• Иероним Босх

    Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
    Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
    Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
    Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
    Прокл

    Иероним Босх

    Сообщение Анюталя » Пн окт 24, 2011 10:25 pm

    Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516)
    Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения.
    В своих многофигурных композициях сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
    Увенчание терновым венцом
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507152/
    Сотворение мира
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507149/
    Поклонение волхвов
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507141/
    Семь смертных грехов и четыре последние вещи
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507127/
    Блудный сын
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507129/
    Дочки Катя+Рина
    Аватара пользователя
    Анюталя

     
    Сообщения: 208
    Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 9:35 pm

    Re: Иероним Босх

    Сообщение Анюталя » Пн окт 24, 2011 10:33 pm

    Брак в Кане
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507130/
    Взятие под стражу и несение креста
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507132/
    Вознесение в Эмпирей
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507134/
    Жизненный путь
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507135/
    Извлечение камней глупости
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507136/
    Иоанн креститель в пустыне
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507137/
    Искушение Святого Антония
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507138/
    Молитва Святого Иеронима
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507139/
    Музыкальный ад
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507140/
    Райские кущи
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507143/
    Сад наслаждений
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507145/
    Святые отшельники
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507147/
    Смерть и скупец
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507148/
    Страшный суд. Апокалипсис
    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/anutaly/view/507150/
    Дочки Катя+Рина
    Аватара пользователя
    Анюталя

     
    Сообщения: 208
    Зарегистрирован: Пн ноя 22, 2010 9:35 pm

    Re: Иероним Босх

    Сообщение Инночка » Сб апр 07, 2012 8:22 am

    Изображение

    Фокусник 1475-1480

    В этом панно Босх поставил перед собой задачу связать повседневные прегрешения с адским возмездием за них как неизбежным последствием.
    По убеждению Босха, людей нередко толкает на злодеяния обычная глупость; она же становится причиной страданий.

    Эту картина относится к ранним произведениям Босха. В рыночной сцене с картины «Фокусник» легковерный церковник наклоняется над столом, на котором разложены магические приспособления. Стоящий за его спиной персонаж в монашеском облачении, с благочестиво-умильным видом возводя очи горе, мастерски опорожняет кошелек церковника. Рядом с церковником стоит мальчик — видимо, работающий вместе с монахом; его задача — отвлечь жертву в решающий момент. Жертвой в данном случае становится священник, преступником оказывается монах злоупотребляющий своим саном. Таким образом, мир полон парадоксов.
    Дочка Анастасия 11.11.2008 г.
    Аватара пользователя
    Инночка

     
    Сообщения: 451
    Зарегистрирован: Пт июл 17, 2009 11:32 am

    Re: Иероним Босх

    Сообщение mio89 » Пт апр 13, 2012 11:17 am

    С "Фокусником" не все однозначно - в самых "строгих" списках однозначно аттрибутированных картин Босха его нет. Может, потому что сохранилось слишком много копий того времени.
    Можно посмотреть тут
    http://commons.wikimedia.org/wiki/Jhero ... e_Conjurer

    Сегодня прочитала у Шарля де Тольнея, где он пишет о парадоксе, связанном с его творчеством, состоящем в том, что, предвосхищая искусство нового времени, он обращается к архаичным живописным приемам. "Сходный принцип достижения композиционного равновесия использовался во фресковой живописи итальянского треченто. Особенно он был характерен для фресок, живописующих чудеса, совершаемые тем или иным святым. [...] У Босха обращение к традициям прошлого становится актом сознательного, семантически значимого переосмысления этих традиций. "Фокусник" Босха представляет собой как бы отраженную в кривом зеркале фреску треченто. Место святого, исцеляющего больных и воскрешающего мертвых, занимает лукавый шарлатан, вместо благословляющего жеста, дарующего благодать - рука с появившимся в результате фокуса шариком"1. Эта смысловая параллель - неслучайное следствие механически заимствованного формального приема. Здесь происходит подмена священного еретическим, в этой работе опасность ереси и заблуждений показана с помощью изощренного обыгрывания культурной традиции.
    Еще к осмыслению картины (как голландцы любили все-таки подчеркивать социальную роль художника, что Вермеер, что Босх)):
    "В группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. Это молодой человек с интеллигентным лицом в одеянии члена гильдии Святого Луки и молодая женщина рядом с ним, стройная и изысканная, в богатом платье и фетровой красной шляпе с пером. Молодой человек указывает ей на вора, вынимающего из кармана зазевавшегося зрителя кошелек. Интуиция подсказывает, что это — сам Иероним Босх, а женщина — его жена, Алейд ван Меервенн. Художник бодрствует, наблюдает, обличает ложь и стремится увидеть истину — таков глубинный смысл этого образа".

    Например, почему он Босх? ;)
    Известно, что его дед был известным художником Ян ван Аакен, четверо из его сыновей (и отец Иеронимуса) были живописцами, так что не удивительно, что стремясь к "индивидуальной" славе, он взял псевдоним.
    Но почему Босх? Исследователи склоняются, что это последний слог его родного города Хертогенбос. НО!
    Босх по-голландски означает "лес". Лес был символом всего таинственного, загадочного. Рисунок Босха "Слушающий лес и видящие поля" — видимо, "творческая программа" Босха. Лес — намек на его имя, а надпись вверху гласит: "Несчастен тот, кто повторяет открытия других, а сам не может придумать ничего нового". И одновременно рисунок — это иллюстрация к нидерландской поговорке: "Поля имеют глаза, а лес — уши, и я услышу, если буду молчать и слушать". Кстати, есть сведения, что он медитировал))
    Шутка истории, но Брейгель-старший, родившийся там же и считающийся последователем Босха, не брал псевдонима, но фамилия "Брегел" означает "кустарник" :yes:
    Аватара пользователя
    mio89

     
    Сообщения: 3779
    Зарегистрирован: Вт сен 27, 2011 3:22 pm
    Откуда: Москва


    Вернуться в Галерея вдохновения



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6