• О "научить ребенка рисовать"

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Фотиния » Чт сен 19, 2013 12:15 pm

    Ох,как это интересно... такие дискуссии у меня часто со взрослыми стулдентами, давно работающими в школе (начальной), да и в дет сада тоже. Действование по образцу, схеме, ЗУНы, полное подчинение и ни коем случае не вылазить за "рамки", как листа, так и программы... Эти дискуссии всплывают каждый год...
    Можно немного порассуждать на эту тему???? Если мы говорим о детском творчестве, о развитии его самовыражения, тогда можно определить методы развития того самого творчесского самовыражения... Причем мы може это только предположить...немного предугадать и создать ту самую развивающую , культурную среду для ребенка, в которой он может воплотиться, как с Вашей помощью, так и помощью свыше. Итак...методы

    I Метод - экспериментирование с материалом
    Метод - экспериментирование с материалом, импровизация (развитие средств самовыражения: визуально-чувственного, временно-пространственного, интонационно-ритмического), относящийся к первому этапу раскрытия творческого самовыражения ребенка средствами искусства
    Данный этап глубоко творческий процесс приобретения ребенком его собственного, неповторимого, личностно окрашенного опыта действий с этим материалом, всеми доступными ему способами. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами искусства (цвет, жест, интонация, различные характеристики звука, слова). Он не может перейти к обучению рисованию, не пройдя этого этапа. Открыв и освоив для себя новый материал и способ манипулирования с ним, ребенок начинает применять его при свободном рисовании, будучи увлечен уже не собственно этим способом, а предметным или сюжетным содержанием изображения и стараниями передать его как можно яснее и лучше. На данном этапе работы не ставится задач, связанных с развитием чисто изобразительных навыков. В группах должны быть созданы условия для изобразительной деятельности (различные виды красок, кистей, бумаги, пластилина, подручных материалов и др.), должно поощряться экспериментирование. Вначале дети манипулируют материалами, исследуют их свойства и возможности без предварительного замысла – что получится. Это – самоценная для ребенка, творческая исследовательская деятельность. В то же время, в группе должна быть организована интересная для детей, содержательная жизнь, богатая событиями. Таким образом, дети все время спровоцированы на попытки отразить в изо-деятельности свои впечатления и переживания. Такое рисование - прекрасный способ снятия напряжения и тренировки сосредоточения. Оно имеет существенное психогигиеническое воздействие на большинство детей. Суть данного в том, что когда в изобразительную деятельность вовлекается возбудимый, расторможенный или, наоборот, излишне зажатый ребенок, то она приобретает свойства естественного психокоррекционного средства. Дети, погрузившись в стихию красок (цветовых пятен, линий, контуров…), как бы спускаются вниз по возрастной шкале и очень быстро начинают заново проходить тот путь, который они в свое время прошли, но недостаточно реализовали каждый его этап.
    Педагогу на данном этапе необходимо развивать у детей эмоциональную отзывчивость на живопись, музыку и соотносить произведения разных видов искусств между собой.
    Методики
    • игры и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсомоторных навыков детей; экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование пластилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга, монотипия и т.д.
    • задания на нахождение выразительного решения без изображения реального предмета – образно-символическое рисование (создание на листе гармоничного цветового пространства; "Мои любимые цвета"; "Мое настроение"; "Здесь живет грусть, радость, добро, зло".) При этом задачи данных заданий оформлялись на колористическом, музыкально-интонационном и словесном материале. Выполнение данных работ позволит нам определить эмоционально-эстетическую позицию детей и их способность к экспериментально-исследовательской деятельности, то есть определить перспективы их дальнейшего творческого самовыражения.
    • упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции. Предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.).
    Освоение данного этапа технологии означает, что рассмотренный способ изобразительной деятельности действительно стал принадлежать лично ребенку, стал его собственной возможностью, его инструментом личностно-значимой деятельностью.

    II. Метод присвоение и перевоплощение конкретного способа действия в средство индивидуальной выразительности, относящийся ко второму этапу раскрытия творческого самовыражения ребенка средствами искусства.
    На данном этапе происходит развитие у ребенка конкретного способа действия (овладение способом художественного выражения). Наигравшись с материалами и исследовав их возможности, ребенок овладевает конкретными способами действия. У ребенка начинают возникать замыслы, порожденные теми возможностями материала, которые ребенок уже освоил, и теми впечатлениями, которые, помимо рисования, наполняют его жизнь. Происходит выстраивание заново, воссоздание в ходе индивидуального развития ребенка способов деятельности, закрепленных в культуре. Некоторые из них могут быть изобретенными тем или другим ребенком лично. При этом более динамично начинает проявлять себя исследовательская активность (креативность исследовательской деятельности), где предметом этой деятельности (инструментом) выступают изобразительные свойства материала. На второй стадии предмет овладения превращается в средство индивидуальной выразительности, происходит выделение тех материалов и способов действия, которые предпочтительней для ребенка в соответствии с его общекультурным смыслом, а затем выделение этого смысла как актуального для ребенка и превращение в его личную возможность, способность, инструмент.
    Методики
    • предметно-тематические. Рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д. А также общие темы и упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания;
    • упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушения поведения с последующей сотворческой работой с семьей. Можно рекомендовать различные варианты упражнения «игровые семейные от ношения». Например: используя методы проективного рисования «Моя семья», «Герб семьи»; песочной терапии (песок и миниатюрные фигурки людей и животных, ребенок изображает семейные сцены и сочиняет истории на данную тему; ребенок рисует и вырезает из бумаги фигурки людей и животных, которые затем использует для сочинения и игрового исполнения историй) и куклотерапии (ребенок лепит фигурку из пластилина или теста, а потом рассказывает, что она делает или говорит; используя набор кукол, ребенок изображает какую-нибудь семейную ситуацию и описывает чувства персонажей), а также тематическое рисование «Папа и мама»; «Бабушка и дедушка»; «Мои родные»; «Дома праздник». В этом цикле можно рассмотреть и традиции семьи, её корни, правила этикета, которые закладываются в большей степени именно в семье, но которые, к сожалению, сегодня часто отсутствуют. При желании цикл можно расширить за счёт внеклассной работы (подготовка к «Празднику семьи», который может быть проведён в детском саду с привлечением родителей и людей старшего поколения).
    • коллективно-творческое рисование. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.
    -
    III. Метод актуализации процесса творческого самовыражения, относящийся к третьему этапу раскрытия творческого самовыражения ребенка средствами искусства.

    На данной стадии ребенок использует полученное знание или умение в своих собственных, не отчужденных для него, а лично актуальных целях, делает новое средство инструментом своей собственной творческой деятельности. В этом акте сливаются и эмоционально-чувственные впечатления и переживания, полученные в результате увиденного и услышанного, и опыт художественно-творческой деятельности, полученный ранее, и тот неповторимый миг "изобретения нового выражения" для передачи своих мыслей и чувств, который собственно и характеризует творчество. Процесс этот по сути спонтанный, незамедлительный, "неоттягиваемый" во времени и он, безусловно, должен иметь выход на занятии.
    Методики
    • изобразительная работа на основе направленной визуализации или материала сновидений. Например, после проведения направленной визуализации на тему путешествие на ковре-самолете. Каждый изображает наиболее яркие впечатления от путешествия, которые затем обсуждаются;
    • интегративные техники, предполагающие сочетание изобразительной деятельности с другими формами творческого самовыражения — с прослушиванием музыки, чтением стихов, представление ролей и т. д.;

    Следует напомнить, что три перечисленных этапа процесса обучения не сменяют друг друга механически. В условиях сложной, многомерной и многосмысловой неотчужденной детской деятельности одни ее компоненты и стороны могут находиться на стадии погружения, другие в стадии отработки способа, а третьи, в стадии использования в качестве уже присвоенного полноценного средства. В осуществлении такой сложной, многомерной деятельности могут возникать все новые и новые аспекты самовыражения, рассмотренных в динамике.
    Фотиния

     
    Сообщения: 194
    Зарегистрирован: Чт сен 20, 2012 3:12 pm
    Откуда: Ростов-на-Дону

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Елена Макарова » Чт сен 19, 2013 12:17 pm

    Светочка, это так научно, что я ничего не понимаю. Ты умница - владеешь строгим языком описания процессов неописуемых.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50610
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Фотиния » Чт сен 19, 2013 2:47 pm

    Ха ха... я еще постаралась.. :du_ma_et: . Конечно рассказывать гораздо интересней, а лучше всего делать...))))
    Фотиния

     
    Сообщения: 194
    Зарегистрирован: Чт сен 20, 2012 3:12 pm
    Откуда: Ростов-на-Дону

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Фотиния » Чт сен 19, 2013 2:48 pm

    Больше не буду)))) :ni_zia: так....
    Фотиния

     
    Сообщения: 194
    Зарегистрирован: Чт сен 20, 2012 3:12 pm
    Откуда: Ростов-на-Дону

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Валерия Гилелес » Чт сен 19, 2013 9:56 pm

    Anya_Le писал(а):Тех, кто делает что-то потому, что не может не делать, единицы. Речь не о них, а об обычных людях.

    Обычные люди? Где вы таких видели?!?)))
    “Он лежит на траве... Неотрывно глядит в небеса... Не мешайте ему... Он занят, он строит воздушные замки”.
    Юрий Левитанский(с)
    Аватара пользователя
    Валерия Гилелес

     
    Сообщения: 58
    Зарегистрирован: Чт сен 12, 2013 12:11 am
    Откуда: Израиль, Мицпе Авив

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Валерий Гумуш » Чт сен 19, 2013 11:09 pm

    To: Anya_Le
    Ребенок должен уметь выполнять инструкции, рисовать по образцу, по схеме, раскрашивать объекты, не заходя за края - иначе о какой готовности к школе мы говорим?

    Так и вырастет взрослый умеющий дествовать только по инструкции, жить по чужому образу, образу который зачастую не соответствует его натуре.
    Из-за чего "готовность к школе" для Вас настолько важна, что вы готовы ради нее пожертвовать креативностью и творчеством Вашего ребенка?
    Перед кем именно и откуда взялся у ребенка долг "выполнять инструкции"?
    Или просто такой ребенок более удобен...

    режим - основа гармоничного воспитания

    Это, прям, какой-то политический лозунг :)

    Мне ближе авторитарный стиль.

    Задумывались ли Вы что ближе Вашему ребенку?
    Авторитарный стиль порождает забитых, неувереных в себе и загнаных в рамки людей, которые впоследствии становятся такими же авторитарными родителями и история повторяется из поколения в поколение...

    Я убеждена, что учить слушать другого - дело бесполезное, а вот учить действовать по инструкции нужно.

    Нужно кому?
    Научиться "слушать другого" и услышав адекватно взаимодействовать с этим "другим" и есть одна из важнейших задач "воспитания". Чем бы человек не занимался в жизни он будет взамиодействовать с "другими" и есть он не умеет их услышать, то врядли из этого выйдет что-то хорошее.

    Ребенку, на мой взгляд, просто необходимо вовремя дать понять, что его мечты и фантазии интересны и ценны исключительно ему, а объективной пользы и ценности в них крайне мало. Иначе мы вырастим вместо нормального человека - непонятого гения.
    ...а "творческие" потуги этого несчастного ребенка, маленького или уже подросшего, будут вызывать у окружающих в лучшем случае насмешку, а в худшем осуждение.

    Именно так, чтобы он с детства знал что он полная заурядность и все его мечты и фантазии гроша ломанного не стоят.
    Намерение Ваше ясно, Вы хотите оградить ребенка от будущих возможных разочарований.
    Вместе с тем, увереность ребенка в себе закладывается родителями в первые годы жизни.
    Если эта увереность не заложена, и вместо нее заложено понимание что он обычный и все его творения никому не нужны и ничего не стоят, то разочарований будет на порядок больше.


    Счастье не в том, чтобы хорошо выучиться в школе, правильно выполнять инструкции и быть нормальным человеком.
    Иначе все отличники были бы самыми счастливыми в мире людьми ;)

    Потом эти люди выходят в жизнь и тратят десятки лет и огромные суммы денег чтобы избавиться от своей "нормальности", выйти за "рамки" и... творить и жить.
    There are only two things to do in this life - work & love :)

    Дневник: viewtopic.php?f=1540&t=11831
    Аватара пользователя
    Валерий Гумуш

     
    Сообщения: 44
    Зарегистрирован: Вс сен 15, 2013 11:43 pm

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Валерий Гумуш » Чт сен 19, 2013 11:21 pm

    Спасибо durida за все посты и особенно за "Творчество. Не делать из мухи слона?"
    There are only two things to do in this life - work & love :)

    Дневник: viewtopic.php?f=1540&t=11831
    Аватара пользователя
    Валерий Гумуш

     
    Сообщения: 44
    Зарегистрирован: Вс сен 15, 2013 11:43 pm

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Марина Кузнецова » Пт сен 20, 2013 12:28 am

    Валерий, у меня волосы на голове зашевелились, когда я прочитала высказывания, которые вы комментируете!!! Я удивлена, что такие люди заходят, читают и учатся чему-то (вопрос чему) на этом форуме. Как они дорогу-то сюда находят?! Может я чего не понимаю. Человек ищущий открыт новому, а тут сплошная стена!
    Печально то как...
    Марина
    Мой дневничок: viewtopic.php?f=1537&t=11727
    Добро пожаловать!
    Аватара пользователя
    Марина Кузнецова

     
    Сообщения: 196
    Зарегистрирован: Чт сен 05, 2013 10:32 am
    Откуда: Спб, Пушкин / Всеволожск

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Елена Макарова » Пт сен 20, 2013 1:15 am

    Не суди поспешно, Марин! Очень важно слушать и понимать любого. Может, например, этот текст - спор с самой собой, или запальчивость, или раздражение, все может быть.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50610
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Марина Кузнецова » Пт сен 20, 2013 7:04 am

    Елена Макарова писал(а):Не суди поспешно, Марин! Очень важно слушать и понимать любого. Может, например, этот текст - спор с самой собой, или запальчивость, или раздражение, все может быть.

    Спасибо, Лена! действительно я могу много не знать об обстоятельствах, настроении человека. Но, читая это, всё моё существо не соглашается.
    Марина
    Мой дневничок: viewtopic.php?f=1537&t=11727
    Добро пожаловать!
    Аватара пользователя
    Марина Кузнецова

     
    Сообщения: 196
    Зарегистрирован: Чт сен 05, 2013 10:32 am
    Откуда: Спб, Пушкин / Всеволожск

    Пред.След.

    Вернуться в О чем говорят детские рисунки



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6