• О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
    Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
    Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
    Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
    Прокл

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение mio89 » Вс апр 08, 2012 1:07 pm

    Ой, Лен, это надо изучать) Считается, что больше (но они все одного времени, и если и есть копия его учеников, то вряд ли можно что-то доказать любым анализом...)

    Я говорила про раннюю из тех трех копий, где авторство приписывается Босху. Многие считают оригиналом именно ту картину, что у нас в уроке, хранящуюся в Городском музее Сен-Жермен-ан-Лей. Другие пишут про все - Босх, мастерская Босха, или "по Босху".

    Опять же, что считать оригиналом - например, некоторые художники улучшают картину, какую считать оригиналом? Например, могли заказать копию с изображением конкретного дома (как в одной из копий) или городских ворот (как в другой, она как раз считается, кажется, копией не его авторства).
    Лично мое мнение :blush: , что Босх скорей всего написал именно эту (с обобщенным задним фоном), остальное делалось в его мастерской, возможно, при его непосредственном участии (скажем, лица). Не верится мне, что он мог переписывать только ради "задника".
    Аватара пользователя
    mio89

     
    Сообщения: 3779
    Зарегистрирован: Вт сен 27, 2011 3:22 pm
    Откуда: Москва

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение Елена Макарова » Вс апр 08, 2012 2:11 pm

    Да, то, что ты пишешь, резонно!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение mio89 » Вс апр 08, 2012 3:14 pm

    К тому же, он везде искал морально-философских истин, ему надо было показать зрителю не городскую сценку, а связку неграмотность-глупость-мошенничество-воровство, а для этого лучше подходит нейтральный фон.

    Ой, я не знаю, как можно его считать художником Возрождения)) Тогда, как даже в Треченто художники старались найти и показать в грешном человеке хорошее, тут все наоборот. За это и не люблю)
    Аватара пользователя
    mio89

     
    Сообщения: 3779
    Зарегистрирован: Вт сен 27, 2011 3:22 pm
    Откуда: Москва

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение Елена Макарова » Вс апр 08, 2012 4:06 pm

    Мариночка, люби иль не люби, он силен!
    Это все равно как не любить первую часть "Божественной комедии", а третью любить. Любить его вообще не обязательно, но он как звезда на небосклоне, которая безразлична к тому, как мы к ней относимся. Он есть. Мне его безмерно жаль. Как Сальватора Дали. Оба попали в переплет истории. Ни того, ни другого я сердцем не принимаю, но преклоняюсь.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение mio89 » Вс апр 08, 2012 7:00 pm

    Елена Макарова писал(а):Как Сальватора Дали. Оба попали в переплет истории. Ни того, ни другого я сердцем не принимаю, но преклоняюсь.


    Согласна, они для меня рядом...
    Если б он жил в конце 18-го... :) когда вся эта "памфлетная" живопись с французской карикатурой вознеслась... Сильно опередил)
    Аватара пользователя
    mio89

     
    Сообщения: 3779
    Зарегистрирован: Вт сен 27, 2011 3:22 pm
    Откуда: Москва

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение tasha79 » Пн апр 09, 2012 12:15 am

    Инна, Марина, Елен Григорьевна, спасибо! Зачитываюсь! Сразу хочется познать историю искусств, живописи! Почему я раньше так далеко была от этого...
    Доча Настенька - 19.09.2009
    Сыночек Иванушка - 13.07.2014
    Аватара пользователя
    tasha79

     
    Сообщения: 749
    Зарегистрирован: Пн окт 03, 2011 11:01 am

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение Настасия » Ср апр 11, 2012 10:20 am

    mio89 писал(а):Сегодня прочитала у Шарля де Тольнея, где он пишет о парадоксе, связанном с его творчеством, состоящем в том, что, предвосхищая искусство нового времени, он обращается к архаичным живописным приемам. "Сходный принцип достижения композиционного равновесия использовался во фресковой живописи итальянского треченто. Особенно он был характерен для фресок, живописующих чудеса, совершаемые тем или иным святым. [...] У Босха обращение к традициям прошлого становится актом сознательного, семантически значимого переосмысления этих традиций. "Фокусник" Босха представляет собой как бы отраженную в кривом зеркале фреску треченто. Место святого, исцеляющего больных и воскрешающего мертвых, занимает лукавый шарлатан, вместо благословляющего жеста, дарующего благодать - рука с появившимся в результате фокуса шариком"1. Эта смысловая параллель - неслучайное следствие механически заимствованного формального приема. Здесь происходит подмена священного еретическим, в этой работе опасность ереси и заблуждений показана с помощью изощренного обыгрывания культурной традиции.

    Все-таки интуитивно меня это напрягало)) А вот до этой интересной параллели не доперла...а теперь вижу, что очевидна :good: ... Как говорят французы, l`esprit de l'escalier)))


    kllena писал(а):да, я тоже на днях вышла на эту статью. На руку специально смотрела: по-моему, притянуто за уши :( благославляющего жеста та и в помине нет, на мой взгляд....
    Специально смотрела фрески треченто, внимательно.... "Сходного принципа" тоже не обнаружила.....
    Не люблю искусствоведов в последнее время, уж очень много они своего привносят, замазывают картины своими смыслами до неузнаваемости.

    mio89 писал(а):Ну, если б жест был явно благословляющий....тогда б и Возрождение не помогло б))
    Принцип один против одного есть, один в поклоне, остальные внимают :)


    mio89 писал(а):
    kllena писал(а):и что у фокусника в корзинке на поясе не сова, а мартышка.....


    Нет, сова - это однозначно - символ зла и черных сил! А мартышкой, насколько я помню, подменяли собаку, вроде, что это мартышка в костюме шута - символ обмана.
    Я про женщину нигде не читала, либо просто старик, либо священник...

    kllena писал(а):книжка "Malerei des 15. Jahrhunderts" Rose-Marie und Reiner Hagen

    kllena писал(а):мартышка как символ хитрости, зависти и непотребства
    mio89 писал(а):
    kllena писал(а):Марин, в немецких книжках я читала, что это не священник совсем, а старая женщина....


    Нашла в одном месте "женщина с зобом")) Но учитывая огромадный ключ на поясе и связку "монах" ворует у церковника, я все же склоняюсь к более распространенному варианту)
    Настя
    Аватара пользователя
    Настасия
    Модератор
     
    Сообщения: 2228
    Зарегистрирован: Пт май 27, 2011 2:20 pm
    Откуда: Москва - Екатеринбург

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение Настасия » Ср апр 11, 2012 12:17 pm

    mio89 писал(а):
    Еще к осмыслению картины (как голландцы любили все-таки подчеркивать социальную роль художника, что Вермеер, что Босх)):
    "В группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. Это молодой человек с интеллигентным лицом в одеянии члена гильдии Святого Луки и молодая женщина рядом с ним, стройная и изысканная, в богатом платье и фетровой красной шляпе с пером. Молодой человек указывает ей на вора, вынимающего из кармана зазевавшегося зрителя кошелек. Интуиция подсказывает, что это — сам Иероним Босх, а женщина — его жена, Алейд ван Меервенн. Художник бодрствует, наблюдает, обличает ложь и стремится увидеть истину — таков глубинный смысл этого образа".

    Гильдия Святого Луки (нидерл. Sint-Lucasgilde) — цеховые объединения художников, скульпторов и печатников, получившие распространение с XV в. в низовьях Рейна и Нидерландах. Гильдия получила название по имени апостола Луки, покровителя художников, который, как считается, первым изобразил Деву Марию
    Настя
    Аватара пользователя
    Настасия
    Модератор
     
    Сообщения: 2228
    Зарегистрирован: Пт май 27, 2011 2:20 pm
    Откуда: Москва - Екатеринбург

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение Инночка » Ср апр 11, 2012 12:46 pm

    Какие интересные версии...

    А то,что там Путин изображен в монашеском обличии, это что-то означает? [mosking]
    Дочка Анастасия 11.11.2008 г.
    Аватара пользователя
    Инночка

     
    Сообщения: 451
    Зарегистрирован: Пт июл 17, 2009 11:32 am

    Re: О Босхе и его картинах (обсуждение второго урока)

    Сообщение Настасия » Чт апр 12, 2012 1:18 pm

    mio89 писал(а): О нем известно довольно много, как ни странно, сохранились и архивные документы.
    Около 1480 года художник женится на Алейд Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

    Кстати, почему я думаю, что у картины несколько потайных посланий, Босх же использовал символику во всем, здесь и бестиарий, и алхимия, и символы.
    Например, почему он Босх? ;)
    Известно, что его дед был известным художником Ян ван Аакен, четверо из его сыновей (и отец Иеронимуса) были живописцами, так что не удивительно, что стремясь к "индивидуальной" славе, он взял псевдоним.
    Но почему Босх? Исследователи склоняются, что это последний слог его родного города Хертогенбос. НО!
    Босх по-голландски означает "лес". Лес был символом всего таинственного, загадочного. Рисунок Босха "Слушающий лес и видящие поля" — видимо, "творческая программа" Босха. Лес — намек на его имя, а надпись вверху гласит: "Несчастен тот, кто повторяет открытия других, а сам не может придумать ничего нового". И одновременно рисунок — это иллюстрация к нидерландской поговорке: "Поля имеют глаза, а лес — уши, и я услышу, если буду молчать и слушать". Кстати, есть сведения, что он медитировал))
    Шутка истории, но Брейгель-старший, родившийся там же и считающийся последователем Босха, не брал псевдонима, но фамилия "Брегел" означает "кустарник" :yes:
    Настя
    Аватара пользователя
    Настасия
    Модератор
     
    Сообщения: 2228
    Зарегистрирован: Пт май 27, 2011 2:20 pm
    Откуда: Москва - Екатеринбург

    Пред.

    Вернуться в Галерея вдохновения



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

    cron