• Хоппер

    Музы, молю - из толпы многогрешного града людского
    Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
    Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
    Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.
    Прокл

    Хоппер

    Сообщение Нюрка » Вт апр 19, 2011 5:31 pm

    Я с Хоппером сюда :)
    У меня книжка с разбором Полуночников.

    Изображение

    1. Тонкие искажения.
    При тщательном анализе работ Хоппера видно, что созданные им пространства слегка искажают действительность. Однако изменения часто столь тонки, что ощущаются интуитивно, а не зрительно. Это ощущение какой-то неправитльности усиливает неуютную атмосферу, присущую картинам Хоппера.

    2. Смелая графика
    Хоппер интуитивно стремился к простой графике и потому ценился как промышленный художник (рекламодатели и редакторы журналов любят четкие образы). Хоппер противопоставляет четкость рисунка неуютному ощущению смутного напряжения.

    3. Пустая улица
    Об этой картине Хоппер сказал: "Я сильно упростил вид и сделал ресторан гораздо больше. Видимо, я бессонательно писал одиночество большого города".

    4. Одинокий угол
    Хоппер часто выбирает необычные точки обзора, отделяющие угол комнаты или улицы, что изолирует персонажей и вызывает у зрителя чувство отгороженности от изображенного мира.

    5. Искусственный свет
    Хоппера всегда привлекала игра светотени. Здесь его заинтересовал резкий искусственный свет, заполняющий кафе и улицу призрачной зеленью.

    6. Одинокий незнакомец
    За стойкой сидит безликий человек. Хоппер почти наверняка набросал его с натуры, мастерски передав свет, падающий на его лицо и плечи.

    7. Сценки из жизни
    Роберт Генри, влиятельный учитель Хоппера в Нью-Йоркской художественной школе, советовал ему брать сюжеты из повседневности и учиться у таких живописцев, как Веласкес, Мане и Дега.

    Парочка за стойкой
    Отношения мужчины и женщины за стойкой вызывающе двусмыслены. Их руки почти соприкасаются или вот-вот соприкоснутся, но остается неясным случайность это или нет.

    Из Википедии

    «Полуночники» (англ. Nighthawks) — самая известная картина американского художника Эдварда Хоппера и одно из наиболее узнаваемых произведений искусства США.
    Сюжет картины навеян закусочной в районе Гринвич-Виллидж на Манхэттене, по соседству с домом художника. В настоящее время на её месте находится автостоянка Mulry Square. Хоппер начал работу над картиной сразу же после Нападения на Пёрл-Харбор, когда по всем Соединённым Штатам распространилось чувство мрачности и подавленности, переданное в картине. На полотне изображены ночные посетители закусочной, погружённые в собственные мысли. Единственный работник, на мгновение оторвавшись от своих дел, смотрит в окно мимо клиентов. Улица возле столовой пустынна и темна, её освещает только свет из по-видимому единственного работающего в столь поздний час заведения. Если приглядеться, можно заметить, что нет ни одного видимого выхода наружу из этого заведения, что ещё больше нагнетает чувство ограниченности и замкнутости. Хоппер отрицал, что хотел выразить именно это в картине, но говорил, что, «возможно, бессознательно хотел изобразить одиночество в большом городе».
    Юмор - наше всё!
    Ко мне можно на "ты", а называть и Аней, и Нюркой, и Нюрой, и прочими вариациями:)
    Аня Каньшина
    Аватара пользователя
    Нюрка

     
    Сообщения: 465
    Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 9:58 pm
    Откуда: Киев-Toronto

    Re: 3 Курс. Круги по воде или навеяло...

    Сообщение Нюрка » Вт апр 19, 2011 5:40 pm

    Да.. я собственно выложила это объяснение, т.к. не понимаю пункт про "тонкие искажения".

    В этом месте должно быть продолжение отсвета от кафе?

    Помогите, кто может, вразумите :)
    Юмор - наше всё!
    Ко мне можно на "ты", а называть и Аней, и Нюркой, и Нюрой, и прочими вариациями:)
    Аня Каньшина
    Аватара пользователя
    Нюрка

     
    Сообщения: 465
    Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 9:58 pm
    Откуда: Киев-Toronto

    Re: Хоппер

    Сообщение Дилайла » Чт апр 21, 2011 3:46 pm

    никак не могу взяться за этот урок...
    при чем, есть же альтернатива, а все равно - что-то не пускает
    пытаюсь разобраться в загадке Хоппера
    интересно, что сегодня была почти бессонная ночь - у Соньки болел живот и я к ней всю ночь бегала. И вот в какой-то момент ко мне пришло имя Рене Магритт - я даже не помню, что это, кто это, откуда это... естественно, утром все забыла, а начала статьи о Хоппере читать, а его часто с Магриттом сравнивают :)

    Нашла эту статью. Мне кажется я начала лучше понимать его работы после нее. Теперь надо найти картину, которая меня зацепит и можно начинать работать...

    Один на один с Америкой

    Эдвард Хоппер родился 22 июля 1882 года в небольшом городке Найак близ Нью-Йорка в семье хозяина галантерейной лавки. Семья была не чужда искусству, по выходным отец, мать и дети иногда приезжали в Нью-Йорк, чтобы посетить художественные выставки или сходить в театр. Впечатления записывались в толстую книгу.
    Когда Хопперу было 12 лет, он вырос за год на 30 сантиметров. И его рост стал 180 сантиметров. В школе его, мальчика по фамилии Хоппер, дразнили естественно грассхоппеер - то есть, кузнечик. Один из друзей писал: "Наблюдать за тем, как Хоппер встает из глубокого кресла - это все равно, что смотреть на подъемный кран в процессе его сборки".
    С этого злосчастного роста и худобы началась и навсегда сохранилась болезненная стеснительность, замкнутость и молчаливость Хоппера. Его жена писала в дневнике: "Говорить что-нибудь Эду - все равно, что бросать камень в бездонный колодец. Не услышишь всплеска".
    Тем не менее, с самого детства, со времен художественной школы, у Хоппера появилось несколько верных, на всю жизнь, друзей. Один из них, будущий известный критик Гай Дюбойс, писал о нем в юности.
    "Эд - самый талантливый среди нас. И сила духа есть. Но что-то стопорит пока его талант. Слишком много англосаксонской сдержанности. При том, что он это в себе ненавидит, любит свободу латинского характера, читает только по-французски, Верлена знает наизусть. Но говорит так мало, что я чувствую себя балаболкой. А когда говорит - точно и умно. Такая искренность в суждениях! Но какой-то голод снедает его. Я бы так хотел видеть его другим, счастливым".
    Смешно, что упоминается англосаксонская сдержанность Хоппера, который был американцем голландских и французских кровей.
    Эдвард с детства любил рисовать все, что его окружало, особенно море, которое он видел, когда его семья выезжала летом на побережье Массачусетса. Рисовать он начал очень рано, а в десять лет уже стал датировать и подписывать свои рисунки.
    Родители с пониманием относились к увлечению сына, но хотели как-то совместить его хобби с бизнесом. Когда Эдварду понадобились деньги, чтобы учиться живописи, отец их дал, но посоветовал сыну заняться графикой, которая может пригодиться в рекламном деле, которое сулило надежный доход. Так Хоппер оказался в Нью-Йоркской школе графики. Он быстро осваивал все, чему его там учили, но душа его тянулась к большому искусству, и в 1900 году он поступил в Нью-Йоркскую художественную школу (1900–1906), где его главным наставником стал Р.Генри (Хенрай). В его работах этого периода отчетливо проявляется главная тема – одиночество маленького человека в большом городе.
    После окончания школы, Эдвард совершил три путешествия в Европу В 1906 году, в 1909-м и в 1910-м годах. В основном, он жил во Франции. Но поездил по Голландии, Бельгии и Испании. Тем не менее, когда он говорил Европа, он всегда имел в виду Францию. Он стал настоящим франкоманом. И он говорил, что по возвращении в Америку, ему понадобилось 10 лет, чтобы освободиться от чар французского искусства и взглянуть на тот мир, который его окружал - на Америку. Хоппер писал в одном из редких своих писем. "Мы заплатили уже достаточным восхищением и вниманием французскому искусству. Пора оставить его в стороне. Пора оторваться от материнской французской груди и сделать первые шаги по своему собственному пути". Больше он ни разу не ездил в Европу и вообще упрямо сопротивлялся любому европейскому влиянию.
    Хоппер испытал большое влияние французского импрессионизма. В 1913 году он принял участие в авангардной выставке «Армори шоу» в Нью-Йорке, но в целом остался равнодушным к авангарду. Его называли изоляционистом. Рядом с другими американскими художниками, которые в соответствии с модой становились кубистами, футуристами, сюрреалистами, абстракционистами, и вообще, авангардистами, Хоппер был безнадежно старомоден и консервативен. Истеблишмент его времени считал его скучным и маргинальным художником, поскольку он не принимал участия в экспериментах своего времени. В 1910-1920 годах Хоппер жил в Нью-Йорке, зарабатывал на жизнь иллюстрациями для журналов. В 1913 году он снял студию в богемном квартале Гринич-Виллидж, которую сохранил за собой до конца жизни. Его первая персональная выставка принесла ему одни расстройства, никто не купил ни одной его картины, а критика отнеслась к его творчеству очень жестоко. Однако он продолжал работать и как живописец.
    Хоппер женился в 1924 году на женщине всего на год младше его. А ему был 41 год. Он и Джозефин Нивисон были знакомы еще по нью-йоркской художественной школе и вращались в одних и тех же кругах. Он начал ухаживать за ней в Глостере, под Нью-Йорком, где оба писали с натуры и случайно встретились. Хоппер тогда был уже довольно известным гравировщиком, но Джо уговорила его сделать несколько акварелей для осенней выставки в бруклинском музее, в которой ее пригласили участвовать. Это она его туда рекомендовала. В результате, на выставку взяли 6 его работ и одна - "Крыша мансарды" - получила приз выставки и была продана. Хоппер был в полной эйфории и хотел на следующее лето вернуться с Джо в Глостер, чтобы написать новую серию картин. Но Джо планировала провести лето в Провинстайне с компанией художников и писателей. Хоппер и Джо поссорились из-за этой разницы в планах. И тогда Хоппер сказал: "Если вы согласитесь поехать в Глостер, я на вас женюсь". Так они и сделали.
    Эдвард Хоппер был таким замкнутым человеком, что дневник Джо Нивисон-Хоппер - единственный источник информации о его жизни и характере. И из этого дневника смутно и очень необъективно вырисовывается драма их отношений. Оба были потомственными пуританами. Если и не в религиозном смысле, то в этическом. Она в свои 40 лет была девственницей. Он в 41 год не намного опытнее ее. Их сексуальная жизнь была разочарованием для обоих. Он рисовал на ее злые карикатуры. Тощий голый муж вымаливает у сварливой, равнодушной жены ласки. Она писала в дневнике: "Эд считает, что я должна идти на все ради его удовольствия. Но я, как полковник Джексон Уолл не позволю атаковать себя с тыла. И Эд еще обижается, когда я называю его садистом".
    Если верить дневнику жены, Эдвард Хоппер не разрешал Джо выносить сор из избы и посоветоваться с другими более опытными женщинами или с врачами. Он издевался над ее картинами, он не разрешал ей водить машину, а когда она однажды настояла и попала в опасную ситуацию на дороге, он выволок ее из автомобиля чуть ли не за шиворот. В отместку она укусила его за руку и прокусила до кости. С другой стороны, по воспоминаниям знакомых ясно, что Джо не готовила в доме еду. И когда однажды друзья-художники спросили ее: "Какое любимое блюдо Эдварда?", она надменно сказала: "Вы не находите, что в нашем кругу слишком много вкусной еды и слишком мало хорошей живописи? Наше любимое блюдо? Доброжелательная консервная банка тушеных бобов".
    Их ссоры иногда доходили до драки. Тем не менее, они невероятно зависели один от другого. Они вдвоем придумывали женские персонажи его картин, давали им имена, выбирали костюмы, и потом она позировала. Картины Хоппера, на которых изображены пары, отчетливо изображают трагедию их отношений. Тем не менее, они оба предпочитали жить вместе, мучая, но и дополняя друг друга. Их объединяла любовь к французской поэзии, театру и кино, и это хватало, чтобы жить вместе. Джо стала главной моделью для Эдварда, он запечатлел на картинах, написанных после 1923 года.
    Он рисовал пламенный закат на железной дороге в Огайо, или блеклый восход на платформе пенсильванского шахтерского городка. Такой пронзительно безжизненный, что кажется, будто людей на свете вообще нет. Он рисовал телеграфные столбы, заправочные станции, как на знаменитой картине "Бензин", пустые дороги. Жена писала в дневнике: "Мы в Нью-Мексико. Экзотическая архитектура Санта Фе раздражает Эда. Он не умеет рисовать красивые вещи, красивых девушек. Только тогда успокоился, когда нашел на запасных путях заброшенный вагон. Бросился его рисовать и повеселел. Даже чувство юмора к нему вернулось".
    После смерти мужа Джо сказала его биографу: "Однажды сотрудник журнала "Ньюйоркер" пытался написать очерк о жизни Эдварда. И не смог. Не было материала. Не о чем писать. Его настоящую биографию могла бы написать только я. И это был бы чистый Достоевский".
    Поздний Хоппер - стопроцентный реалист. И если бы не сюжеты его картин, то его можно было бы причислить к соцреалистам. Ибо жизнь на его полотнах предстает перед зрителем в формах самой действительности. А отличие от соцреализма в том, что представлена она не такой, какой "должна была бы быть", то есть не счастливой и наполненной творческим эниузиазмом, а такой какой она открылась самому художнику - страшной и безнадежной.
    Главная же тема искусства Хоппера, как ни странно, практически совпадает с основной темой советского кинематографа послевоенных лет - темой одиночества.
    Но в советском кино ("Служебный роман", "Осенний марафон", "Монолог", "Пять вечеров", "Судьба человека", "Сталкер" и прочие) одиночество представлено на фоне более или менее сочувствующей коммунальной среды (соседи, сослуживцы, соратники, родные). Хоппер же представляет нам одиночество без всякого сочувствия и поддержки - абсолютное, зловещее, бесконечное одиночество. На картинах Хоппера даже закаты одиноки, и улицы, и дома, и люди, и даже пары, особенно пары.
    Гнев, взаимное недовольство или отчуждение между мужчиной и женщиной - постоянные темы Хоппера. Как на картине "Вечер на Кейпкоде", где изображена пара, в которой каждый сам по себе, хотя оба словно бы вместе отдыхают около своего дома. И даже собака на этой картине не обращает внимания на хозяина, который пытается ее подманить, а прислушивается, по выражению самого Хоппера, к далекому зову охоты.
    Как одинока эта пара на картине, и как одинок их белый дом, к которому нет дороги, только высокая желтая трава кругом. Джо зло писала в дневнике: "Эд не любит рисовать живое. Мастер мертвой травы". Отношения с Джо Хоппер начал прекрасной черно-белой рождественской открыткой. На подоконнике обнявшаяся пара, залитая лунным светом. А последняя картина, которую он написал в жизни, называется "Двое комедиантов". Это две белые фигуры клоунов - мужчина и женщина - залитые светом рампы в последнем поклоне публике. И за ними - ночь.
    Жизнь в такой атмосфере гнетущего одиночества была бы, вероятно, совершенно безнадежным и бессмысленным занятием, но художник в своих картинах все же находит точку опоры - в природе и солнечном свете, падающем, как правило, либо на окна, либо из окон.
    На фоне его ночных пейзажей и интерьеров с их мертвящим электричеством солнечные лучи в точности воплощают символ "луча света в темном царстве".
    У Хоппера есть потрясающее полотно, которое называется "Шахтерский город в Пенсильвании". На фоне голой стены провинциального дома стоит бритоголовый человек в белой рубашке и в жилете, с граблями в руках, его лицо, которое мы видим в профиль, застыло в туповатом изумлении. Он смотрит куда-то чуть вверх между своим домом и соседним, откуда идет свет. Что за свет бьет в это беспомощное лицо? Закат, огни фабрики или свет озарения? Известный американский поэт Марк Стрэнд в поэтической интерпретации этой работы Хоппера назвал картину "Благовещение наоборот". А современник Хоппера художник Чарльз Берчвилд писал: "В наше время прогресс и, вообще, новые формы жизни развиваются так стремительно, что миллионы людей чувствуют себя отставшими, ненужными и одинокими. Не менее одинокими, чем их предки пионеры в пустынных прериях дикого Запада. Хоппер первым запечатлел этот феномен. О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков".
    Хоппера считают одним из самых значительных представителей американского искусства в целом, как с точки зрения сюжетно-тематической, так и формальной. Но с формальной точки зрения здесь чувствуется сильное влияние Европы - метафизической живописи Де Кирико с его мистическим солнцем, Балтуса с его странными персонажами городских улиц и пустых интерьеров, сюрреалистов парижской школы.
    Тем не менее, Хоппера отличает (и отчасти сближает с немецким экспрессионизмом Макса Бекмана, кончившего свою жизнь в Америке) именно жесткий реализм, почти полное отсутствие выдуманного, фантастического.
    Его виды американского города и природы немного напоминают советского художника Нисского - в них тоже часто присутствует мотив пустого, безлюдного пространства и железных дорог, по которым никуда не уехать от этой щемящей пустоты.
    Умер Хоппер в Нью-Йорке 15 мая 1967. Многие из картин мастера, пользуясь большой популярностью, стали национальными художественными символами, часто фигурируя в кино, на книжных обложках, в визуальной рекламе, расходясь рекордными тиражами в открытках и постерах. Сегодня Хопперодни из самых продаваемых художников в Америке, его выставки проходят при полном аншлаге.

    Андрей Евпланов, по материалам американских и британских сайтов.

    http://rockkent.narod.ru/Hopper/Hopper.htm
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    Re: Хоппер

    Сообщение Нюрка » Чт апр 21, 2011 4:13 pm

    Дилайла
    Диночка, спасибо !

    смотри, нашла еще одну картину, на которой магазинчик заднего плана из Полуночников
    Изображение

    Похож?
    Юмор - наше всё!
    Ко мне можно на "ты", а называть и Аней, и Нюркой, и Нюрой, и прочими вариациями:)
    Аня Каньшина
    Аватара пользователя
    Нюрка

     
    Сообщения: 465
    Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 9:58 pm
    Откуда: Киев-Toronto

    Re: Хоппер

    Сообщение Дилайла » Чт апр 21, 2011 4:15 pm

    Просмотрела много-много картин Хоппера, везде яркие тревожные цвета, длинные выразительные тени и одиночество...

    Меня больше всего зацепили эти.

    Контора в маленьком городке
    Изображение

    Кафе-автомат
    Изображение

    Комнаты с видом на море
    Изображение

    Субботнее утро
    Изображение

    Окно отеля
    Изображение

    Леночка, можно я из этих четырех какую-то выберу? (вид на море я не беру)
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    Re: Хоппер

    Сообщение Дилайла » Чт апр 21, 2011 4:18 pm

    Анют, я на нее тоже смотрю :)

    но мне кажется, эти окна совершенно разные. У полуночников городская архитектура начала 20 века - минимализм, яркость. А в субботнем утре - провинциальная, середина 19 века, потертый шик центральных улиц.
    Но я могу и ошибаться ;)
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    Re: Хоппер

    Сообщение Нюрка » Чт апр 21, 2011 4:25 pm

    Слушай, а мне кажется, что все же место то же, только для выразительности он его упростил.
    Знаешь, как при плохой новости лицо у человека меняется. Мы говорим "осунулось лицо", а у него "осунулся город"

    Но это лично мои ощущения. Он же вроде написал эту картину после новости о войне?!
    А вторая картина такая разомлевшая, жаркий полдень, еще все хорошо...
    Юмор - наше всё!
    Ко мне можно на "ты", а называть и Аней, и Нюркой, и Нюрой, и прочими вариациями:)
    Аня Каньшина
    Аватара пользователя
    Нюрка

     
    Сообщения: 465
    Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 9:58 pm
    Откуда: Киев-Toronto

    Re: Хоппер

    Сообщение Дилайла » Чт апр 21, 2011 5:17 pm

    Ань, разница между картинами 20 лет.
    "Суббота" 1923 год
    "Полуночники" 1942

    но быть может все :)
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    Re: Хоппер

    Сообщение Нюрка » Чт апр 21, 2011 5:21 pm

    Вспоминаю я Киев 20 лет назад, вроде не так давно было. На моем Подоле бережно строили здания, чтобы получался ансамбль. А сейчас строят угловатые, холодные, некрасивые и унылые постройки, которые все меняют. Вот так и получается хопперовский город, потому что тепло из таких зданий быстро улетучивается.
    А может просто детство прошло :)))
    Юмор - наше всё!
    Ко мне можно на "ты", а называть и Аней, и Нюркой, и Нюрой, и прочими вариациями:)
    Аня Каньшина
    Аватара пользователя
    Нюрка

     
    Сообщения: 465
    Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 9:58 pm
    Откуда: Киев-Toronto

    Re: Хоппер

    Сообщение Дилайла » Пт апр 22, 2011 11:53 am

    Молчаливый свидетель
    Алексей Тарханов о ретроспективе Эдварда Хоппера в Лозанне
    http://www.kommersant.ru/doc/1485826


    Для американского искусства Эдвард Хоппер (1882-1967) — классик-переклассик. "Молчаливым свидетелем" назвал его The Time в 1956 году. Он остановил мгновения средней американской жизни и показал, как она поэтична и таинственна.

    "Передать с возможной точностью мои впечатления" — так понимал свою задачу Хоппер, но эта просто сформулированная задача, будучи виртуозно выполненной, делает его совершенно реалистические картины абсолютно сюрреалистическими.

    Нынешнюю выставку привезли из нью-йоркского Whitney Museum Of American Art, с которым связана вся жизнь художника. Здесь в 1920 году, еще в Whitney Studio Club, прошла его первая персональная выставка и здесь же в 1964-м состоялась последняя прижизненная ретроспектива. Именно Whitney подарила в 1968 году перед самой смертью три тысячи работ Хоппера его вдова Джо. И понятно, что все это наследие художника — неподъемный груз для любого музея, решившего принять его выставку. Приходится делать выборку. На сей раз она более чем успешна — в Лозанне, пусть и конспективно, показан весь Хоппер, от молодого художника до национального достояния.

    В первом зале — серия автопортретов, сначала карандашных и перьевых. Он как будто бы узнает себя: вот какое у меня лицо, вот какие у меня, оказывается, руки. За графикой идет живопись — два абсолютно непохожих друг на друга Хоппера: роковой денди в черном костюме с белым воротником (1906) и немолодой американец в шляпе, похожий на положительного сыщика из фильма Хичкока. Этот автопортрет датирован 1925-1930-м, и с тех пор художник до самой смерти не менялся. Как не менял, кстати, и место жительства: с 1913 года он жил (и работал) в одной и той же мастерской под крышей в доме три по Вашингтон-сквер.


    Далее — парижские пейзажи начала 1900-х, времен его европейских каникул — очень нарядные и цветные, но уже с некоторой странностью: Париж — густонаселенный город, но улицы пустынны, парижскую толпу он туда не допускает. Люди существуют отдельно — на его акварелях с парижскими типами. Типы предельно карикатурны: толстяк в цилиндре, положивший живот на колени, апаш в галифе и кепке, мидинетка в шляпке. Это напоминает зарисовки костюмов к театральным постановкам даже не по Хемингуэю, а по раннему Эренбургу.

    Итог Парижа — картина "Голубой вечер" 1914 года, похожая на экзамен на настоящего французского художника. На ней тулуз-лотрековские персонажи встречаются в кафе: грустный клоун с размалеванными глазами, монументальная проститутка, буржуазная пара за ликерами. Когда Хоппер выставил ее в Нью-Йорке в 1915 году, тогдашняя Америка сочла ее слишком смелой, и Хоппер ее больше не показывал.

    По возвращении домой жизнь навязала ему работу иллюстратора, и на выставке честно показано несколько листов его журнальных иллюстраций. Ими Хоппер зарабатывал себе на хлеб, но хлеб этот явно был несъедобен, настолько они черствы и сухи.

    Зато потом — два замечательных зала. Первый посвящен женщинам, это рисунки обнаженных, точнее — обнаженной. Не натурщицы и не подружки — единственной моделью для них послужила его жена Джозефина, Джо. Впрочем, поскольку все эти рисунки передавала в музей именно она, изображения других женщин, возможно, закончили свои дни в печке.

    Они познакомились в 1923 году, когда 30-летняя Джозефина Нивизон работала в Бруклинском музее. Она купила для музея первую работу, которую Хоппер сумел продать, за целых $100. Как честный человек, он просто обязан был жениться. Отношения их, как говорят, были прочны и мучительны. Они жили долго и не очень счастливо. Джо пережила его на год.

    Как бы то ни было, жена позирует ему и для совсем не льстивой картины "Стриптиз" (1941) — и мы видим постепенное превращение фигуристой, спортивной американки с вьющимися каштановыми волосами в рыжеволосую мегеру на сцене кабаре — с сосками цвета ярко-накрашенных губ.

    Эскизы — самая сильная сторона нынешней выставки. В Лозанну привезли едва ли 5% хопперовского наследия, здесь нет многих хрестоматийных его полотен (например, самой знаменитой — "Полуночники"), зато каждая из живописных работ откомментирована подготовительной графикой, в которой Хоппер по-инженерному точен. Видно, как он тщательно собирал, суммировал и берег впечатления, чтобы использовать их впоследствии.

    Вот на выходе мы видим голую женщину со спины — эта задница ему понадобится для картины "Excursions Into Philisofy" (1959). Там обнаженная ровно в той же позе лежит, отвернувшись к стене на кровати, на которой сидит в каком-то молчаливом тупом отчаянии одетый мужчина.

    Или затерявшийся среди офортов маленький отпечаток "Одинокий дом" (1922). Тоже запас на будущее. Очень скоро эти одинокие дома станут его темой. Как в "Утре в Южной Каролине" (1955), где негритянка в красном платье выходит из городского дома прямо в поле — словно дело происходит в "Марсианских хрониках" Рэя Брэдбери. Как в чуть подкрашенном первым светом полусонном особняке на заросшем лесом берегу — "Восход в Кейп-Коде" (1934).

    Несколько нью-йоркских пейзажей, взятых преимущественно с воды, кажутся удивительно петербургскими по своим ощущениям и цвету. "Остров Блэквилл" (1928) с психбольницей и тюрьмой, похожей на "Кресты", даже романтичнее и живописнее многоквартирного дома в Бронксе ("Дом на Ист-Ривер", 1930) с одинаковыми квадратиками окон.

    Именно после этих пейзажей появляются наконец на выставке его магические зрелые вещи со свежезамороженными людьми вроде "Утреннего солнца" (1952) с обнаженной девушкой, сидящей на пустой кровати и смотрящей в освещенное утренним солнцем пустое окно с уродливыми крышами. Рядом, как всегда, тщательные эскизы, похожие на архитектурный план с подробной экспликацией, где какие будут цвета и как ляжет тень.

    Двумя залами позже мы встречаем похожий сюжет. Картина называется "Женщина на солнце" (1961). Она отличается деталями интерьера, более уверенной резкой пространства и тем, что женщина не сидит на кровати, а стоит возле нее в луче утреннего солнца, такая же обнаженная и безмолвная — как будто бы для того, чтобы встать, ей потребовалось целых девять лет.

    Казалось бы, совершенно реалистические сюжеты, заурядные герои: тоскующая пара на диване или женщина в освещенной восходом комнате, или мужчина, причесывающий граблями газон. И титульная работа, которую выбрали для афиши, самая поздняя на выставке — "Солнечный свет на втором этаже" (1960) с двумя женскими фигурами на балконе. Но в этих картинах есть загадка. И она связана с тем, что художник ухитряется раствориться в своем зрителе, взять его в союзники и в свидетели. Говоря о Хоппере, чаще пишут про одиночество, потерянность, боль, но никто не говорит о том, что в его картинах есть простое удовольствие взгляда, счастье видеть и различать детали, гордость тем, что он умеет найти волшебство в обычном, и невероятное наслаждение тем, что он способен об этом рассказать другим.

    Хоппер не зря любил писать театральные сценки и театральные ложи: кажется, что мы видим мизансцену, придуманную авангардным режиссером, выстроенную сценографом и подсвеченную опытным осветителем, способным положить на ковер у ног главной героини луч солнечного света. Его полотна, на которых ровно ничего примечательного не происходит,— это поле удивительного напряжения, а их застывшие персонажи — настоящие актеры, умеющие держать паузу. Остается только разделить оцепенение художника, его растворение в моменте, продлив этот момент настолько, насколько хватает сил неподвижно стоять перед картиной, не отводя от нее глаз.

    Лозанна, Fondation de l`Hermitage, до 17 октября
    Аватара пользователя
    Дилайла

     
    Сообщения: 3217
    Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 12:00 pm
    Откуда: Полис, Кипр

    След.

    Вернуться в Галерея вдохновения



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

    cron