершенно пустой келье, как бы воспроизводящей ту, в которой фреска написана. Лишь за крыльями ангела видна пара колонок и кусочек сада. Напротив, там, где задание требует наличности садовой обстановки (в сцене "Noli me tangere"), Анджелико изображает во всех подробностях густо заросшую цветами "пасхальную" землю, ставит пальму, кипарис, пинию и всякие кустарники, вырисовывающиеся на мутно светлеющем небе".

    http://www.benua-history.ru/216.html
    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина

    Re: "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт янв 20, 2015 12:32 am

    Наталья Югонсон писал(а):Флорентиец Фра Анжелико (ок. 1400-1455)
    "Его я даю меньше не потому, что он хуже, а потому что его деревья суть символы мифов. Каких? Подумайте сами."

    В стихотворении «Фра Беато Анжелико» (1913) Гумилёв скажет и о своем отношении к этому Мастеру, и о своих взглядах на творчество вообще:

    На всем, что сделал мастер мой, печать
    Любви земной и простоты смиренной.
    О да, не все умел он рисовать,
    Но то, что рисовал он, – совершенно [18 :VI : 123].
    http://gumilev.ru/about/129/

    Тимотео Боттонио, доминиканец того же монастыря, рассказывал, что Вазари «часто приходил поболтать с этим стариком, от которого почерпнул множество интереснейших подробностей о прославленных художниках прошлого». На этих и других данных Вазари построил жизнеописание мастера. «Фра Джованни, — пишет он, — был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству, нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур.»
    В устах комментаторов XIX века слова Вазари приобрели романтический подтекст, и с тех пор большинство авторов повторяет, что художник искал опору в божественном вдохновении, и твердит о его слезах и о деяниях веры. Подобные рассказы имеют целью привлечь к творениям мастера сердца простых людей, жаждущих духовной пищи. И хотя в наше время эти истории не находят подтверждения, ими нельзя пренебречь. Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анджелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь.
    http://art.c-rover.com/ang/angelico0008.htm

    Не нашла толкования символов деревьев в фресках, но предположу:
    На первой фреске изображены святые Косма и Дамиан.
    Обезглавлено пять святых, а деревьев тоже пять. Они как столбы стоят и живы - может, это как символ вечной жизни?
    Изображение
    http://das-gift.livejournal.com/21101.html
    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина

    Re: "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт янв 20, 2015 12:33 am

    Елена Макарова писал(а):Это монастырь Креста в Иерусалиме, который был построен на месте того дерева, из коего рубили крест - распятье.


    Наталья Югонсон писал(а):
    Елена Макарова писал(а):Это монастырь Креста в Иерусалиме, который был построен на месте того дерева, из коего рубили крест - распятье.

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Ну как Вы все знаете?
    Об этом даже интернет не знает :-)

    Рай включает в себя символизм царства Божия, мистического брака и брачного пира, золотого века человечества, философского камня, алхимического золота, Центра, Вселенной, Эдемского сада, Мирового дерева или четырех рек. Каждое дерево в раю порождает плоды, пригодные для человека, включая дерево жизни (бессмертие) и дерево познания, в роли которого традиционно выступает яблоня. Последнее ассоциируется с садами Гесперид у греков и Аваллоном у кельтов.
    http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B,%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8,%20%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B/%D0%A0%D0%B0%D0%B9/

    Обе фрески из одного флорентийского монастыря:

    В 1435 году монахам общины Сан-Доменико была передана флорентийская церковь Сан-Джордже сулла Коста, а год спустя, в январе 1436 года, они получили во владение ныне столь знаменитый - именно благодаря Фра Анжелико - монастырь Сан-Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи...
    С 1438 по 1445 художник расписывал фресками этот флорентийский монастырь. Фресковый цикл в монастыре Сан-Марко – нечто совершенно особенное, как в творчестве самого Фра Анжелико, так и в живописи вообще, так как среди современной ему монументальной живописи он не имеет прямых аналогов, поскольку он возник в той традиции, где живопись была средством демонстрации и распространения религиозных доктрин. Искусство обладало огромный потенциалом для выполнения своеобразной функции проповеди и точно соблюдало соответствие между текстом и изображением.
    Почти в каждой келье имееется фреска – как пособие и приглашение с частной, личной, приватной молитве. В келейных сюжетах Сан-Марко выработана особая иконографическая модель с рядом специфических свойств. Во фресковых композициях пространство ограничено первым планом, как правило, замкнуто и напоминает сценическую коробку. Заметен крайне строгий отбор деталей. Персонажей и предметов очень немного и они довольно крупные. Слегка повышенная линия горизонта - это сглаживет глубину и создается ощущение, что персонажи присутсвуют в пространстве кельи. Сами фрески небольшого размера, их легко охватить взглядом.
    http://das-gift.livejournal.com/21101.html

    Изображение
    Noli mi tangere (Не прикасайся ко мне)
    1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция


    Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
    Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.
    http://art.c-rover.com/ang/angelico2950.htm

    Над головой Марии - голубь, символизирующий Святого Духа. В треугольном навершии изображен благославляющий Христос Искупитель с книгой в руке, на страницах которого начертаны Альфа и Омега. Вместе с Сыном в объятиях Девы они составляют богословское сообщение, связанное с Воплощением и искуплением Троицы.

    Спасибо Вам за Фра Анжелико!
    Я не знала раньше этой удивительной красоты.

    Изображение
    http://www.livemaster.ru/topic/886399-fra-beato-andzheliko-italyanskie-hudozhniki-renessans-vozrozhdenie
    Фрески прекрасны!
    Изображение

    Изображение

    Эта картина относится к типу Мадонна Смирения, иконографическая тема которой была связана с ролью Церкви (символом церкви является Богородицы), где она должна быть представлена бедной и скромной, близкой к верующим. Мадонна Смирения сидит на земле, в отличие от Мадонны Вседержительницы, сидящей на троне. Каноническая иконография Мадонны Смирения была широко распространена в Италии с начала четырнадцатого века, первым примером является картина Симоне Мартини в Авиньоне. Орнамент тонкой работы, украшающий ковер, с растительными мотивами и изображением ибиса до сих пор имеет аналоги в современном книжном оформленим. Ибис, аист, был связан с Девой как убийца змей, символов греха Евы.
    http://www.livemaster.ru/topic/886399-fra-beato-andzheliko-italyanskie-hudozhniki-renessans-vozrozhdenie
    Еленочка Григорьевна - что это значит?
    Аист - символ змея? :sh_ok:
    Вот если бы не Оленька AYNA я бы так в несвежести своей и прозябала.
    Надо внимательней читать - аист - убийца змей! Ура!

    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина

    Re: "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт янв 20, 2015 12:33 am

    Елена Макарова писал(а): Художник-монах Фра Анджелико в «Снятии со креста» делает свой Иерусалим удивительно похожим на город Кортону. Однако крепость причудливой формы, стоящая на его вершине, напоминает цитадель, описанную греческим путешественником III века до н.э. Аристеем. Его письмо цитируется в «Десяти книгах о зодчестве» Л. Б. Альберти — крупнейшего теоретика Возрождения. Не случайно цитадель Фра Анджелико напоминает зиккурат — ступенчатую башню Древнего Востока: она, согласно письму Аристея, «расположена на очень высоком месте и укреплена несколькими башнями, которые выстроены вправо по направлению подъема из больших блоков камня и служат целям обороны».
    Фра Анжелико. Снятие с креста.
    Флоренция, музей Сан Марко

    Я жила много лет напротив Монастыря Святого Креста в Иерусалиме, часто туда наведовалась. Даже подарила одной монахине шикарное издание "Витязя в Тигровой Шкуре", чтобы знала, кто такой Шота Руставелли, живший некогда в стенах этого монастыря и даже оставивший на стенах свою фреску. Потом, правда, ее кто-то соскреб... Говорят, греки, не ладящие с грузинами. Был скандал. Фреску восстановили. Но это уже не то.
    Здесь можно подробнее узнать.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 8%D0%BC%29
    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина

    Re: "Его деревья суть символы мифов. Каких?"

    Сообщение савина » Вт янв 20, 2015 12:34 am

    Наталья Югонсон писал(а):А как же деревья на второй фреске - Не прикасайся ко мне? Они и частокол мне не дают покоя...
    И почему у Христа топор(?)?


    Елена Макарова писал(а):Согласно церковному Преданию, крест Спасителя был трехсоставен. Он состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосна или ель), кедра. Прообразовательное указание на это содержится в книге пророка Исаии: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60: 13).
    На заднем плане ты видишь эти деревья. "Не прикасайся ко мне может быть" связано с историей Марии Магдалины. Христос ее простил, Его любовь была всеобъемлюща, за что он и был распят, деревья за ним - те, из которых тесали крест. Мб такая трактовка?
    Нина
    Аватара пользователя
    савина

     
    Сообщения: 5783
    Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:30 pm
    Откуда: Запорожская область, Украина


    Вернуться в Галерея вдохновения



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3